Как развивать навыки XXI века в семье с помощью игр?

Image1496240491
30.05.2017

Когда стоит задача – научить ребенка считать или читать, большинство родителей в общих чертах представляют себе, что для этого нужно делать. К примеру, чтение: мы учим с детьми алфавит, составляем слоги, пишем магнитные послания на холодильнике и постепенно, шаг за шагом, способствуем освоению навыка. Взрослые могут помочь школьникам в получении и других серьезных знаний и умений – мы ориентируемся в источниках, а в случае необходимости знаем, к каким профессионалам обратиться.

Но как быть с новыми образовательными задачами по освоению актуальных компетенций XXI века, таких как 4К и эмоциональный интеллект?

Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» занимается разработкой и внедрением программ по развитию навыков и компетенций XXI века в систему общего образования. Одна из первых в этом ряду – программа по развитию социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного и школьного возраста. Мы понимаем, насколько важно делать это с участием семьи, так, чтобы процесс был интересен и детям, и родителям. Поэтому совместно с нашими партнерами – учеными, исследователями, психологами, педагогами – мы будем составлять рекомендации по развитию важных универсальных навыков (в том числе soft-skills) в семье.

1. ИГРАЙТЕ СЕМЬЕЙ

Для многих настольные игры – часть доброй семейной традиции. Психологи и педагоги высоко оценивают образовательный потенциал современных настольных игр. Совместно с Институтом креативной психологии и медиапроектом «Семейное образование» мы расскажем вам о 12 настольных играх, развивающих эмоциональный интеллект.

Дошкольный возраст (4–7 лет)

Семейка Гномс
Категория: психологические
Количество игроков: 2–6
Возраст: от 5 лет
Длительность: от 10 минут
Потенциал: эмоциональный интеллект, самопознание, взаимопонимание
Семейка Гномс злится, радуется, обижается, у них все – как в других семьях. Игра дает участникам возможность проговорить собственные переживания, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Самые маленькие играют по упрощённым правилам – с линейками простых чувств и эмоций. Подростки могут импровизировать с правилами. Задания на первый взгляд кажутся простыми, но есть тонкости: например, кому понравится отдать свои карточки другому или пропустить ход? Здесь очень важно слушать себя и партнёров по игре, тогда эмоции будут положительными!

Крокодил: чувства и эмоции
Категория: психологические
Количество игроков: от 2
Возраст: от 4 лет
Длительность: от 10 минут
Потенциал: креативность, эмоциональный интеллект, ассоциативное мышление, взаимопонимание
Карточки со смешными рисунками и забавными двустишиями. Участник вытягивает карточку, и его задача – изобразить чувство, которое она обозначает. Можно играть командами, придумывать собственные правила; малышам родители могут читать стихи и объяснять понятными словами, о чём речь. Детям постарше нравится показывать всю фразу целиком – здорово ведь вжиться в роль спокойного слона, скажем, или мечтательной ласточки!

Островитяне
Категория: психологические
Количество игроков: 2–6
Возраст: от 6 лет
Длительность: от 30 минут
Потенциал: навыки общения, взаимопонимание, личные границы
Участники примеряют на себя роль исследователей – высаживаются на воображаемом необитаемом острове и занимаются изучением нравов и быта неизвестного племени. Чтобы получить разный опыт, меняются ролями и разыгрывают разные ситуации, рассуждают о базовых потребностях и ценностях человека. В этой игре несложная механика, но вопросы для обсуждения довольно серьёзные – уважение, личные границы, права и ответственность. Важные навыки – уважать чужое мнение и аргументированно отстаивать собственное.

