В Петербурге представили результаты развития личностного потенциала школьников и учителей из восьми регионов России

Итоги пилотного года реализации проекта «Мастерские роста» озвучили на межрегиональной научно-практической конференции «Факторы роста» в Доме детского творчества «На 9-й линии». Организаторами события стали команды АНПО «Школьная лига» и Института педагогики СПбГУ при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».

Проект «Мастерские роста» посвящён созданию в образовательных учреждениях России условий для развития личностного потенциала школьников, учителей и родителей за счёт позитивного имиджа «мастерства». Это значит, что участники объединяются в мастерские, чтобы вместе развивать свой личностный потенциал через деятельность и создавать проекты на разные темы в течение учебного года, помогая своей школе стать местом, где интересно быть и учиться. В основу мастерских легли образовательные решения Фонда «Вклад в будущее», созданные в рамках Программы по развитию личностного потенциала.

Конференция позволила осветить наиболее успешные практики проекта, определить и обосновать возможность самостоятельного развития школы в выбранных направлениях.

Всего в этом году работала 91 мастерская, участвовали 149 педагогов и 1 288 учеников из 8 регионов страны. Свои практики представили на открытой сессии конференции школа № 47 им. Д. С. Лихачева в Санкт-Петербурге, Центр образования и творчества «Петровский Дворец» в Петрозаводске, Обдорская гимназия в Салехарде, Федоровская средняя общеобразовательная школа № 5 в поселке Федоровский Сургутского района ХМАО, школа № 74 в Кирове, Жиганская средняя общеобразовательная школа в Якутии, школа № 1 «Полифорум» в Серове, Гимназия № 3 Мурманска, школа № 288 им. Олега Ольховского и школа № 21 им. Э. П. Шаффе в Санкт-Петербурге.

Так, в мастерской «Печа-куча книжных открытий» дети и педагоги читают качественную подростковую литературу и могут поделиться своими впечатлениями о прочитанном, используя технологию лаконичных и увлекательных выступлений. Ребята учатся выбирать книги, которые помогают им лучше понимать себя и окружающих, делать осознанный выбор, проявлять силу воли, структурировать своё выступление, отбирая самый интересный материал для презентации, работать с фактологическими вопросами к тексту, рефлексировать.

«Мировое кафе» создаёт игровую обстановку для обсуждения разновозрастными школьниками социально-эмоционального развития человека. Учащиеся 8–11 классов, которые имеют способности и интерес к педагогической деятельности, проводят с младшеклассниками встречи, где с помощью технологии сфокусированного неформального обсуждения принимают нестандартные решения, объединяют несколько точек зрения, планируют групповую работу, обмениваются опытом.

эксперт
Пётр Положевец Исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее»

«Все школы-участницы создают мастерские не в одиночку, а единым звеном, командой. Самое главное ― развитие педагога, а через него ― школьника и родителя. Наши многолетние исследования показывают, что дети, обучающиеся у учителей, которые участвуют в наших проектах по личностному развитию, начинают показывать более высокую вовлеченность в обучение, уверенность в своих силах, активность, удовлетворенность школой и общением с родителями и сверстниками. Конечно, мы сталкиваемся с препятствиями, потому что все хотят изменений, но редко хотят начать с себя. Но это и есть главный принцип программ Фонда ― менять себя и через это изменять среду и окружающих».

эксперт
Татьяна Галактионова Профессор Института педагогики СПбГУ

«Мы обсудили, как важно для всех ― и педагогов, и детей, и родителей ― уметь делать выбор, проявлять инициативу, слушать друг друга и договариваться. Мы улучшаем мир вокруг себя через созидание и поиск новых ресурсов, открыты для изменений и новых целей. Важно помнить, что личность развивается в деятельности и в кругу других людей, а способности становятся ресурсами, когда появляется цель».

Мастерская «5R» помогает развивать в школе практики бережливого отношения к окружающей среде. Можно научиться преобразовывать пространство, в котором живешь и учишься, влиять на отношение людей к природе и к себе, проявлять и продвигать заботу об окружающей среде, организовывать события на стыке экологии и экономики, видеть возможности там, где все «видят мусор», и делать мир благополучным и комфортным.

Чат-ботов создают в мастерской «Помощник будущего». Освоив небольшую техническую часть, школьники могут сделать ассистента, который поможет выбрать книгу или посоветует упражнения и статьи для тех, кто находится в стрессе или столкнулся со сложной ситуацией.

Говорить на языке кино и создавать свои работы позволяет мастерская «Мир в объективе». Хорошие фильмы могут влиять на то, как дети и взрослые воспринимают мир, а совместный просмотр и обсуждение обязательно выведут это понимание на новый уровень. Считывая с экрана человеческие эмоции и анализируя события, ребята ищут ответы на важные вопросы: «Как заводить друзей?», «Как справиться с потерей и отчаянием?», «Как помогать другим?», «Как научится слышать и понимать себя и других?».

Около 300 педагогов и представителей администраций школ-участниц «Мастерских роста», экспертов по инновациям в образовании, а также родителей приняли участие в конференции.

Участники посетили пленарное выступление, несколько тематических секций, стендовую сессию и пообщались с коллегами. Среди тем: новые цифровые возможности, технологические решения, событийные практики, чтение и мастерство в развитии личностного потенциала педагога, проектирование личностно-развивающей образовательной среды в начальной школе, практики учета «голоса» ученика. Каждый участник получил альпинистский карабин, символизирующий поддержку и верное плечо единомышленника, которые необходимы каждому, кто хочет достичь вершины.

Назад
Новости