«Для нас очень важно воспитать то поколение учителей, для которых гармонизация двух задач – задачи достижения важных для общества образовательных результатов и задачи достижения личного счастья и благополучия в этом процессе ученика – является ключевым приоритетом. Елена Казакова Председатель Экспертно-стратегического совета Благотворительного фонда "Вклад в будущее"
«Что такое для ребенка счастье?», «Как взаимодействует с учеником современный учитель? «Каков он, сегодняшний ребенок?»
Председатель Консорциума, директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, председатель ФУМО в сфере высшего педагогического образования, член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Елена Ивановна Казакова выбрана «Профессором года» в области педагогических наук.
В МГПУ стартовало обучение по новой магистерской программе «Развитие личностного потенциала: персонализация и цифровизация образования». Первые 60 магистрантов приступили к занятиям в рамках пилотной магистерской программы в рамках Консорциума.
Состоялось обучение новых участников Консорциума. В обучении приняли участие 82 сотрудника из 13 университетов.
9 российских вузов присоединились к Консорциуму «Развитие личностного потенциала в образовании»: ВоГУ (Вологодская область), ЛГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского (Липецкая область), СИУ — РАНХиГС (Новосибирская область), ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тульская область), ЧГПУ (Чеченская Республика), ГГПИ им. В. Г. Короленко (Удмуртская Республика), НГПУ (Новосибирская область), КФУ (Республика Татарстан), УрГПУ.
Первые 96 участников Консорциума прошли погружающее обучение по методическим материалам Программы по развитию личностного потенциала.
Учреждён Консорциум «Развитие личностного потенциала в образовании». Семь педагогических университетов России и Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» подписали соответствующее соглашение: БГПУ им. М. Акмуллы (Республика Башкортостан), ЯГПУ им. К. Д. Ушинского (Ярославская область), МГПУ (Москва), НГПУ им. Козьмы Минина (Нижегородская область), РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург), СурГПУ (ХМАО – Югра), УлГПУ им. И. Н. Ульянова (Ульяновская область).
Ирена Ивлева
Руководитель Центра профессионального мастерства Института развития образования Калининградской обл.«Мы очень старались. Через трудности, но мы это сделали – провели у себя обучение. Нам помогала идея, за которую мы все ратуем, – о ценности личности и необходимости развивать ее потенциал. Хочется, чтобы она органично вошла в наши школы и головы педагогов. Если держаться этих ценностей, то можно сдвинуть чаши весов, которые сейчас в школе все-таки перевешивают в пользу академической, а не личностной составляющей».
«На большинстве курсов повышения квалификации наши педагоги не получают никакой информации о себе. Да, их предметные компетенции измеряются, да они пробуют что-то решать, тестироваться, примеряют на себя ЕГЭ, но тему личностного развития они вообще не затрагивают: в чем мои ресурсы, каков мой потенциал? А это для учителя первостепенно важно! Эту возможность и дает Программа Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала. Для меня эта самая глубокая программа, которую я видела. Она ориентирована на ценность человека, учителя. Она о том, что педагог в школе – это не тот, кто готовит высокобалльников и олимпиадников. Это тот, кто работает как уникальная личность, тот, кто показывает, что такое личностные ценности и почему они для него важны, учит этому других».
«У участников программы есть уникальная возможность – задать вопросы самим себе, раскрыть свой собственный потенциал, понять, в чем они сильны, усилить свои личностные компетенции. Очень важно, что в ходе программы педагоги получают интересный и полезный опыт, который помогает им развивать в самих себе то, что сегодня называют навыками XXI века, – умение работать в команде, сотрудничать, критически осмысливать услышанное, увиденное и прочитанное».
«Как мы это делали? Мы не просто говорили про это, мы погружали педагогов в те условия, в которых они просто не могли не искать и не развивать в себе эти качества, потому что мы хорошо знаем: если они научатся этому, то смогут передать этот опыт ученикам».
«Мы живем сложно и интенсивно, но нужно находить время для себя и уметь снимать стресс. Об этом мы говорим прямо на старте обучения. И когда мы говорим об этом, у людей загораются глаза от того, что им, оказывается, можно уставать, можно испытывать негативные эмоции и выражать их, используя приемлемые конструктивные формы. Самое большое удивление и радость вызывает то, что сам факт возможности у учителя усталости и негатива хоть кем-то признается. А когда педагоги, наконец, в ходе нашего обучения понимают, что эмоции, даже негативные, – это нормально, да, с ними нужно работать, но это нормально, - у них расправляются плечи».