Младший школьный возраст (7–11 лет)

Запретный остров
Категория: кооперативные
Количество игроков: 2–4
Возраст: от 8 лет
Длительность: от 30 минут
Потенциал: сотрудничество, командообразование, тактика и стратегия
Описание: согласованные перемещения по полю для достижения общей цели
Не во всякой игре нужна соревновательность, особенно когда речь идёт об игре семейной. Если хочется объединяющей деятельности, работы в команде, отличным выбором станет игра «Запретный остров»: игроки в ней сражаются не друг с другом, а с древним проклятием. Объединившись, просчитывая каждый шаг, они должны собрать четыре артефакта и спастись с тонущего острова. По механике игра не самая простая, но интересная по сюжету, атмосферная (путешествия по сумеречным лощинам и скалам-призракам), вариативная и, что важно, качественно и красиво сделанная.

Да, Тёмный властелин
Категория: коммуникативные
Количество игроков: 2–6
Возраст: от 8 лет
Длительность: от 10 минут
Потенциал: креативность, способность аргументировать и убеждать, интеграция теневых качеств, чувство юмора
Сочинять небылицы, импровизировать, сваливать вину на товарищей, пытаясь оправдаться перед эталонным сказочным злодеем за очередное проваленное задание, – играя в свежую версию игры, вышедшую в 2014 году, вы от души повеселитесь! Помогут в этом специальные карточки-намёки – они подскажут интересные сюжетные повороты и добавят в историю новые подробности. Еще в игре есть такие полезные карточки, как, например, «перевод стрелок»: тогда оправдываться приходится уже другому игроку. Не заскучает и тот, кто играет за Тёмного властелина: чего стоит одна только возможность применить функцию «испепеляющий взгляд»! Полезный навык, в жизни пригодится!

В некотором царстве
Категория: кооперативные
Описание: сочинение общей истории с помощью сюжетных картинок
Количество игроков: 2–6
Возраст: от 8 лет
Длительность: от 30 минут
Потенциал: креативность, логика, лидерство, командообразование
Хотите попробовать себя в роли сказочников? В этой игре вам предстоит много фантазировать, болтать и, конечно, смеяться; учиться лаконично формулировать, убеждать других, перехватывать инициативу. Побеждает лучший рассказчик – тот, кто сможет первым довести историю до финала! Эта игра не надоедает: ведь каждый раз получается новая сказка – все зависит от количества игроков, их коммуникативных навыков, комбинаций выпавших каждому карт. Подходит и детям, и взрослым. Отдельного внимания заслуживают атмосферные акварельные иллюстрации игры.
А ещё «В некотором царстве» – прекрасный образец, по которому потом можно создать собственную колоду на любимый сюжет.

Средний школьный возраст (11–15 лет)

Эмикс
Категория: психологические
Количество игроков: 1–4
Возраст: от 12 лет
Длительность: от 40 минут
Потенциал: эмоциональный интеллект, тактика, стратегия
Знакомство с мистическими существами из параллельного измерения, питающимися человеческими эмоциями. Победить будет непросто! Придётся выработать стратегию поведения, выбрать сторону позитивных или негативных эмоций и активно взаимодействовать с другими игроками. Тактика и фокус игры могут меняться в зависимости от целей каждого участника. Есть возможность даже создавать собственные игровые карты (в комплект входят пустые заготовки). Не слишком сложная механика и высокая вариативность.

Терапия
Категория: рефлексивные
Описание: игроки двигаются по полю, отвечая на вопросы о себе и других Количество игроков: 2–6 Возраст: от 12 лет Длительность: от 45 минут Потенциал: взаимопонимание, самоанализ Игра с интригующим названием для тех, кто хочет больше узнать о себе и близких, научиться задавать самые разные вопросы и отвечать на них. Вопросы (их в игре 400) не настолько серьёзные и личные, как можно предположить из названия, в основном забавные и шуточные. В процессе игроки меняются ролями, терапевт становится пациентом, а пациент терапевтом.

