Глоссарий

  • совокупность когнитивных и некогнитивных характеристик личности, которые важны для эффективного решения задач, связанных с демонстрацией критического мышления, креативности, кооперации и коммуникации (вместе или в отдельности) и которые могут быть измерены через наблюдаемое поведение. 4К стимулируют развитие человеческого капитала в долгосрочной перспективе и являются составляющей навыков XXI века — совокупности знаний, компетенций и индивидуальных особенностей человека, которые призваны обеспечить его успех в современном мире.

  • Адаптивность

    способность оперативно корректировать планы и методы достижения поставленной цели при появлении новой информации.

  • Глобальная осведомленность

    понимание контекста взаимосвязей и отношений между международными, государственными и частными организациями, государствами, социально-культурными группами и т.д.

  • Грамотность

    исторически — владение навыками чтения, письма и арифметики (см. функциональная грамотность). В широком смысле — способность эффективно использовать когнитивные, технические и социокультурные инструменты и практики в повседневной жизни, а также передавать знания в рамках определенной предметной области.

  • Гражданская грамотность

    знание и понимание политических процессов, понимание и осуществление прав гражданина на местном, национальном и глобальном уровнях.

  • «Жесткие» навыки

    (англ. — hard skills) — технические навыки, которые можно наглядно продемонстрировать, например, умение писать, навык слепой печати, управление автомобилем т.п.

  • Инклюзивная среда

    совокупность экономических, социальных, бытовых, культурных и психологических условий, обеспечивающих людям вне зависимости их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей доступность среды и равные возможности жизнедеятельности.

  • Инклюзивное образование

    (лат. includo — «включаю») — организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

    Восемь принципов инклюзивного образования:

    1. 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
    2. 2. Каждый человек способен чувствовать и думать
    3. 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
    4. 4. Все люди нуждаются друг в друге
    5. 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
    6. 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
    7. 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
    8. 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
  • Инклюзия

    (от inclusion — включение) — процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни.

  • Информационная грамотность

    умение искать, оценивать, обобщать, эффективно обмениваться и использовать информацию при помощи технологических средств.

  • Ключевые компетенции / навыки XXI века

    универсальные знания, умения, навыки и личностные качества, необходимые в XXI веке широкому кругу людей и применимые к деятельности в любой сфере, предметной области, профессии, общественной и личной жизни. Термин «ключевые компетенции», указывает на то, что они являются основанием для развития других, более конкретных и предметно-ориентированных. В качестве синонима «ключевых компетенций» часто используются понятия «навыки XXI века» и «мягкие» навыки (soft skills).

  • Когнитивные навыки

    когнитивные, т.е. познавательные функции обеспечивают прием, обработку информации из среды, формирование понятий, оперирование ими и получение знаний. В психологии под базовыми когнитивными функциями понимаются такие как внимание, память, речь, восприятие и т.п.

  • Коммуникация, коммуникативная компетентность

    одна из компетенций . Способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, успешно обмениваться информацией, решать свои задачи путем общения. умение слушать, понимать, передавать и контекстуализировать информацию через вербальные, невербальные, визуальные и письменные средства.

  • Компетентность

    совокупность компетенций; наличие знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

  • Компетенция

    комплексная характеристика способности и готовности человека демонстрировать и применять полученные знания и навыки в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной и бытовой деятельности.

  • Кооперация (сотрудничество)

    (англ. — collaboration) — одна из компетенций . Способность эффективно работать с другими людьми для достижения общей цели, а также предотвращать и урегулировать конфликты.

  • Креативность

    одна из компетенций . Способность разрабатывать инновационные способы решения проблем, посредством анализа, синтеза и эффективного использования имеющихся знаний.

  • Критическое мышление

    (англ. — critical thinking) — одна из компетенций . Способность анализировать информацию и события, формулировать обоснованные выводы, а также корректно применять полученные результаты к конкретным ситуациям при решении проблем.

  • Медицинская грамотность / грамотность в области здоровья

    владение навыками и знаниями, необходимыми для поддержания здоровья и понимания информации, связанной со здоровьем.

  • Мультикультурная грамотность

    умение понимать и принимать сходства и различия в обычаях и традициях, ценностях и убеждениях как собственной культуры, так и культурных особенностей окружающих.

  • Навык

    сознательная деятельность, выполняемая определенным способом, направленная на решение конкретной задачи. Навык подразумевает сформированность действия на уровне автоматизма посредством многократного повторения и доведения до эффективного использования.

  • Навыки широкого применения

    (англ. — transferable skills) — навыки, которые могут быть применены к деятельности в любой предметной области. Все ключевые компетенции относятся к навыкам широкого применения.