«Мы все привыкли быть на позитиве: так положено, мы же мужественные… Так что жизнестойкость, которую мы подробно разбираем, когда говорим о личностном потенциале, у учителей просто зашкаливает, но все это дается через жертвы, ощущение подневольности и безысходности. А на самом деле все то, что ты делаешь каждый день, можно делать исходя из мировосприятия, которое помогает быть довольным тем, что ты делаешь, тем результатом, которого ты достигаешь, и быть по-настоящему счастливым, а не просто приносить себя в жертву на алтарь образования. Мы учимся в ходе обучения отказываться от этой позиции жертвы в пользу понимания того, что мы сами можем что-то формировать и на что-то влиять. Ведь, если у учителя появится это конструктивное понимание, эта внутренняя сила, то он передаст это мужество, силу, стойкость, целеполагание и своим ученикам».
«Когда мы только начинали, в первый день обучения, у нас у всех возникало напряжение и какое-то сопротивление, потому что это новый большой пласт информации, новые задачи и новые обязательства. И мы, и участники обучения в регионе сначала сопротивлялись, потому что ничего из того, что у нас уже записано в обязательства, не заберут, а что-то новое дадут. Но когда мы начинаем говорить о том, что это не сверх, - это о том, что у нас внутри, педагоги начинают осознавать это и испытывают благодарность».
«Я – психолог, и для меня очень важна тема самосохранения человека на рабочем месте, поэтому для себя я делаю акцент на блоках по стрессоустойчивости, эмоциональному интеллекту и личностному потенциалу. Я ставлю для себя задачу повышения культуры психологического здоровья педагогов. Я буду очень рада, если получится не только направлять их и извне подсказывать, когда им нужно, наконец, уделить себе внимание и отдохнуть, переключиться, но когда они сами научатся чувствовать этот момент и следовать за своими потребностями».
«Мне кажется, это здорово, что каждый может найти в этой программе что-то свое – и в личностном плане, и в профессиональном. Быть универсальным солдатом, конечно, интересная задача, но это далеко не всегда продуктивно».
Дарья Похиленко
Тьютор Центра поддержки одаренных детей «Стратегия», город ЛипецкВ Программе с 2019 года. Первое обучение прошла как преподаватель управленческого модуля по ДПП ПК «Методология и технология обучения управленческих команд созданию личностно-развивающей образовательной среды». И уже осенью принимала участие в обучении управленцев школ и детских садов Липецкой области в качестве модератора. В феврале 2020 года прошла ДПП ПК «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений». В марте 2020 года в качестве преподавателя и модератора участвовала в организации обучения по программе 59 педагогов в своем регионе. Готова делиться сомнениями и инсайтами.
«Рано или поздно педагог сталкивается с необходимостью «что-то менять» и начинает задумываться о том, как это сделать. Сначала эти мысли очень неоформленные, но программа БФ Сбербанка «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала дает возможность всё это осознать и собрать воедино. В ходе обучения здесь порой освещаются вопросы, которые педагоги даже сами для себя обычно воспринимают как табу – особенно разговор о разных гранях личности, не всегда приятных, и негативных эмоциях».
«Стадия сопротивления новому неизбежна. Но неизбежен и момент инсайта, когда педагог понимает, как это новое можно реально применять и что это ему дает. В какой-то момент кажется, что есть вещи, которые изменить сейчас невозможно – и это нормально. Всё это очень важные знания. Программа помогает пережить все эти ситуации, расширить свои горизонты и посмотреть на многое под другим углом. Какие-то темы даются легко и принимаются проще, какие-то темы - спорные и вызывают сопротивление. Но несмотря на это, многие педагоги, причем самых разных возрастов и статусов, принимают то, что им дается на программе, и понимают, что это может изменить то, что они делают».
«Темы, которые поднимает программа, сложные и глубокие, но мы все старались проживать их на максимуме и, видя наш пример, наше участие – командное и увлеченное – учителя понимали, что мы делаем это не для галочки. Это давало им спокойствие и помогало легче принимать информацию, осваивать новые техники».
«Как обучали мы? Мне кажется, что все прошло на «отлично», хотя мы как организаторы прекрасно видим все те точки, где нам нужно что-то изменить к следующему модулю. Первый модуль прошел в позитивной и рабочей атмосфере. Мы максимально старались создать комфорт и дать обучающимся чувство безопасности. И педагоги это чувствовали: они задавали самые разные вопросы, понимая, что их за незнание никто не осудит, никто не посчитает их «не профи». Это далось не сразу, но к концу первой мастерской – это было на второй день – мы все стали более открытыми».
«Во время обучения первого потока в первом модуле у меня были три темы: «Модель образовательных результатов», «Мастерская выбора и самоопределения», «Мастерская достижения». И я как молодой педагог столкнулась с проверкой меня на прочность и на знание того, о чем я говорю им, опытным, но я смогла с этим справиться. Было очень приятно, что те, кто видел во мне сначала только мой возраст, постепенно разглядели меня как специалиста, понимающего теории и идеи, о которых он говорит, имеющего реальный опыт реализации этих идей. В конце концов они стали постоянно обращаться с вопросами и консультациями».