Представьте себе, что
Категория: ассоциативные
Описание: игроки двигаются по полю, отвечая на вопросы друг о друге
Количество игроков: 2–3
Возраст: от 12 лет
Длительность: от 40 минут
Потенциал: ассоциативное мышление, взаимопонимание, адаптивность
Участники пишут на игровом поле свои имена. Кубик определяет, о ком говорим, карточка – ситуацию и варианты ответов. Авторы самых популярных в компании ответов продвигают свои фишки к центру поля. Отличный способ определить, хорошо ли вы знаете своих друзей, и вдоволь наспориться, обсуждая расхождения в представлениях друг о друге. Если игроков мало – это не проблема, в клетки поля можно вписывать имена всем известных людей, звёзд, главное ведь – представить себе, что!

Старший школьный возраст (15–18 лет)

Оборотни
Категория: коммуникативные, командные
Описание: выявление игровых целей других игроков в групповых обсуждениях
Количество игроков: 8–18
Возраст: от 10 лет
Длительность: от 20 минут
Потенциал: способность аргументировать и убеждать, интеграция теневых качеств, преодоление страха, взаимопонимание
Шутки в сторону, город в опасности – оборотни уничтожают мирных жителей! Эта игра – разновидность «Мафии». Чувствительным натурам может быть непросто: придётся подглядывать за соседями, выкидывать из игры слишком подозрительных персонажей, обращаться к ведьме, да и вообще всё время быть настороже. Игроки учатся взаимодействовать, работать в команде, убеждать, договариваться, прислушиваться к интуиции, брать на себя ответственность за сложные решения. Если повезёт, можно стать персонажем с какими-нибудь крутыми способностями: хитрой ведьмой, купидоном, колдуном-предсказателем и не только.

Телепат
Категория: коммуникативные
Описание: ответы на вопросы (важные, смешные и т. д.) о себе, прогнозирование ответа товарища по игре на вопрос о вас и степени развития эмоционального интеллекта других людей
Количество игроков: 2–6
Возраст: от 12 лет
Длительность: от 30 минут
Потенциал: эмоциональный интеллект, коммуникация, навык формулирования ответов, умение ценить честность и прямоту
Научиться читать мысли? В игре «Телепат» это возможно! В ней 55 карточек с вопросами, но суть не в том, чтобы ответить на них «да» или «нет». Вам нужно угадать, как на вопрос ответил другой участник. Игра тренирует проницательность, учит внимательно наблюдать за окружающими, ставить себя на место другого и понимать, что люди разные и на одни и те же вещи могут смотреть по-разному. Расширяет сознание, развивает эмоциональный интеллект и здорово прокачивает эмпатию.

Экивоки
Категория: командные
Количество игроков: 2–10
Возраст: от 16 лет
Длительность: от 10 минут
Потенциал: креативность, невербальная коммуникация, взаимопонимание, командообразование
Вам предстоит выбрать по вкусу фишку-пингвина и первым привести его к финишу. Вам придется проделывать массу забавных вещей: иллюстрировать понятия жестами, произносить слова задом наперед, рисовать, пропевать и лепить загаданные слова из пластилина. Справились с заданием – ваш пингвин передвигается по карте. Максимально расширенный и дополненный «Крокодил» и немного «бродилка»: всё самое любимое в одной игре! Ну как, сумеете слепить из пластилина wi-fi?
Можно играть вдвоём или большой компанией. Игра популярная, в продаже постоянно появляется много вариаций и дополнений.

2. ОТДЫХАЙТЕ И УЧИТЕСЬ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ

Послушать и поговорить с экспертами и другими родителями, узнать больше про эмоциональный интеллект, отношения в семье – мы приглашаем вас на фестиваль свободного образования «Я живу – я учусь» в «Шератон Москва Шереметьево» с 10 по 12 июня. Вас ждут три дня погружения в насыщенную образовательную среду: лекции, мастер-классы, рабочие группы и практикумы для взрослых, игровые мастерские в тематических зонах для детей.

Мы предлагаем рабочие инструменты создания образовательной среды в семье!

Диджитал-дети VS аналоговые родители: софт-навыки как вектор сближения