Сетевое взаимодействие с университетами

В июле 2020 года семь педагогических университетов России и Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» объединились в консорциум для проведения совместных исследований, разработки и внедрения методик, направленных на развитие личностного потенциала в системе образования.
В июне 2021 года еще девять университетов присоединились к консорциуму.

Положевец.jpg Петр Положевец, исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее»

В настоящий момент участниками Консорциума являются 16 университетов из 15 регионов России.

Участники Консорциума:

Управление консорциумом «Развитие личностного потенциала в образовании» осуществляет Совет. Председатель Совета, член Экспертно-стратегического совета БФ «Вклад в будущее», член Экспертного совета Программы по развитию личностного потенциала, научный руководитель программы «Платформа персонализированного образования для школы», председатель ФУМО в сфере высшего педагогического образования, директор Института педагогики СПбГУ, член-корреспондент Российской академии образования, д-р пед. наук, профессор Казакова Елена Ивановна.

«Для нас очень важно воспитать то поколение учителей, для которых гармонизация двух задач – задачи достижения важных для общества образовательных результатов и задачи достижения личного счастья и благополучия в этом процессе ученика – является ключевым приоритетом. Мы убеждены, что любой университет начинается тогда, когда педагог-ученый задает себе исследовательские вопросы: «Что такое для ребенка счастье?», «Как взаимодействует с учеником современный учитель? «Каков он, сегодняшний ребенок?», «Какова сегодняшняя семья?», «Как все эти субъекты взаимодействуют в современном образовательном процессе для того, чтобы мы могли развивать личностный потенциал каждого ученика?». Это является важнейшей государственной задачей – сделать так, чтобы каждый ученик, который приходит в первый класс, понимал: школа создана для того, чтобы он мог найти свое место в жизни, научился учиться, раскрыл уникальные стороны своей личности. Ради этого мы формируем консорциум». Е.И. Казакова Председатель Совета Консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании»

Члены Совета:

  • Байханов Исмаил Баутдинович – ректор Чеченского государственного педагогического университета
  • Гафуров Ильшат Рафкатович – ректор Казанского (Приволжского) федерального университета
  • Герасёв Алексей Дмитриевич – ректор Новосибирского государственного педагогического университета
  • Груздев Михаил Вадимович – ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского
  • Засыпкин Владислав Павлович – ректор Сургутского государственного педагогического университета
  • Казакова Елена Ивановна – член Экспертно-стратегического совета БФ «Вклад в будущее», член Экспертного совета Программы по развитию личностного потенциала БФ «Вклад в будущее», научный руководитель программы «Платформа персонализированного образования для школы», председатель ФУМО в сфере высшего педагогического образования, директор Института педагогики СПбГУ
  • Минюрова Светлана Алигарьевна – ректор Уральского государственного педагогического университета
  • Панин Владимир Алексеевич – ректор Тульского государственного педагогического университета
  • Петрищев Игорь Олегович – ректор Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова
  • Приятелев Вячеслав Викторович – ректор Вологодского государственного университета
  • Реморенко Игорь Михайлович – ректор Московского городского педагогического университета
  • Сагитов Салават Талгатович – ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы
  • Тарасов Сергей Валентинович – и.о. ректора Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена
  • Толстенева Александра Александровна – и.о. проректора по учебно-методической деятельности Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина
  • Федина Нина Владимировна – ректор Липецкого государственного педагогического университета
  • Федоров Олег Дмитриевич – директор Сибирского института управления РАНХиГС
  • Чиговская Назарова Янина Александровна – ректор Глазовского государственного педагогического института имени В.Г. Короленко
Для реализации решений Совета сформирован Исполнительный комитет Консорциума.

Создание Консорциума поддержано Российской академией образования и Федеральным учебно-методическим объединением в сфере высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки».

Направления сотрудничества участников Консорциума:

  1. Разработка и реализация программы магистратуры в сфере развития личностного потенциала, реализуемой в сетевой форме (планируемый срок – 2022 год).
  2. Разработка и внедрение новых образовательных продуктов, связанных с темой развития личностного потенциала, для обучающихся, профессорско-преподавательского состава, педагогических работников университетов – участников Консорциума.
  3. Систематизация, накопление и преумножение научного знания в вопросах развития личностного потенциала ребенка и педагога.
  4. Разработка новых проектов и программ исследовательской деятельности и академической мобильности.
  5. Стимулирование обмена идеями, практиками, методами, опытом между университетами.