  • Научная грамотность

    знание и понимание базовых научных концепций, необходимых для индивидуального принятия решений, участия в общественной и культурной жизни.

  • Новая грамотность

    сочетание знаний, умений, навыков и опыта, позволяющих успешно взаимодействовать с современной средой (экономической, технологической и социально-демографической), применяя полученные знания к новым ситуациям, с которыми человек встречается на протяжении всей жизни. Новая грамотность связана с какой-либо сферой деятельности человека (функциональная, информационная, финансовая, медицинская, правовая грамотность, гражданская, экологическая и др.).

  • Образовательный продукт

    результат образовательной деятельности партнерских организаций, локальный модуль по тематике программ и проектов Фонда (без ограничения по форме и продолжительности реализации), с практической апробацией, экспертным заключением и оформленный в форме учебно-методической документации для тиражирования опыта.

  • Осознанность/ самосознание

    (англ. — self-awareness) — непрерывное отслеживание и восприятие текущих субъективных переживаний и эмоций, понимание причин собственной деятельности, поведения, желаний и т.п.

  • Правовая грамотность

    знание прав и обязанностей человека и гражданина, общее знакомство с правовыми основами государства, способность участвовать в демократическом сообществе.

  • Принятие решений

    способность совершать осознанный выбор между несколькими альтернативами для эффективного достижения определенной цели.

  • Решение проблем

    (англ. — problem solving) — способность выявлять, анализировать и оценивать возникающие в бытовой и профессиональной деятельности проблемные ситуации; искать, оценивать и эффективно использовать релевантную информацию в целях разработки альтернативных идей и решений, а также воплощать разработанное решение для достижения поставленной цели.

  • Самоорганизация

    умение и желание контролировать, планировать и организовывать собственную деятельность.

  • Самоэффективность

    (англ. — self-efficacy) — убеждённость человека в своей способности справиться с поставленной проблемой.

  • Социальная компетентность

    система умений, навыков общения и сценариев поведения в типичных ситуациях в обществе, позволяющих адаптироваться к новым социальным условиям, эффективно взаимодействовать с окружающими.

  • Социальное и эмоциональное обучение

    (Social and Emotional Learning, SEL) — приобретение навыков для распознавания и управления собственными эмоциями, понимания и уважения эмоций и чувств окружающих, принятию ответственных решений, установлению позитивных отношений и эффективной обработке сложных ситуаций.

  • Социальный интеллект

    способность человека адаптироваться к социальному окружению и действовать в нем в соответствии с правилами и ожиданиями данной группы и сообщества. Чем выше социальный интеллект, тем более эффективно ведет себя человек сообразно социальным условиям.

  • Технологическая грамотность

    (англ. — technological literacy) — осведомленность о последних трендах и достижениях в области техники, понимание базовых принципов работы и функциональных возможностей технических разработок и «гаджетов».

  • Учиться учиться

    учиться объективно обнаруживать, каких именно знаний и умений не хватает для решения актуальной задачи, самостоятельно (или в коллективно-распределенной деятельности) находить недостающие знания и эффективно осваивать новые умения (способы деятельности) на их основе, в том числе анализировать и совершенствовать само умение учиться: организовывать процесс собственного обучения, включаться в полезные для саморазвития виды деятельности, воспринимать информацию, добиваться результатов. «Учиться учиться» означает осознанно выстраивать траекторию собственного развития на протяжении всей жизни.

  • Финансовая грамотность

    знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

  • Функциональная грамотность

    знание разговорного и письменного языка, владение навыками счета (арифметики) на уровне, достаточном для полноценного функционирования в обществе.

  • Ценностные ориентации, ценности

    система оценочных отношений человека к совокупности материальных и духовных благ, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей личности.

  • Читательская грамотность / грамотность чтения

    способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Включает базисное декодирование, понимание значений слов, знание грамматики, учет структуры текста, использование знаний о мире и т. д.

  • Экологическая грамотность

    понимание основных принципов построения экосистем и обеспечения жизни на Земле.

  • Экономическая грамотность

    понимание текущего состояния экономики и умение в нем ориентироваться, анализируя возможные последствия политических и социальных изменений; умение выявлять и анализировать экономические проблемы, разрабатывать альтернативные решения экономических проблем с учетом потенциальных рисков и прибыли.

  • Эмоциональный интеллект

    способность распознавать, обозначать эмоции, управлять собственными эмоциями и эмоциями других людей, сознательно использовать эмоции для эффективного мышления и поведения.

  • Эмпатия

    составляющая эмоционального интеллекта: сочувствие другому человеку, в основе которого лежит понимание причин эмоциональных ситуаций и их последствий. Проявляется не только в разделении чувств другого, но и готовности оказать помощь в трудной ситуации.