Методики по развитию личностного потенциала будут рекомендованы Минпросвещения России для использования в системе общего образования

В середине октября 2020 года состоялось очередное заседание Экспертно-стратегического совета БФ Сбербанка «Вклад в будущее», посвященное перспективам интеграции концепции развития личностного потенциала во все реализуемые проекты, программы и систему общего образования. Напомним, что в августе 2019 года эта концептуальная линия была утверждена в качестве единого методологического фундамента для всей деятельности фонда. Через год после принятия этого решения члены совета вновь собрались, чтобы обсудить первые итоги.

эсс_1200.jpg Фото автора Tima Miroshnichenko: Pexels

Мероприятие объединило ведущих экспертов страны в сфере образования и психологии: вице-президент и директор дивизиона «Цифровые образовательные платформы» Сбербанка Марина Ракова, заведующий кафедрой Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, профессор НИУ ВШЭ и факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Дмитрий Леонтьев, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, научный руководитель программы «Платформа персонализированного образования для школы (Сберкласс)», директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова, советник Президента Сбербанка Юлия Чечет, исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Петр Положевец, директор Департамента образования Ярославской области Ирина Лобода, директор образовательных проектов и программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы Роснано Елена Соболева и руководитель Программы по развитию личностного потенциала Екатерина Хаустова.

Заседание провел Председатель экспертно-стратегического совета и научный руководитель Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАО Александр Асмолов.

С приветственным словом о ключевых моментах в работе фонда к собравшимся обратился Пётр Положевец. Он рассказал об адаптации всей деятельности к условиям пандемии и переводе в дистанционный режим программ обучения педагогов, а также других мероприятий по взаимодействию с партнерами по всей стране. Отдельно было сказано о том, что ничуть не снизилось качество отбора участников в программу «Учитель для России», а также о новом регионе, в котором она будет реализовываться – Ямало-Ненецком автономном округе.

Также были презентованы новые проекты фонда. Один из них – это акция «Остановим коронавирус вместе!» по сбору средств для поддержки проектов российских научно-исследовательских институтов и организаций по обеспечению доступности вакцин и лекарств от коронавируса, а также других профилактических и лечебных мероприятий, которые помогут остановить эпидемию. Кроме того, представлены: проект по передаче в регионы СберБоксов – приставок к ТВ, обеспечивающих детям доступ к Сберклассу, и запущенная летом программа СберКампус по проведению летних образовательных интенсивов для школьников.

Юлия Чечет представила доклад о семи основных подходах к развитию личностного потенциала от ведущих университетов, организаций и школ мира в контексте глобальных трендов развития образования. Она отметила, что программы и проекты фонда реализуются в их русле и находятся на переднем крае науки.

Дмитрий Леонтьев обратил внимание участников заседания на необходимость более глубокого изучения развития личностного потенциала в школьном контексте, а также на разработки инструментов мониторинга результатов этого процесса. Такие исследования будут соответствовать глобальной повестке и позволят презентовать деятельность фонда на мировом уровне через публикации в международных научных изданиях.

Марина Ракова в своем выступлении обозначила необходимость подготовки к E-Conference от СберБанка и разработки документа о новых ценностях развития образования для Всемирного банка, который станет ядром повестки будущего масштабного мероприятия.

Совместные исследования в области развития личностного потенциала и открытие сетевой магистратуры для педагогов - первые задачи Консорциума педагогических вузов «Развитие личностного потенциала в образовании», который презентовала Елена Казакова.

Игорь Реморенко отметил существенный практический эффект от реализации Программы. Она помогает решать такие обыденные проблемы, как помощь в работе классным руководителям, которые заботятся об отсутствии правонарушений, прогулов, о том, чтобы в классе была здоровая психологическая атмосфера.

Ирина Лобода поделилась опытом реализации Программы по развитию личностного потенциала в образовательных организациях Ярославской области. Результаты в 30 детских садах и школах показали, что создаваемая личностно-развивающая среда, возможности, предоставленные учебно-методическими комплектами, дают ребенку ощущение психологического благополучия. Это подтверждается анализом рефлексивных высказываний детей. Помимо этого, и педагоги дают положительную обратную связь, говоря о своем вдохновении и повышенном интересе к использованию новых методик.

Подводя итоги заседания, Александр Асмолов сказал: «Мир столкнулся с тремя дефицитами: смысла, понимания и доверия. Никакого смысла, никакого доверия, никакого понимания не будет, если наши дети не будут развиваться как активные проекты собственного жизненного пути. И эта линия персонализации для меня является ценностной линией. Иногда мне кажется, что это недостижимая мечта… Но то, что я сегодня вижу, дает надежду, что не в каком-то прекрасном далеко, а в самое ближайшее время хотя бы в некоторых образовательных структурах России будет установка на личность. И слова «личностный результат стандарта», «метапредметный результат стандарта» перестанут казаться заморскими зверьми, а будут наполнены серьезной реальностью».

В дополнение к этому он подчеркнул, что необходимо более тесное сотрудничество с другими заинтересованными фондами и организациями. Это позволит привлечь больше людей и ресурсов к решению поставленных задач. Также, по словам профессора, важно продолжать поиск и разработку образовательных решений для более глубокой интеграции концепции развития личностного потенциала в проекты и программы фонда.

Все члены Экспертно-стратегического совета Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» единогласно проголосовали за предложенную резолюцию по итогам заседания. В ней предлагается направить в Министерство просвещения России доклад о первых результатах реализации Программы по развитию личностного потенциала и рекомендовать методики по развитию личностного потенциала детей и педагогов, созданию личностно-развивающей образовательной среды в школах и детских садах к использованию в образовательных организациях страны.

Назад

Заполните форму для внесения вклада

Действуя в настоящем, мы думаем о будущем!
Присоединяйтесь!

Я

Новости