На повестке – содержание образования

Каковы перспективы трансформации школы как одного из ведущих институтов социализации подрастающих поколений? Какие шаги необходимо предпринять, чтобы превратить школу в мотивирующую интерактивную среду развития детей, подростков и молодежи? Каким образом сделать так, чтобы контент школьного образования был интересен для детей, учителей и родителей и одновременно обеспечивал бы навигацию школьников в изменяющемся мире?

Uchit_uchitsa.jpg
Image by White77 from Pixabay

Это лишь часть широкого спектра задач, которые обсуждали участники и гости заседания Экспертно-стратегического совета Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Среди прочих был также затронут вопрос построения диалога между учениками, учителями и родителями в условиях всепроникающей цифровой реальности, меняющей картины мира. Участники говорили о том, как изменить содержание школьных программ и предметов так, чтобы они отвечали вызовам XXI века, и есть ли сегодня примеры эффективных решений поднятых на заседании вопросов?

С приветственным словом выступил и провёл заседание председатель совета, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, профессор, академик РАО Александр Асмолов.

«Наша главная задача - понять, как выстраивать контент в изменяющейся школе в изменяющемся мире? Тема мозгового штурма - «Конструирование содержания образования: сценарии трансформации», и наше общение строится в русле идеологии проектирования вариативной развивающей дидактики», - сказал Александр Асмолов.

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, доктор педагогических наук, профессор, рассказал о теоретических основаниях и трендах, влияющих на содержание образования. По его словам, сегодня происходит преобразование традиционных детских сообществ, феноменальный рост неформального и дополнительного образования.

«Когда мы обсуждаем содержание школьного образования, мы не можем все это игнорировать. Можно сказать, что наша дискуссия рефлексирует следующую проблемную ситуацию: мир меняется, но содержание образования не меняется. Прежде всего надо исследовать, как меняется баланс культурных единиц и воспроизводимой деятельности. PISA стала поучительной манифестацией данного ключевого сюжета», - отметил Исак Фрумин.

О содержании образования в рамках реализации программы «Цифровая платформа персонализированного образования для школы» фонда «Вклад в будущее» рассказал его исполнительный директор Пётр Положевец. Он отметил, что у программы три экспертные точки опоры: Федеральный институт педагогических измерений, предметные ассоциации и профессиональные объединения, методический совет фонда. 

«В ходе экспертиз специалисты смотрят, соответствует ли предметное содержание платформы современным научным и методологическим представлениям, ФГОС и тестологическим требованиям», - подчеркнул Петр Положевец.

Доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель программы «Цифровая платформа для персонализированного образования в школе» Елена Казакова в своем выступлении рассказала о том, что платформа – это инструмент модернизации образования в условиях цифровизации. 

«Ясно, что нельзя менять содержание и технологии, не меняя освоения содержания; но менять технологии, не меняя содержания, тоже невозможно», - подчеркнула она.

Приведя в пример цифровую платформу, Алексей Семёнов, директор института кибернетики и образовательной информатики им. А.И. Берга ФИЦ ИУ РАН, доктор физико-математических наук, профессор, академик РАН и РАО, отметил, что платформа предлагает ребенку искать всё новые задачи, изобретать и творить новое. 

«Важно, что мы переходим к оцениванию неправильности выполнения заученных операций, к умению воспринять обратную связь и использовать ее для улучшения своей работы, к диалогичности и оценке взаимодействия», - сказал Семёнов.

Президент МГППУ, доктор психологических наук, профессор, академик РАО Виталий Рубцов выступил с докладом на тему: «Социальные взаимодействия и обучение: к проблеме разработки нового содержания образования». Ключевой риск, который видит В.В. Рубцов - это риск параллельной разработки: контент - в одном «доме», а форма взаимодействия - в другом:

«Любые компетенции, которые могут стать компетентностями, невероятно важны, но они рождаются в тех или иных формах взаимодействия как в контексте присвоения культуры, так и в моменте перехода от индивидуального сознания через мотивационно-смысловые конфликты к коллективно-социальной деятельности. И когда мы говорим, что содержание и знание не передаются без деятельности, мы начинаем понимать, что есть ещё очень важная точка зрения именно на саму форму обретения знаний, которая и влияет на то, что называется содержанием образования».

Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко высказался о необходимости анализа планов уроков, которые сейчас доступны в цифровой среде, вычленения того, на чем учителя действительно сосредоточены, что именно выделяют в содержании образования. По его словам, это «возможность создавать фундаментальное ядро с большими идеями не просто на экспертном консенсусе, а на реальной, живой ткани разработок учителей».

В дискуссии заседания совета приняли активное участие декан факультета информационных технологий Московского политехнического университета А.Ю. Филиппович, советник Президента ПАО «Сбербанк» Ю.В. Чечет, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, член Учёного совета НИУ ВШЭ, академик РАО В.А. Болотов, ведущий эксперт лаборатории инноваций института образования НИУ ВШЭ А.Ю. Уваров, профессор кафедры теории и истории гуманитарного знания РГГУ Ю.Л. Троицкий, заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАО О.А. Карабанова, профессор кафедры педагогической психологии и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова А.Н. Поддьяков, врио ректора МГППУ, кандидат психологических наук, профессор А.А. Марголис, директор образовательных проектов и программ Фонда инфраструктурных и образовательных программа (Группа РОСНАНО) Е.Н. Соболева.

По итогам заседания совета принята резолюция, согласно которой Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» может выступить в качестве инициатора и системного интегратора разработки нового содержания образования и сконцентрироваться на проработке части предложенных на заседании необходимых мер для трансформации системы образования в условиях новой социальной ситуации развития школьного образования. В фокусе внимания должен быть вопрос о проектировании методологии образовательной политики, необходимой для создания в сфере образования мотивирующих интерактивных сред с учетом различных моделей успеха у представителей разных поколений, методологии отбора и упаковки содержания образования, системы образовательных результатов (таксономии), формирования регламентов и методик измерения, а также методик внедрения метапредметных и личностных результатов в новое содержание образования.

Заполните форму для внесения вклада

Действуя в настоящем, мы думаем о будущем!
Присоединяйтесь!

Я хочу
Сделать вклад в будущее!
Назад