Предлагаем вашему вниманию результаты первых мониторинговых исследований эффектов Программы по развитию личностного потенциала, выявленные в образовательных организациях в 12 регионах-участниках (опыт участия в Программе не менее 1 года). В исследовании приняли участие педагоги и управленцы из 12 регионов и дети из 2 пилотных регионов.
Исследования изменений личностного потенциала управленцев и педагогов, проводившиеся в 2020-2021 годах, выявили рост ключевых характеристик личностного потенциала.
1. Рост жизнестойкости управленцев и педагогов
По результатам исследования у педагогов зафиксирован значительный рост вовлеченности (фактор жизнестойкости). Высокий уровень данной характеристики личностного потенциала предполагает, что управленец/педагог понимает, что он делает; осознает свою важную роль в общем деле, собственный интерес в нём; видит перспективы и пространство для дальнейшего личного роста.
2. Снижение установки на заданность и неизменяемость способностей (Fixed Mindset)
Отказываясь от стихийно сформированного мнения о том, что есть изначально умные и изначально менее одаренные, участники Программы стали чаще придерживаться идеи, что способности каждого ребёнка можно развивать и совершенствовать благодаря усилиям и среде. Такой педагог даёт более полезную обратную связь, демонстрирует, как продуктивно относиться к ошибкам, что, в свою очередь, помогает и учащимся не бояться решать сложные задачи и верить в свои силы.
3. Рост профессиональной мотивации
По результатам исследования у управленцев выросли также ответственность, самоэффективность, системная («хорошая») рефлексия, отмечено снижение интроспекции («плохой» рефлексии).
График изменений характеристик личностного потенциала в управленцах
У педагогов исследование зафиксировало изменение стиля педагогического общения. В частности, отмечен переход от доминирования, отстранения, требовательности со стороны педагога, которые демотивируют ребенка, - к поддержке его автономии, активности и базовых психологических потребностей. Такой более продуктивный подход предполагает учет интересов ученика, его большее вовлечение в учебную деятельность, а также структурирующую, направляющую, помогающую позицию учителя.
График изменений характеристик личностного потенциала в педагогах
В исследовании приняли участие 177 управленцев и педагогов из 10 регионов–участников (Ульяновская, Липецкая, Нижегородская, Воронежская, Калужская и Ярославская области, Красноярский и Алтайский край, Республики Башкортостан и Татарстан).
В рамках исследований выявлены устойчивые взаимосвязи характеристик личностного потенциала педагогов, развиваемых и исследуемых в рамках Программы, и результатов детей.
Обнаружена взаимосвязь сформированности навыков достижения цели, навыков работы с другими, управления эмоциями у учащихся начальной школы и аспектов личностного потенциала их педагогов: толерантность к неопределенности, мировоззренческая активность, ответственность, жизненная позиция личности, установки относительно изменяемости интеллекта и способностей, используемые стили педагогического общения.
Выявлена корреляция высокой мотивации педагога и подростка.
Поскольку важные характеристики педагога и управленца, оказывающие положительное влияние на детей, улучшаются в процессе реализации Программы (мотивация, толерантность к неопределенности, ответственность, стиль педагогического общения и теория интеллекта), есть основания предполагать, что и результаты детей со временем будут улучшаться.
График, отображающий связь личностного потенциала педагога и результатов учащихся
В исследовании приняли участие 1 966 учащихся начальной школы (900 первоклассников и 1 066 второклассников) и 87 педагогов из 52 школ, а также 2 183 учащихся 8 классов из 60 школ 11 регионов присутствия Программы по развитию личностного потенциала.
Результаты сравнительного исследования компетенций 4К учеников, чьи учителя проходили обучение по Программе, и учеников тех же школ, чьи учителя не проходили обучение, свидетельствуют, что компетенции 4К достоверно выше у учащихся, чьи учителя проходили обучение по программе РЛП. При этом разрыв в результатах измерений между экспериментальной и контрольной группой от 4 к 8 классу увеличивается, охватывая новые компетенции.
В 5 классах (400 учащихся в контрольной группе и 150 в экспериментальной) у учеников учителей Программы сильнее выражена способность к формулированию собственного вывода (составляющая компетенции Критическое мышление) по сравнению с учениками, чьи учителя не проходили обучение.
В 7 классах (800 учащихся в контрольной группе и 300 в экспериментальной) ученики классов, чьи учителя проходили обучение по Программе, показывают более высокие результаты по компетенциям критическое мышление, коммуникация и кооперация по сравнению с учениками, чьи учителя не проходили обучение.
В 8 классах (250 в контрольной группе и 70 в экспериментальной) ученики, чьи учителя проходили обучение, показывают более высокие результаты по всем четырем компетенциям - критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация - по сравнению с учениками, чьи учителя не проходили обучение.
График сравнительного анализа сформированности компетенций 4К у учащихся
По итогам одного года участия в Программе в образовательных организациях-участниках наблюдается увеличение доли творческой среды почти на 8 пунктов за счет догматической и карьерной, а также рост всех параметров личностно-развивающей среды, положительно влияющих на личностное развитие учащихся: широта, безопасность, мобильность, осознаваемость, эмоциональность и др.