Контакты Исполнительного комитета Консорциума: consortium@vbudushee.ru


Участники Консорциума о сотрудничестве:

эксперт
Елена Казакова Председатель Совета Консорциума «Развитие личностного потенциала в образовании»

«Для нас очень важно воспитать то поколение учителей, для которых гармонизация двух задач — задачи достижения важных для общества образовательных результатов и задачи достижения личного счастья и благополучия в этом процессе ученика — является ключевым приоритетом. Мы убеждены, что любой университет начинается тогда, когда педагог-учёный задаёт себе исследовательские вопросы: «Что такое для ребёнка счастье?», «Как взаимодействует с учеником современный учитель?», «Каков он, сегодняшний ребенок?», «Какова сегодняшняя семья?», «Как все эти субъекты взаимодействуют в современном образовательном процессе для того, чтобы мы могли развивать личностный потенциал каждого ученика?». Это является важнейшей государственной задачей — сделать так, чтобы каждый ученик, который приходит в первый класс, понимал: школа создана для того, чтобы он мог найти своё место в жизни, научился учиться, раскрыл уникальные стороны своей личности. Ради этого мы формируем консорциум».

эксперт
Михаил Груздев Исполняющий обязанности ректора Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского

«За последние годы случилось многое, но не случилось, на мой взгляд, главного: не изменились, практически, образовательные практики. Возможно, я излишне жестко сейчас обозначаю свою позицию, но, по большому счету, школьные учителя часто продолжают читать лекции и пересказывают учебники, благополучно копируя те образовательные практики, с которыми столкнулись в системе педагогического образования... Никто из нас пока не готов написать другую дидактику, не дидактику Коменского. Но мне кажется, что мы вместе должны по крупицам собирать образцы новых практик, осмысливать их теоретически – и, действительно, написать когда-нибудь коллективную монографию «Новая дидактика педагогического образования».

эксперт
Владислав Засыпкин Ректор Сургутского государственного педагогического университета

«Кому, как не педагогическим университетам, заниматься теоретическими и практическими вопросами развития личностного потенциала… Этот проект для нас – логичное продолжение той деятельности, которую мы ведем в течение многих лет… Студенты-выпускники педагогических вузов, придя в школы, копируют те практики, педагогические и профессиональные, которые они наблюдали на своих занятиях. Они копируют своих преподавателей. И от того, как будут работать преподаватели в вузе, от того, как они будут работать со студентами, – вот от этого будет зависеть то, что выпускники понесут в школу».

эксперт
Игорь Петрищев Ректор Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова

«На мой взгляд, мы на своем примере сейчас показываем, что те технологии, которые могут использоваться, должны использоваться, в первую очередь, теми, кто начинает готовить, готовит и будет готовить будущих учителей и будущих специалистов в сфере образования».

эксперт
Петр Положевец Исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее»

«Уверен, что нашей дружной высокопрофессиональной команде удастся реализовать прорывные проекты в сфере педагогического образования. Думаю, что Консорциум станет одной их самых продуктивных профессиональных площадок, на которой будут обсуждаться образовательные проблемы, возникающие вызовы, успешные практики. Мы можем стать двигателем изменений педагогического образования».

эксперт
Игорь Реморенко Ректор Московского городского педагогического университета

«Одна из важных составляющих нашей работы – высвечивать разные взгляды на те или иные феномены, которые происходят в педагогической действительности… Мы в плане личностно-ориентированной педагогики разделяем общие ценности и подходы, но при этом мы с вами являемся носителями разных технологий выращивания личности, становления человека, развития человеческого потенциала. Важно эти разные технологические подходы обозначать как усиливающие друг друга, в чем-то друг с другом дискутирующие».

эксперт
Салават Сагитов Ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

«Очень важно, кого мы будем готовить в школах и кого мы будем готовить для школ. Приятно, что мы оказались в такой серьезной компании. В этом Консорциуме, на мой взгляд, мы будем обогащать друг друга теми наработками и особенностями, которые есть у наших вузов».

эксперт
Светлана Минюрова Ректор Уральского государственного педагогического университета

«Мир динамичен, меняются потребности и запросы общества, и в этой динамике растет будущее. Педагогические вузы погружены в разработку новых образовательных и учебных практик, неповторимых и уникальных, опираясь на опыт прошлого и приметы настоящего. Основная задача Консорциума - комплексное развитие личностного потенциала с помощью практических инструментов. Объединив все усилия, замыслы и идеи педагогических сообществ России, мы сможем создавать полезные продукты будущего разных форматов и уровней».

эксперт
Исмаил Байханов Ректор Чеченского государственного педагогического университета

«В Чеченском государственном педагогическом университете предпринимаются шаги к переходу на практикоориентированное обучение. Главным флагманом в этой работе стала Педагогическая мастерская абсолютного победителя Всероссийского конкурса "Учитель года России" 2018 года Алихана Динаева. Поиск новых форм развития эффективно осуществляется командами. Педагогические, проектные и исследовательские команды вуза – это примеры точек роста и прорыва, в полной мере способных обеспечить профессиональную идентичность, непрерывное развитие, личностный рост и ценность профессионализма. Команду вузов, которую создал консорциум, ждут интересные исследовательские открытия. Мы рады стать частью такой команды прорыва».

