Политика по противодействию коррупции
Благотворительного фонда «Вклад в будущее»
1. Общие положения
1.1. Настоящая Политика по противодействию коррупции (далее - Политика) определяет основные цели, задачи и принципы функционирования системы противодействия коррупции в Благотворительном фонде «Вклад в будущее» (далее — Фонд).
1.2. Политика разработана в соответствии с требованиями российского и международного законодательства, а также с учетом методологии, принципов и лучших международных практик.
1.3. Политика разработана в целях формирования у всех работников и руководителей Фонда единообразного понимания сути коррупционных действий, их форм и проявлений, а также выявления, предотвращения и минимизации случаев противоправного или коррупционного поведения работников Фонда, которое влечет нарушение требований российского антикоррупционного законодательства.
1.4. Фонд ожидает от работников, независимо от занимаемой должности, согласия с подходами и требованиями Политики, с учетом установленных разделом 6 Политики допущений и ограничений. Фонд и его работники не вправе уклоняться от исполнения требований Политики посредством привлечения контрагентов, включая консультантов, агентов или иных третьих лиц к осуществлению действий, нарушающих положения Политики.
2. Цели и задачи системы противодействия коррупции
2.1. Основными целями системы противодействия коррупции являются профилактика, выявление, предотвращение и минимизация случаев коррупционных действий работников.
2.2.Основными задачами системы противодействия коррупции в Фонде являются:
  • установление принципов и правил противодействия коррупции в Фонде;
  • создание эффективных механизмов, процедур, контрольных и иных мероприятий, направленных на противодействие коррупции и минимизацию рисков вовлечения Фонда, а также его работников в коррупционную деятельность;
  • формирование культуры этичного поведения и нетерпимости ко всем проявлениям коррупционной направленности, в том числе единых правил антикоррупционного поведения среди работников Фонда;
  • интегрирование антикоррупционных принципов в управление деятельности Фонда;
  • формирование у работников Фонда, контрагентов и партнеров единого понимания принципов противодействия коррупции;
  • информирование органов управления Фонда о коррупционных правонарушениях и мерах, принимаемых в целях противодействия коррупции;
  • применение мер ответственности за коррупционное правонарушение.
3. Коррупционные действия
3.1. В соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права коррупционными являются действия, указанные в п. 3.2 Политики, совершенные:
  • в отношении интересов Фонда либо от имени или в интересах Фонда в отношении третьих лиц, в том числе в отношении государственных и муниципальных органов, иных юридических лиц и их работников, органов управления и представителей указанных юридических лиц;
  • прямо или косвенно;
  • лично или через посредничество третьих лиц;
  • независимо от цели, включая упрощение административных, бюрократических и прочих формальностей (в том числе платежи за упрощение формальностей) и иных процедур в любой форме, обеспечение конкурентных или иных преимуществ, сопряженных с коррупционными действиями;
  • в любой форме, в том числе в форме обещания, предложения, требования, просьбы, получения, предоставления, разрешения предоставления денежных средств, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
3.2.Коррупционными действиями, совершенными в целях, в форме или в порядке, указанном в п. 3.1 Политики, являются:
  • дача и получение взятки за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в полномочия взяткополучателя либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по работе;
  • посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю или взяткополучателю в достижении, либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки;
  • обещание или предложение посредничества во взяточничестве;
  • коммерческий подкуп, то есть незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию);
  • посредничество в коммерческом подкупе, то есть непосредственная передача предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, либо иное способствование этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа;
  • обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе;
  • подкуп государственных служащих, то есть предоставление или обещание предоставить таким служащим любую финансовую или иную выгоду (преимущество) с целью повлиять на исполнение ими служебных обязанностей, чтобы обеспечить преимущества или нарушить порядки и процедуры, установленные законодательством Российской Федерации;
  • использование членами органов управления и работниками для себя или в пользу третьих лиц возможностей, связанных с должностным положением или полномочиями, для получения финансовой или иной выгоды (преимущества), не предусмотренной законодательством Российской Федерации или ВНД Фонда;
  • иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам Фонда, общества, государства в целях получения финансовой либо иной выгоды (преимуществ).