«Мне хочется говорить с учителями о важности личности – их собственной, их учеников, о важности личностного потенциала, о том, как его развивать, о том, что это возможно в любом возрасте, о том, что главное принять это и начать развиваться. Мир меняется стремительно, жить и работать по старой схеме уже не выходит. Поэтому иметь возможность говорить об этом другим – профессионально, на основе больших концепций – это просто невероятное ощущение!»
Ольга Феклистова
Заместитель директора в «Лицее №8» города Новоалтайска, Алтайский край«Программа по развитию личностного потенциала БФ Сбербанка «Вклад в будущее» дает педагогу массу возможностей. Одна из них – выход за привычные рамки: внутренние психологические, профессиональные. Педагог, который прошел такое обучение, начинает по-другому понимать себя, по-другому отвечать на вопросы «Кто я?», «Что я могу и умею?», «Каков мой личностный потенциал?». С помощью различных техник и инструментов, которые предлагаются ему Программой, он получает возможность повысить свой потенциал. И, конечно, очень важным является мощное развитие навыка командной работы».
«Программа для наших педагогов стала большим подспорьем в понимании того, что такое эмоциональный интеллект, о котором сейчас все говорят. Что было самым удивительным для учителей – осознание того, что эмоцию можно не только уловить и идентифицировать, но что можно еще и задать ее развитие, управлять ею. Здесь, конечно, возникает много споров на тему этики, но сам факт, сама возможность – это было открытие!»
«Программа дает понимание того, что ты можешь противостоять критике педагогов, которая сейчас бурлит в социуме. Ты смотришь на себя, на свою работу и понимаешь, что ты и твои коллеги - вы вместе - делаете нужное дело. И наше развитие как профессионалов будет полезно и нам, и нашим ученикам, и в конечном счете их родителям, и всему социуму в целом».
«Программа учит педагога брать на себя ответственность. Да, много говорят о том, что учитель и так много за что отвечает. Но берет ли он на самом деле на себя ответственность с полным пониманием? Или он просто слушает указания и, кивая, принимает к исполнению, и думает, что кто-то возьмет на себя ответственность или сделает за него, или оно сделается само? Нет, такого не бывает, по крайней мере, с теми, кто проходит обучение по Программе – сам процесс обучения учит действовать совсем иначе: договориться и выработать общее продуктивное решение».
«Мне как тренеру было поначалу нелегко, потому что педагоги – народ осторожный, консервативный, сдержанный, особенно в эмоциях. И в первый день первого модуля, который мы проводили уже у себя в регионе, было не до конца ясно, как педагоги реагируют на то, что происходит. Как отследить обратную связь? Казалось, будто ее не было, а потом началась вечерняя рефлексия, и мы поняли, что затронули важные темы, которые никого не оставили равнодушным. Для всех преподавателей модуля это большой опыт взаимодействия в тренерской команде, проживания материалов уже с точки зрения тренера».
«На второй день (а для кого-то на третий) случилось, можно, я скажу так - чудо: педагоги начали свободно двигаться, свободно говорить, свободно высказываться, объединяться в группы, спорить, озвучивать решения… И здесь мы поняли: всё, что мы делали во время обучения, было не зря! Нам удалось «раскачать» аудиторию. Это понравилось, и многие стали задавать вопросы не только нам, но и себе – а это, на мой взгляд, самое ценное».
«Из всех тем первого модуля мне ближе всего тема развития эмоционального интеллекта. Хотя психологического образования у меня нет, но мне очень нравится все, что связано с практической психологией. Возможности распознавания эмоций у других людей, управления этими эмоциями – мне это интересно, потому что я сама очень много общаюсь с людьми, и порой возникают проблемы с реакцией на негативные эмоции, с пониманием причин поступков других людей. Почему человек так поступил? Что лежит в основе его поступка, какая эмоция? Как ее распознать? Как с ней дальше работать? На эти вопросы Программа тоже отвечает».
«Мне как заместителю директора важно продвинуть тему эмоционального интеллекта в своем педагогическом коллективе. Это тот материал, который является мостом к педагогической практике. Думаю, что эмоциональный интеллект будет темой ближайших семинаров, точнее вебинаров, потому что у нас в лицее начинается активная работа в этом направлении. Пока это эпизоды, пусть и очень яркие, но, чтобы по-настоящему прокачать все эти навыки у себя в коллективе, нужно привести все в систему. Программа по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» дает такую возможность».