эксперт
Олег Федоров Директор Сибирского института управления - филиала РАНХиГС

«В последние годы серьезно изменились представления об образовании и его роли в жизни общества. Раньше оно рассматривалось как подготовка к будущей жизни или профессиональной деятельности, сейчас в значительной степени речь идет о развитии личности, конструировании уникального индивидуального образовательного опыта. Консорциум – это не только форма профессиональной коммуникации, но и реальный шанс тиражировать накопленный опыт, практики, успешные кейсы. Важно также, что это общественное объединение позитивных устремлений, неравнодушных людей. Это позволит работе быть в духе академической свободы. Уверен, что результатом работы будут интересные и нестандартные решения в области качества отечественного образования».

эксперт
Вячеслав Приятелев Председатель Общественной палаты Вологодской области, председатель Совета ректоров ВУЗов Вологодской области, ректор Вологодского государственного университета

В ситуации поиска смыслов и выбора путей дальнейшего развития нации и государства усиливается понимание важности учительства как профессии, значимости педагогического образования как инструмента, формирующего тех, кто в дальнейшем будет формировать будущие поколения. Поэтому одна из перспективных задач в настоящий момент – консолидация усилий в выборе такой траектории развития педагогического образования, в которой заинтересовано общество и государство. Для нас консорциум – это эффективный механизм совместного поиска идей и возможностей их реализации в научной, образовательной, социокультурной, межнациональной деятельности, социальном партнерстве, «локомотив» развития университета.

эксперт
Сергей Тарасов Ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

«За последние годы существенно изменилась ситуация в образовании, в первую очередь, в связи с его технологизацией. Во времена, когда цифровые технологии становятся одними из ключевых медиаторов взаимодействия ребенка с миром взрослых, особое значение приобретает проблема развития личностного потенциала как учащегося, так и обучающих его педагогов. Для Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – поиск решений в этой области является первоочередной задачей, учитываемой и в научной, и в образовательной деятельности. Выпускники педагогических вузов, мы уверены, продолжат эту идеологию дальше в образовательных организациях, куда они придут работать, что несомненно обеспечит преемственность в российском образовании».

эксперт
Алексей Чумаченко Ректор Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского

«Подготовку учительских кадров мы видим как непрерывную цепочку: довузовское обучение, качественное высшее образование, педагогическая интернатура для молодых учителей, профессиональное общение с учителями региона. Для Саратовского университета это приоритетная задача, выполнение которой позволит сформировать учителя будущего как человека, безраздельно преданного своим ученикам, обладающего высоким интеллектом, способного оценить новые вызовы и найти адекватные ответы на них, умеющего быть в диалоге с окружающим миром и коллегами, культивирующего в себе и своих учениках коммуникативные возможности, в том числе – в цифровой реальности. Поиски новых смыслов в педагогической парадигме лучше вести вместе. Вот почему нам нужен Консорциум!»

эксперт
Александр Фёдоров Ректор Балтийского федерального университета им. И. Канта

«Создание Консорциума по приоритетным и флагманским образовательным и научным программам и темам позволяет построить трансрегиональный открытый сетевой холдинг, расширяющий образовательные и научные границы с помощью трансформации основных политик и стратегических проектов трансрегионального и международного партнёрства. Вступление в Консорциум позволяет прямо или косвенно обеспечить не только усиление практической подготовки будущих учителей, но и существенное расширение горизонтов их научного мышления и исследовательской деятельности. Только совместная кооперация и объединение ресурсов всех субъектов социально-образовательных систем позволяют сформировать единое пространство распространения и генерации инновационного педагогического опыта, единое пространство сторон, заинтересованных в повышении эффективности и конкурентоспособности национального образования».

эксперт
Константин Борисович Егоров Ректор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета

«Я уверен, что подготовка педагогов сегодня ― это самый надёжный вклад в завтрашний день, в развитие нашего общества. В последние годы отечественные педагогические вузы объединились в настоящее сообщество, и все его участники искренне заинтересованы в обмене мнениями, реализации проектов, создании платформ для совместных начинаний. Консорциум ― это наше общее дело, которое обязательно принесет пользу нашей системе образования, будущим и действующим педагогам и наставникам».

эксперт
Александр Николаевич Худин Ректор Курского государственного университета

«Вхождение в Консорциум для нас ― шаг вперед и импульс к развитию как университета, так и региональной системы образования. Мы рассматриваем программы Консорциума как передовые профессиональные решения проблем подготовки новых поколений к жизни в сложном обществе. Полагаем, что опора разработок Консорциума на современные исследования и направленность содержания на социально-эмоциональное развитие детей и взрослых позволит нам воспитать думающее, чуткое и ответственное поколение. Организовав у себя в университете интеллектуальную среду поддержки идей Консорциума, мы рассчитываем стать ресурсным центром для образовательных организаций региона и помочь им изменить внутреннюю культуру, перезапустить профессиональную инициативу и выйти на новый уровень развития, соответствующий духу времени».