4. Основные меры и направления по противодействию коррупции
4.1. Противодействие коррупции выражается в деятельности руководителей и работников Фонда в пределах своих полномочий по реализации комплекса мер, направленных на:
  • формирование нетерпимости к коррупционным проявлениям в любой их форме;
  • формирование корпоративной и социальной ответственности в области противодействия коррупции;
  • профилактике коррупционных правонарушений;
  • минимизации или ликвидации последствий коррупционных правонарушений;
  • привлечению к ответственности лиц, допустивших коррупционные правонарушения.
4.2. Для эффективного выявления, оценки и минимизации рисков совершения коррупционных действий в Фонде применяются следующие основные подходы:
  • проведение оценки коррупционных рисков, в том числе путем выявления областей, видов деятельности и процессов, наиболее подверженных таким рискам, и разработка соответствующих антикоррупционных мер;
  • проверка экономической обоснованности проектов и сделок в областях, видах деятельности и процессах, наиболее подверженных коррупционным рискам;
  • проведение оценки и обработка любой поступающей информации о намерениях и фактах коррупционных правонарушений или любых случаях обращения к работникам Фонда с целью их склонения к совершению коррупционных правонарушений;
  • установление правил обращения с подарками и представительскими расходами;
  • предъявление соответствующих законодательно определенных или установленных ВНД Фонда требований к кандидатам на руководящие должности;
  • установление порядка раскрытия информации и ее оценка в целях предотвращения конфликтов интересов, в том числе потенциальных;
  • ведение полного и достоверного учета и документирование всех совершаемых Фондом платежей;
  • установление процедур оценки, анализа и отбора контрагентов Фонда, а также правил взаимодействия с ними;
  • проведение антикоррупционной экспертизы внутренних нормативных и организационно-распорядительных документов Фонда и планируемых к заключению договоров;
  • проведение обязательного обучения с последующим тестированием работников Фонда на знание и понимание основных положений Политики в области противодействия коррупции;
  • обеспечение привлечения к ответственности лиц, совершивших коррупционные правонарушения;
  • открытость и публичность деятельности Фонда (с учетом ограничений, связанных с распространением конфиденциальной информации).
4.3. Организация «Горячей линии комплаенс».
При появлении у любого работника Фонда информации или наличии подозрений о возможных коррупционных действиях или бездействии других работников Фонда, контрагентов и партнеров или иных лиц, взаимодействующих с Фондом, необходимо сообщить об этом на «Горячую линию комплаенс».
Фонд гарантирует реализацию следующих основных принципов функционирования «Горячей линии комплаенс»: конфиденциальность, анонимность и доступность (информированность о наличии и возможность беспрепятственно направить обращение), непрерывность работы (прием обращений в режиме 24/7), беспристрастность, оперативность (оперативный первичный анализ и регистрация обращений), добросовестность и отказ от преследования. Заявитель, раскрывший сведения о себе при обращении, остается неизвестным для всех, кроме лиц, уполномоченных на регистрацию и проверку его обращения. Фонд обеспечивает всем заявителям возможность направления на «Горячую линию комплаенс» анонимного обращения (не содержащего сведений, по которым можно идентифицировать заявителя), а также гарантирует рассмотрение таких обращений при условии достаточности полученной информации для проведения проверки фактов и обстоятельств, изложенных в обращении. Информация, направленная на «Горячую линию комплаенс», принимается к рассмотрению независимо от должностного положения лица, направившего обращение, а также лица, в отношении которого она направлена. Срок рассмотрения обращения, поступившего на «Горячую линию комплаенс», и предоставления обратной связи заявителю, как правило, составляет не более 30 календарных дней. В случае проведения дополнительной проверки (служебного расследования) он может быть увеличен. Фонд гарантирует соблюдение принципа конфиденциальности в отношении всех заявителей, а также то, что в отношении заявленных сведений будет проведена проверка в разумные сроки и работник Фонда не будет подвергнут санкциям, если он сообщил о предполагаемом факте коррупции, в том числе если факты, указанные в обращении, не получили подтверждения в ходе проверки.