Альбина Кораблёва
Проректор по проектной деятельности Института развития образования, Ярославская область«Программа Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» – своеобразный навигатор педагогов в мире всевозможных инструментов развития личностного потенциала. Она позволяет иначе воспринять взаимодействие с учениками, общение с коллегами, родителями учеников, дает стимул к профессиональному развитию в сфере эмоционального интеллекта. Это то, что позволяет научиться работать ответственно и нестандартно, даже если вы находитесь, что называется, на передовой – в ситуации тотальной неопределенности и высокой мобильности».
«Ярославская область включилась в реализацию Программы в 2018 году одной из первых. Мне самой это далось достаточно легко. Многое в содержательном плане было понятным: с 2002 года сферой научных интересов стали проблемы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности (защищена кандидатская) и создания толерантной образовательной среды в профессиональных организациях (подготовлен текст докторской). Это пересекается со многими идеями Программы. К тому же в Программе широко используются кино-и видеоматериалы, здесь также накоплен немалый опыт по использованию этих средств в работе с педагогами. Включение в Программу было очень интересным и ответственным делом: я только пришла на новое место работы руководителем центра сопровождения проектов в Институт развития образования».
«Нам всем было легко включиться, потому что мы постоянно чувствовали поддержку руководства, в частности, нашего ректора Ангелины Золотаревой. В реализации Программы заинтересован Департамент образования области. Еще до вхождения в Программу регион проделал большую подготовительную работу в этом направлении. Постепенно сложилась и региональная команда, с которой легко реализовать все идеи, порой даже не до конца оформленные и сложенные. Очень помогали коллеги из фонда и Лаборатории развития личностного потенциала в образовании МГПУ; никогда не отказывает в помощи Ярославское отделение Сбербанка».
«Реализация такой программы – командный вид деятельности. Это не только периодическое проведение различных ППК, это системная и трудоемкая работа по выстраиванию отношений: между обучающимися педагогами и обучающей командой ИРО, между региональной обучающей командой и федеральной обучающей командой, между командами образовательных организаций, реализующими Программу. Сейчас у нас 30 организаций, а на следующий год будет 50. Удержание целостности в режиме согласования смыслов, содержания, технологии работы – непростая задача. Но это очень хороший опыт для всех нас».
«Обучение педагогов прошло у нас достаточно успешно. Об этом говорят результаты внедрения ими Программы в педагогическую практику. Педагоги и воспитатели восприняли идею занятий, направленных на социально-эмоциональное развитие ребенка, с энтузиазмом, тут же приступили к проработке всех переданных пособий и с нетерпением ждут новых. Но они на самом деле пошли еще дальше, самостоятельно разрабатывая занятия и внедряя свои идеи, вдохновленные курсом СЭР».
«Наиболее близкой для педагогов оказалась тема эмоционального интеллекта, а вот с темами создания профессиональных обучающихся сообществ и Соглашения было чуть посложнее в силу специфики их практической применяемости».
«Лично для себя одной из приоритетных тем считаю создание личностно-развивающей образовательной среды, так как много лет занимаюсь изучением проблемы формирования толерантной образовательной среды. Близка и тема эмоционального интеллекта: она безгранична по своему содержанию и созвучна моим родительским установкам в воспитании собственного ребенка».
«Тем, кто только присоединяется к Программе, я бы посоветовала быть открытыми всему новому – знаниям, смыслам, идеям, общению с прекрасным коллективом федеральной обучающей команды, командой Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Быть готовыми к работе командой, работе с командами, изменениям и внесению изменений в уже написанные и утвержденные дорожную карту, план, программу; к тренинговой работе при проведении ППК, сопровождению участников на протяжении нескольких лет. Но самое главное – быть готовыми принять все смыслы и содержание самой Программы, увидеть необходимость ее реализации в своем регионе и образовательной организации».
Наталья Евсеева
Педагог-психолог Центра психологического сопровождения образовательной деятельности Калужского государственного института развития образования«Эта программа Благотворительного фонда Сбербанка “Вклад в будущее”, на мой взгляд, ценна тем, что каждый педагог может найти в ней что-то для себя. Для кого-то – это новые инструменты в преподавании, новые формы, технологии работы. Для других – новый взгляд на общение с детьми, коллегами, родителями. Для третьих – какие-то личные инсайты, открытия во взаимоотношениях с самим собой».
«У каждого участника Программы свои точки роста и, следовательно, своя уникальная траектория движения по пути развития личностного потенциала. И движение это не заканчивается в момент окончания обучения, а, как это часто бывает, только начинается. Программа дает некий импульс, позволяющий активизировать внутренние резервы личностного развития».
«Калужская область одной из первых включилась в Программу. Это было ответственно и в то же время влекло за собой определенные сложности. Программа сильно изменилась со времени обучения первых команд, и нам как организаторам пришлось учиться заново, самим постигать новые смыслы, идеи, заложенные в Программе, вместе с командами проживать этот новый опыт».