График изменений образовательной среды
В исследовании приняли участие 17 образовательных организаций Калужской и Ярославской области, 9 образовательных организаций ХМАО, 8 образовательных организаций Калининградской области, 9 образовательных организаций Алтайского края и 12 образовательных организаций Липецкой области (2020-2021 гг.).
Исследование выявило корреляцию между модальностью (соотношением творческого, безмятежного, догматического и карьерного типов) школьной среды и уровнем креативности учащихся на выпуске из начальной школы:
Чем больше доля творческой среды и среды свободы, тем больше количество учащихся с продвинутым уровнем креативности.
Чем больше доля среды свободы, тем больше учащихся с продвинутым уровнем детальности (умением тщательно продумать решение проблемы и детально проработать его, создав целостный образ).
В исследовании приняли участие 13 школ Калужской и Ярославской областей, в которых в диагностике креативности приняли участие 466 учащихся 4 классов. Тип среды определялся посредством экспертной оценки сотрудниками и учащимися школ по методикам В.А. Ясвина. Для определения креативности учащихся использовался автоматизированный инструмент мониторинга 4К.
Для проведения исследований используется широкий спектр методик, подобранных научно-исследовательскими коллективами НИУ ВШЭ и МГПУ.
Исследуемые характеристики управленцев и педагогов:
Имплицитные теории интеллекта - представления об интеллекте и его природе. Выделяют теорию заданности (интеллект как постоянное, фиксированное, мало изменяемое свойство) и прибыльную теорию/теорию приращения (интеллект представляет собой изменяемое свойство, которое «прирастает» в процессе обучения, зависит от вложенных усилий, поддается развитию и улучшению). Согласно многочисленным исследованиям, эти установки являются важнейшим фактором в обучении – учителя с установками на приращение дают более конструктивную обратную связь, учат детей не бояться ошибаться, не бояться сложных задач и т.д.
Профиль профессиональной мотивации - чем мотивированы педагоги и управленцы в своей работе? Мотивация бывает «хорошая» (продуктивная, автономная) и «плохая». Хорошо, когда к работе мотивирует удовольствие от самого процесса, признание его важности и значимости для реализации других личных целей. Гораздо хуже, когда мотивирующими факторами становятся чувства стыда и вины, страх наказания, кнут и пряник. Еще более тревожным показателем может быть амотивация – отсутствие мотивации.
Жизнестойкость - система убеждений, препятствующих стрессу и нарушению здоровья в стрессогенных ситуациях, которая включает в себя:
- вовлеченность: установка на участие в происходящих событиях - убеждение человека в том, что только будучи активным, он сможет найти в мире то, что ему важно;
- контроль: установка на активность по отношению к событиям жизни – уверенность, что с любой проблемой можно справиться, если быть активным, бороться и преодолевать сложности;
- принятие риска: установка по отношению к трудным или новым ситуациям, когда последние рассматриваются как вызовы, а также как возможность получить новый опыт и чему-то научиться.
Рефлексия - бывает «хорошая» и «плохая». Хорошо, когда рефлексия системная - основанная на самодистанцировании и взгляде на себя и ситуацию со стороны. Хуже, когда это интроспекция-самокопание, при которой фокусом внимания становится только собственное внутреннее переживание, или квазирефлексия-фантазирование, направленное на объект, не имеющий отношения к актуальной жизненной ситуации, уход в посторонние размышления.
Толерантность к неопределенности – открытость, готовность к вызовам неопределенности, постоянным изменениям, сложности.
Ответственность
Профессиональная самоэффективность – вера в то, что «я могу».
Отношение личности к своей жизни - осознанное, активное, присутствует ощущение гармонии.
Самоконтроль
Мировоззренческая активность
Субъективное благополучие
Эмоциональный интеллект (в пилотных регионах)
Стиль педагогического общения - выявление преобладающих стилей общения педагогов с учениками во время урока в виде профиля:
- поддержка автономии, включающая активно участвующий стиль взаимодействия с ребенком на уроке и подстраивающийся к интересам учащихся стиль;
- cтруктура, включающая направляющий стиль взаимодействия и объясняющий (помогающий) стиль;
- контроль - требовательный стиль взаимодействия с ребенком на уроке и деспотический/доминирующий стиль;
- хаос - отстраняющийся и выжидающий стили педагогического общения.
Исследуемые характеристики детей:
социально-эмоциональные навыки;
компетенции 4К
учебная мотивация
учебная настойчивость
ориентация на сотрудничество
удовлетворенность базовых потребностей (компетентность, автономия, поддержка)
субъективное благополучие (счастье)
Исследование среды:
Для мониторинга образовательной среды используется комплекс, оценивающий обширный список параметров среды, касающихся всех ее составляющих:
взаимоотношений/психологического микроклимата;
пространства (физического окружения);
организационных методов, технологий, регламентов и правил, структурирующих школьную жизнь.
Тел.: +7 (495) 669-08-08 (доб. 78915099)
E-mail: compliance@vbudushee.ru