В случае применения к работнику, обратившемуся на «Горячую линию комплаенс», санкций или иных неблагоприятных последствий он может сообщить об этом на «Горячую линию комплаенс». Фонд предоставляет следующие каналы информирования:
  1. е-mail: compliance@vbudushee.ru;
  2. интернет ресурс: https://vbudushee.ru.
4.4. Антикоррупционные меры в ходе взаимодействия с контрагентами.
Требования Политики учитываются при установлении Фондом договорных и иных деловых отношений с физическими и юридическими лицами. Фонд ожидает от контрагентов, представителей и работников Фонда соблюдения соответствующих обязанностей по противодействию коррупции, которые должны быть закреплены в договорах Фонда (антикоррупционная оговорка, которая включается в договоры Фонда в зависимости от вида и предмета конкретного договора.
4.5. Фонд прилагает разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах усилия для минимизации риска нарушения применимого антикоррупционного законодательства при установлении деловых отношений с контрагентами и партнерами, которые были или могут быть вовлечены в коррупционную деятельность. В этой связи Фонд:
  • осуществляет проверку деловой репутации потенциальных контрагентов, их руководителей, акционеров (участников) и бенефициарных владельцев в установленном порядке, в том числе на предмет толерантности к коррупции;
  • информирует потенциальных контрагентов о принципах и требованиях Фонда в сфере противодействия коррупции, установленных в Политике, в том числе посредством включения антикоррупционной оговорки в заключаемые Фондом соглашения или договоры с указанными лицами, а также путем размещения правил на сайте Фонда в сети Интернет;
  • принимает во внимание готовность потенциальных контрагентов соблюдать принципы и требования в сфере противодействия коррупции, а также оказывать взаимное содействие для предотвращения коррупционных правонарушений в своей деятельности;
  • Фонд может не устанавливать, ограничивать или прекращать сотрудничество с контрагентами и партнерами, практикующими или допускающими в своей деятельности коррупционные правонарушения;
  • в Фонде запрещается привлечение третьих лиц, в том числе контрагентов или партнеров, для совершения действий, которые могут быть расценены как коррупционные или неэтичные;
  • работники Фонда при установлении и поддержании деловых отношений с контрагентами и партнерами не должны нарушать ограничений в рамках антикоррупционных мер, публично раскрытых такими лицами на их официальных сайтах в сети Интернет.
4.6. Сообщения о найме бывших государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в случае заключения трудового договора (гражданско-правового договора) с гражданином, замещавшим определенные должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы, ответственный за работу с персоналом обеспечивает уведомление Фондом работодателя или его представителя по последнему месту его службы.
4.8. Конфликт интересов.
Конфликт интересов возникает в ситуации, когда личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника Фонда влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное выполнение им должностных обязанностей, способное причинить вред правам и законным интересам Фонда, третьих лиц или государства.
Порядок урегулирования конфликта интересов определен в Регламенте по управлению конфликтом интересов Фонда.
4.9. Общие правила обращения с подарками.
Не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим.
В случае дарения лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями следует руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации.
Ни при каких обстоятельствах предоставление или получение подарков не должно являться скрытым вознаграждением, способным оказать негативное влияние на репутацию работника или Фонда в целом.
Не допускаются подарки членам семьи, родственникам или иным близким лицам работника Фонда, переданные в связи с совершением таким работником каких-либо действий (бездействия), связанных с его функциональными и должностными обязанностями в Фонде.
При оценке возможности получения или предоставления подарка каждый работник Фонда должен руководствоваться следующими критериями:
  • соответствие повода очевидному и общепринятому в Фонде;
  • отсутствие способности повлиять на объективность решений или возникновение обязательств у самого работника Фонда, контрагента, партнера Фонда в связи с получением или предоставлением подарка;
  • разумности стоимости подарка;
  • отсутствие подарка в перечне запрещенных.
4.10. Общественная и политическая деятельность.
Фонд не участвует в деятельности политических и религиозных организаций и не финансирует их деятельность. Работники Фонда, принимающие участие в политической, религиозной или иной общественной деятельности, могут выступать в этих случаях исключительно в качестве частных лиц, а не представителей Фонда, и только в нерабочее время.
На территории Фонда не допускается агитация в пользу какой-либо политической партии или кандидата, а также распространение работниками Фонда своих религиозных и политических взглядов и убеждений.