«Количество участников Программы в Калужской области постоянно растет, и поддержка нужна не только тем, кто недавно вступил на этот путь, но и тем, кто уже работает в этом направлении. Для нас особенно важна помощь коллег из Фонда и специалистов Лаборатории развития личностного потенциала в образовании МГПУ».
«Наибольший отклик у педагогов, на мой взгляд, находит тема развития эмоционального интеллекта. Поначалу с осторожностью, но затем все более активно они включаются в работу, выполняют упражнения, обсуждают, спорят, примеряют на себя ситуации из кейсов. Тема интересна им как в личном, так и в профессиональном аспектах. Сначала они проживают этот опыт сами, а уже затем задумываются над тем, что и как смогут передать детям. Но есть и педагоги, для которых тема эмоционального интеллекта сложна, и кому-то ближе, например, формирование уроков, направленных на развитие 4К».
«”Моя тема” в Программе – развитие личностного потенциала. Она интересна и сложна одновременно. Я бы даже сказала, что интересна тем, что сложна. Она затрагивает глубокие экзистенциальные вопросы, на которые нет однозначных ответов. Я не могу сказать, что мне все ясно и понятно в этой теме. Каждый раз она открывает все новые и новые грани, в каждой новой аудитории она воспринимается по-своему. И я нахожу для себя все новые точки роста».
«В ряде образовательных организаций нашего региона, которые уже получили методические материалы и рабочие тетради, проводятся занятия с детьми. В детских садах идея занятий по развитию социально-эмоционального интеллекта была принята педагогами с энтузиазмом; эти занятия органично вписались в общую программу работы образовательной организации; они на самом деле нравятся детям и педагогам. Также проводятся занятия в начальных классах трех школ, но в разной форме. Часть педагогов проводит занятия в рамках отдельного курса внеурочной деятельности, другие включают отдельные задания в предметное содержание уроков. Большинство педагогов творчески подходит к преподаванию и видит эффективность проводимой работы».
Людмила Беткер
Доцент Институтаразвития образования ХМАО – Югры, кафедра педагогики, психологии и управления образованием«Мне кажется, эта программа повышения квалификации и, в частности, педагогический модуль дают возможность учителям почувствовать свою сопричастность тем изменениям, которые сейчас происходят в образовании; дают возможность сместить фокус с того, что на строгом педагогическом языке называют “достижение планируемых результатов”, в сторону раскрытия внутренней активности, личности ребенка».
«С помощью Программы мы, педагоги, можем иначе взглянуть на то, что мы делаем, правильно выбрать вектор, направление деятельности, и тогда наши дети получат не только новые знания, навыки, компетенции, которые, конечно, понадобятся им в “новом” будущем, но и смогут раскрыть себя как личности. Казалось бы, ничего нового: мы не первые, кто много говорит о том, что школа должна раскрывать личность. Но всё ли мы делаем? И делаем ли мы это настолько, насколько можем? Как построить диалог, раскрыть уникальность другого человека, создать для него пространство, где бы он мог находить ответы в себе? Вот это то, что дает педагогу Программа».
«Программа помогает участникам находить внутренние балансиры в ситуации столкновения с новой реальностью. Это поиск новых возможностей - возможностей с пониманием относиться к тем, кто иначе воспринимает, реагирует на ситуацию, не конфликтовать, а обмениваться опытом; интересоваться смыслами, которые каждый вкладывает в свою деятельность. Ее появление послужило мощным толчком в создании нового профессионального сообщества педагогов».
«Обучение педагогов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре прошло при огромной поддержке фонда “Вклад в будущее” и МГПУ. Это обучение стало ответом на вызовы неопределенности, в которых оказалась система образования в нашей стране. Работая в команде сначала как модератор, а затем в роли ведущего, я поняла всю важность и значимость перефокусировки внимания в подготовке педагогов с плоскости формирования предметных компетенций в плоскость достижения личностных результатов. Это может позволить учителю уже сейчас стать лидером изменений, вселить в учеников веру в свои возможности, веру в возможность быть успешными не только в обучении, но и в решении личностных вопросов. Педагоги отмечают своевременность и важность Программы, ее легкую встраиваемость в реальную практику, востребованность применения новых инструментов “работы” с личностью».
«Наиболее близкой для педагогов, на мой взгляд, стала тема развития эмоционального интеллекта как мощного инструмента раскрытия личностного потенциала, позволяющего соединить рациональное и эмоциональное, ум и сердце воедино. Понимание другого человека – ключ к успеху. В этой теме педагоги нашли для себя много возможностей для улучшения отношений с родителями, детьми, в том числе своими».
