Программа
В рамках Программы по развитию личностного потенциала подготовлены методические рекомендации «Новая среда: как менять образовательное пространство школ и детских садов». Они адресованы руководителям школ, детских садов, а также управленцам общеобразовательных организаций.
Известный педагог Виктор Шаталов говорил: «Опустите огурец в рассол, и он без всякого труда станет соленым». Несомненно, пространство влияет на жизнь в общеобразовательной организации (ОО). Сегодня школы и детские сады меняются, и даже отсутствие финансирования этому не может помешать. Дети и взрослые всё больше вовлекаются в принятие решений о том, как изменить школу изнутри. А новые пространства начинают работать на обновленную атмосферу, отношения, культуру.
«Новая среда: как менять образовательное пространство школ и детских садов» — пособие, в котором собраны ответы на актуальные вопросы: как сделать школу притягательной и интересной для всех участников учебного процесса с помощью простых инструментов? Как через вовлечение детей и педагогов в изменение пространства запустить глубинную трансформацию в культуре ОО?
В пособии разъясняется методология и описываются инструменты реновации, редизайна и трансформации пространств ОО, в том числе с использованием механизмов соучаствующего проектирования, когда дети, педагоги, родители — все участники образовательных отношений — вовлекаются в проектирование школьного пространства. В методических рекомендациях обобщён и систематизирован отечественный и зарубежный опыт в области преобразования предметно-пространственного компонента личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС) в школах и детских садах; приводятся факты из исследований в области дизайна и психологии восприятия окружающей среды, уникальные примеры того, как с помощью довольно простых, но эффективных приемов можно изменить помещение ОО, создать современное, комфортное и мобильное пространство.
Пособие разработано исследователями и специалистами Лаборатории образовательных инфраструктур НИИ УГО МГПУ по заказу фонда специально для Программы по развитию личностного потенциала с целью помочь всем участникам Программы создавать ЛРОС, в том числе через изменение пространства школы. В состав авторского коллектива входят:
Пособие состоит из 4 глав.
Глава 1 посвящена современным тенденциям и подходам к формированию пространств образовательных организаций; в ней приводится международный и российский опыт.
Глава 2 содержит описание метода соучаствующего проектирования и основные положения социального и безопасного дизайна.
Глава 3 посвящена редизайну образовательных пространств, приведены отечественные и зарубежные практики оценивания образовательной среды, описаны рекомендации по цветовым и интерьерным решениям, вопросам организации временно личных пространств (мест уединения) и мест демонстрации творческих достижений. Особое внимание уделено особенностям проектирования среды в детских садах.
Глава 4 представляет собой подборку кейсов образовательных организаций — участниц Программы по развитию личностного потенциала, применивших для разработки ЛРОС методы соучаствующего проектирования и осуществивших редизайн своих пространств.
В качестве приложений приведены шаблоны инструментов, позволяющих самостоятельно реализовать проекты соучаствующего проектирования, а также действующая разрешительная документация, регламентирующая эксплуатацию зданий ОО.
Мы уверены, что приведённые в пособии примеры и рекомендации вдохновят коллективы школ и детских садов и подвигнут их к переменам.
Пособие находится в открытом доступе в нашей библиотеке, а также в Каталоге Программы по развитию личностного потенциала (разделы, посвященные личностно-развивающей образовательной среде).
Тел.: +7 (495) 669-08-08 (доб. 78915099)
E-mail: compliance@vbudushee.ru