Работникам Фонда запрещается вручать подарки, делать взносы в политических целях, либо организовывать развлекательные мероприятия для политических партий или кандидатов на политические должности от имени Фонда.
5. Основные функции участников системы противодействия коррупции
5.1. Исполнительный директор Фонда:
  • утверждает Политику;
  • осуществляет общий контроль за противодействием коррупции в Фонде и мерами, принимаемыми в этой области;
  • несет ответственность за соответствие деятельности Фонда требованиям законодательства в области противодействия коррупции;
  • обеспечивает реализацию принципов непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции;
5.2. Руководители подразделений, непосредственные руководители работников:
  • идентифицируют области, виды деятельности и процессы с высоким уровнем коррупционных рисков, исходя из объема полномочий и функционала подразделений, вырабатывают и принимают меры по минимизации рисков;
  • подают личный пример добросовестного и этичного поведения;
  • ориентируют подчиненных работников на безусловное соблюдение положений настоящей Политики;
  • учитывают результаты длительности, безупречности и эффективности выполнения подчиненными работниками своих обязанностей в области противодействия коррупции при оценке их личной эффективности для целей мотивации.
5.3. Работники Фонда:
  • неукоснительно соблюдают требования Политики, а также законодательства в сфере противодействия коррупции;
  • воздерживаются от совершения действий и принятия решений, которые могут привести к коррупционным правонарушениям;
  • соблюдают принципы, требования, ограничения, запреты и обязанности, установленные в Фонде в целях противодействия коррупции;
  • при выполнении своих трудовых обязанностей или при осуществлении своей деятельности от имени Фонда в любых странах мира соблюдают национальное законодательство (локальное законодательство иностранных государств) и применимые нормы международного права в области противодействия коррупции.
6. Ответственность
6.1.Все работники Фонда, независимо от занимаемой должности, несут персональную ответственность за соблюдение принципов и требований Политики, руководители несут ответственность за осуществление надлежащего контроля за действиями (бездействием) подчиненных им работников в части соблюдения ВНД Фонда или нарушающих эти принципы и требования.
6.2.Работники Фонда, признанные в результате служебного расследования виновными в нарушении требований Политики, могут быть привлечены к дисциплинарной, вплоть до увольнения, гражданско-правовой ответственности.
6.3. Любые действия в обход Политики со стороны работников Фонда запрещаются и расцениваются как нарушение Политики. Фонд может быть подвергнут санкциям за коррупционные правонарушения, допущенные его работниками, в связи с чем по каждому разумно обоснованному подозрению или установленному факту такого нарушения проводится проверка в рамках, допустимых применимым законодательством.
6.4.Фонд вправе обратиться в суд с требованиями гражданско-правового характера в отношении работника, допустившего коррупционное правонарушение, в случае причинения вреда или ущерба в результате такого нарушения. Лица, признанные по решению суда виновными в нарушении требований антикоррупционного законодательства, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
7. Заключительные положения
7.1.Политика может быть изменена в случае изменения законодательства Российской Федерации, а также с учетом новых тенденций в мировой и российской практике корпоративного поведения. До принятия новой редакции Политики настоящий документ действует в части, ему не противоречаще
7.2. В случае если отдельные положения Политики войдут в противоречие с действующим законодательством Российской Федерации, применяются положения действующего законодательства Российской Федерации. В случае если отдельные положения Политики войдут в противоречие с традициями, обычаями или чьими-либо представлениями о соответствующих правилах поведения, применяются положения Политики.
7.3. Фонд, размещая Политику или ее отдельные положения в свободном доступе на сайте Фонда в сети Интернет, открыто заявляет о неприятии коррупции, приветствует и поощряет соблюдение принципов и требований Политики всеми работниками Фонда, контрагентами и иными третьими лицами, а также содействует повышению уровня антикоррупционной культуры в обществе и среди работников Фонда путем информирования и обучения.
7.4.Фонд на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с государственными и регулирующими органами, а также с партнерами и контрагентами в целях:
  • установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных правонарушений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным правонарушениям;
  • выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;
  • обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;
  • координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.