«Как и в любом другом обучении, у нас, конечно, возникали трудности. Обучение взрослых – это всегда пересмотр, ревизия своего опыта, оценка, сравнение с тем, что уже известно, преодоление страха перед новым, неизвестным, внутренним контролем. Поэтому процесс обучения для кого-то может быть болезненным. И готовность у всех разная. Кто-то присматривался, у кого-то возникало сопротивление новому, а кто-то постоянно находился в общем потоке, и мера присутствия каждого ощущалась нами, особенно в рамках модерирования – мощного инструмента прокачки педагогов. Перед ведущими и модераторами стояла важная задача – постоянно быть в контакте с аудиторией, помогать устранять внутренние препятствия и барьеры на пути достижения личной эффективности».
«Все темы программы тесно связаны, и каждая представляет для меня свою ценность и вызывает интерес. Я увидела практическую значимость темы по созданию в образовательных организациях среды для социально-эмоционального развития, развития эмоционального интеллекта, развития способности адекватного восприятия и понимания эмоций у себя и других людей. Это те элементы практической психологии, которые могут легко встроиться в деятельность педагога, прошедшего курсы повышения квалификации. И эту работу нужно проводить не точечно, эпизодически, а в системе – на уроках, в рамках курсов внеурочной деятельности, вовлекая родителей».
«Программа по развитию личностного потенциала, участие в ней позволили мне понять, осознать и прочувствовать необходимость и важность личностного компонента в работе педагога. Благодаря ей работа педагога становится более гуманной, человечной. А это то, что необходимо для образования. Участвуя в этой программе, я чувствовала гордость за то, что работаю в системе образования, и радость от того, что в такое непростое время мы смогли осознать его особую ценность».
Ирина Бондарева
Доцент, кандидат психологических наук, Нижегородский институт развития образования, кафедра начального образования, кафедра андрагогики и педагогики«Я думаю, что Программа по развитию личностного потенциала обеспечивает педагога новой и важной информацией – важной не только для профессионального, но и для личностного роста. Во-вторых, это возможность для развития актуальных личностных и профессиональных компетенций наших педагогов. В-третьих, программа - возможность для изменений в своей профессиональной деятельности, шанс реализовать идеи Программы в образовательном процессе и стать членом большой профессиональной команды-сообщества «Вклад в будущее».
«Любая программа – это не только идея и смыслы; это люди, которые внедряют ее в конкретных регионах. Поэтому ценно, что в обучении участвует региональная команда преподавателей, обеспечивающих поддержку на местах в повседневной педагогической практике, и одновременно участвующих в обмене опытом и знаниями с федеральной командой Программы».
«Развитие личностного потенциала и эмоционального интеллекта – это то, что позволяет педагогу в современно мире быть успешным в своей профессии, стать лидером, внести реальные изменения в образовательное пространство своей школы, детского сада, детского центра».
«На мой взгляд, первые два модуля у нас прошли успешно. Педагоги заинтересовались новой Программой, новым форматом общения. Абсолютное большинство заинтересовано в продолжении работы. По результатам анализа анкет обратной связи более 86% педагогов отметили повышение информированности и понимание значимости Программы по развитию личностного потенциала не только для себя, но и в масштабах социокультурных тенденций образования в целом. Педагоги отмечают возможность «встраивать» в образовательный процесс идеи Программы, возможность по-другому организовывать взаимодействие всех участников образовательных отношений. Первый реализованный модуль показал возможность применения цифровых средств без потери ценностно-смыслового контекста Программы и сохранения мотивационного компонента. Мы очень ценим этот эффект и благодарны всей Федеральной обучающей и сопровождающей команде за помощь, поддержку и возможность прожить этот опыт».
«Самыми близкими и интересными педагогам показались темы, касающиеся стилей общения через призму отношения к эмоциям, работы с эмоциями и различными каналами передачи эмоций. Безусловно, для каждого ценно понимание того, как эмоции влияют на эффективность деятельности и взаимодействия как в профессиональном, так и в личностном плане. Некоторые участники отмечали, что прежде не уделяли особого внимания управлению своим эмоциональным состоянием, проявлению эмоций и не осознавали того, насколько важно идентифицировать их у себя и у других, осознавать причины появления тех или иных эмоциональных проявлений».
«Довольно непросто шла работа с комплексной тема «Развитие личностного потенциала». Возможно, это объясняется тем, что объективно новая информация воспринимается сложнее, и нужно принять данную концепцию. Очень хорошо воспринимались педагогами темы по структуре личностного потенциала (выбор, достижение, жизнестойкость), и отмечалась личностная значимость рассматриваемой проблемы».
