Программа «Учитель для России» опубликовала результаты исследования организационного климата в школах Калужской области

Программа «Учитель для России», реализуемая при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», в партнерстве с НИУ ВШЭ и Министерством образования Калужской области провели опрос, оценивающий организационный климат школ в Калужской области.

В частности, опрос оценивал следующие составляющие: отношение учеников с учителями, отношение со сверстниками, отношение к учебе в целом, отношение к самим себе. В исследовании приняли участие 27 912 учеников 6-9 классов 249 школ Калужской области.

Результаты исследования впервые были представлены в апреле 2017 года на Московском международном салоне образования и на встрече с директорами школ и специалистами в области образования Калужской области. Школы, принявшие участие в исследовании, получили индивидуальные отчеты, которые позволяют увидеть результаты по классам и в сравнении с остальными школами региона.

Результаты исследования частично подтвердили известную взаимосвязь между размером школы и отношением к ней детей - чем больше учеников учится в школе, тем хуже отношение учеников к школе. Выяснилось, что данная закономерность соблюдается для селективных школ - гимназий и лицеев.

Второй важный результат исследования - взаимосвязь оценки отношений с учителями и социально-экономического статуса учеников: чем выше социально-экономический статус учеников, тем хуже они относятся к учителям.

Анализ «агрессивности» в подростковых средах показал, что размер класса незначительно, но влияет на агрессивность среды. И снова данная взаимосвязь значительно более отчетливо выражена в гимназиях и лицеях. Селективные школы требуют большего внимания психологов, чем менее селективные общеобразовательные школы (т.е. школы, в которые можно пойти учиться без специального отбора).

Также, по данным исследования, если в школе высокий уровень агрессии, то там будет выражена и киберагрессия. Но в целом кибербуллинг — это скорее проблема школ, где дети больше пользуются интернетом, имеют смартфоны и компьютеры. Таким образом, в школах, которые кажутся более успешными, скорее будет зафиксирован кибербуллинг, нежели чем в рядовых школах региона.

Подробнее об исследовании и его результатах читайте в интервью заведующего научной лабораторией «Социология образования и науки» Санкт-Петербургского филиала «Высшей школы экономики» Даниила Александрова для сайта «Теории и практики».

Назад

Новости