«Лично мне интереснее всего было работать с темами «Потенциал выбора и самоопределения», «Потенциал достижения», «Развитие эмоционального интеллекта». Мне эти темы ближе как психологу. Всегда легче оперировать понятиями, с которыми чаще работаешь или сталкивался в жизни - это способствует лучшему контакту с педагогами-практиками, более эффективному выстраиванию взаимодействия. Я думаю, что именно в этом направлении я буду в большей степени полезна педагогам, смогу поделиться опытом и помочь им открыть и реализовать новые возможности, которые предлагает Программа по развитию личностного потенциала».
Альфия Осипова
Заведующая методическим кабинетом Лениногорского нефтяного техникума; наставник, тренер надпредметных компетенций государственной программы «Стратегическое управление талантами в Республике Татарстан на 2015-2022 гг.» Казанского открытого университета талантов 2.0«День, когда я узнала, что моя кандидатура рекомендована для участия в конкурсном отборе преподавателей Программы по развитию личностного потенциала, реализуемой БФ Сбербанка «Вклад в будущее», стал невероятно волнительным. Я осознавала, что это новый виток моего профессионального развития, включение в увлекательный проект для педагогического сообщества всероссийского уровня. С декабря 2019 года я проходила процедуру отбора, выполняла конкурсные задания».
«В феврале 2020 года для меня состоялось первое очное обучение по программе повышения квалификации «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений: методология и технология обучения педагогических команд образовательных организаций». Чего я ожидала от Программы? Конечно же, хотелось узнать о новых продвинутых инструментах для профессионального роста, чтобы «вырасти» в качестве методиста, ответственного за развитие психолого-педагогической компетентности преподавателей. Побывав в роли обучающегося, я получила не только методологию и технологию реализации Программы, но и стимул для личностного изменения».
«Я пошла в состав РОСК. Это Региональная обучающая и сопровождающая команда. Теперь я принимаю участие в реализации педагогического модуля в республике. В июне команда Университета Талантов, являющаяся оператором Программы в Татарстане, организовала обучение по первому модулю более 120 педагогов региона в онлайн-формате – всё в это время ушло в онлайн, было непросто, но мы справились. Следующий обучающий модуль прошел в августе. Здесь я и преподаватель, и модератор – это новые умения и навыки, их новое сочетание, а необходимость перевода обучения из оффлайна в онлайн и обратно отлично развивает компетентность эффективно действовать в условиях VUCA-мира».
«Слушатели оказались весьма заинтересованы и вовлечены в процесс обучения. Это позволило им освоить новые педагогические техники и приемы, которые они теперь реализуют в своей деятельности в детском саду или школе. Рефлексивные упражнения, практика работы с программами Zoom, Miro, Mentimeter, темы «Стили общения», «Структура личностного потенциала», «Идентификация эмоций» стали наиболее привлекательными для педагогов, они могут быть применимы в различных сферах жизни».
«На мой взгляд, участие в программе актуально для образовательных организаций из регионов. Я – преподаватель, которому хочется быть в тренде, следовать новейшим разработкам. Но получить знания такого уровня, которые дает Программа, в малом городе не было возможности до успешного прохождения отбора. Это прекрасный шанс для педагогов, считающих саморазвитие ключевой компетенцией».
«Участие в Программе, освоение ее смыслов поможет педагогам организовать обучение в своих образовательных организациях так, чтобы вовлеченность детей была искренней, потому что то, что мы делаем, – про создание атмосферы, где ребенок чувствует принятие и поддержку».
Елена Журбенко
Главный специалист Института развития образования, кандидат педагогических наук, г. Ульяновск«Программа по развитию личностного потенциала БФ Сбербанка «Вклад в будущее» для меня стала уникальной возможностью участия в проекте по «очеловечиванию» системы образования. Обращение к личности ребенка и педагога, овладение механизмами и инструментами создания личностно-ориентированной развивающей среды дает нам реальную возможность изменить себя и тем самым изменить мир вокруг себя. Идея А.Г. Асмолова - от «культуры полезности к культуре достоинства» и от «человеческого капитала к человеческому потенциалу» - помогла осознать роль современного образования и личности учителя в нем. Программа стала для меня и моих коллег определенным ответом на главные вопросы педагогической реальности: «Каким должен быть выпускник, чтобы реализовать свои возможности в ситуации вызовов неопределенности?», «Какова миссия учителя и всей системы образования в современном изменчивом мире?».
«Используя содержание и методические инструменты, техники и технологии Программы, педагог, прежде всего, получает уникальную возможность изменить себя, расширить горизонт своих возможностей. Для молодых учителей Программа может стать источником формирования своего уникального, неповторимого стиля педагогической деятельности, его успешности и эффективности».
«Обучение педагогов 13 команд пилотных образовательных организаций в Ульяновской области прошло при огромной поддержке фонда и МГПУ. Была проведена масштабная подготовительная работа. Главным результатом для нас как для региональной команды стало то, что мы сумели донести идею реальных возможностей изменения педагогического сознания с узкопредметного на личностное развивающее и саморазвивающееся. «Изменения начинаются внутри нас, все начинается с каждого из нас!» – говорили слушатели в процессе групповой рефлексии. Наша команда стала настоящей сплоченной командой, мы научились чувствовать понимать и поддерживать друг друга в процессе работы. Практически каждый день появлялись новые творческие идеи по реализации тем, упражнения по эмоциональной разгрузке педагогов. Все это помогало справляться с трудностями, которые естественно возникали в работе».
«Многие участники отмечали, что в процессе обучения изменился подход к ролевой позиции педагогического коллектива в формировании личностно-развивающей образовательной среды образовательной организации. Педагоги начинают занимать такие педагогические позиции (такие, как эксперт, консультант, тренер), которые корректируются на основе профессионального обучения в профессиональных самообучающихся сообществах».
«Главное в Программе, как отмечали в отзывах слушатели, связано с созданием комфортной, творческой и развивающей среды, предоставляющей обучающимся возможность реализовать познавательные потребности в различных видах деятельности, раскрыть уникальность и творческий потенциал, развить социально-эмоциональный интеллект и когнитивные способности, приобрести опыт социальной самореализации, укрепить веру в себя, научиться взаимодействовать и сотрудничать с миром взрослых, подготовиться к профессиональному и жизненному самоопределению».
«Во время проведения первого модуля для первого и второго потока слушателей в качестве преподавателя я вела темы, связанные с развитием эмоционального интеллекта: «Стили общения через призму отношения к эмоциям», «Идентификация эмоций у себя и других», «Каналы передачи информации». Для меня было очень важно найти практические примеры, понятные всей аудитории; донести мысль о том, что эмоциональное образование сегодня должно стать принципиально новым элементом качественного изменения системы российского образования».
«Тема эмоционального интеллекта требует от меня как преподавателя умения транслировать эмоциональные состояния, создавать соответствующую атмосферу в группе, вызывать эмоциональный отклик и мотивировать на работу. Я могу помочь педагогам поверить в себя, расширить свои возможности самореализации, развить способности к пониманию эмоционального мира другого человека».
«Участие в программе во многом изменило и меня и позволило расширить свои профессиональные горизонты».
В Программе по развитию личностного потенциала организаторы в небольшой степени выходят на прямое общение с управленческими командами и совсем не обучают педагогов. Поэтому таким важным шагом является создание в каждом субъекте РФ региональных обучающих и сопровождающих команд (РОСК) и подготовка их членов, которые передают смыслы и ценности, инструменты и технологии, ресурсы и практики.
В 2022 году для членов РОСК 30 регионов РФ завершается реализация двух программ повышения квалификации. Они стартовали в 2019 году в формате очных встреч, а затем продолжились и видоизменились в условиях пандемии, перейдя в дистанционный режим. Но их профессиональное развитие и информационно-консультационное сопровождение не закончатся: остаются постоянно действующие мастерские по разным направлениям, поддержка через супервизии, встречи по текущим вопросам, общие программные события (открытые конференции, фестивали, семинары от всероссийского до муниципального уровней).
Мы ответственны за тех, кого пригласили в Программу по развитию личностного потенциала и убедили в её значимости. В современном мире трудно переоценить роль помощи молодому поколению граждан России в их личностном становлении. Поэтому концепция личностного потенциала является важной в воспитании, в обучении на уроках, в оценивании, в дополнительных и внеклассных занятиях, работе с дошкольниками.
Аксиомой для нас является мысль Д. А. Леонтьева: „Способности важны, но важнее способность использовать свои способности“. Опираясь на это утверждение, можно также говорить о том, что результаты значимы, но процесс их достижения не менее актуален в личностном развитии. Эти три составляющие — ценности и смыслы, результаты и продукты, процессы и правила — не просто передаются преподавателям, но и переживаются в совместном взаимодействии с ведущими специалистами в педагогике и психологии.
Проектный, средовой, интерактивный, гуманистический, проблемный, культурологический, личностно-развивающий и системно-деятельностный подходы лежат в основе совместной работы. Каскадная модель позволяет масштабировать образовательные решения Программы по развитию личностного потенциала и быть уверенными в том, что создается надежная и практичная система, обеспеченная квалифицированными кадрами и инструментами. И это не колосс на глиняных ногах, а ресурсообеспеченный механизм, способный гибко реагировать на изменения, отвечать на возникающие вызовы времени и вносить вклад в общее процветание».
Тел.: +7 (495) 669-08-08 (доб. 78915099)
E-mail: compliance@vbudushee.ru