Новые музейные практики инклюзии готовы к тиражированию

Image1529058979
15.06.2018

Полгода назад были подведены итоги грантового конкурса музейных программ для детей с особенностями ментального развития, который инициировал и поддержал Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». Сегодня победители конкурса уже готовы поделиться своими разработками с другими музеями.

Победителями грантового конкурса в рамках проекта «Инклюзивный музей» стали Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» (Москва) и Музейно-образовательный центр «Школа-Музей-Культура» (Новокуйбышевск).

В «Царицыно» разработали программу «Фарфоровая история», цель которой – способствовать социализации детей с особенностями развития через знакомство с фарфором как одним из направлений декоративно-прикладного искусства. «Программа состоит из двух частей – экскурсии и практического занятия, - рассказывает заместитель заведующего отделом музейно-образовательных программ и экскурсионного обслуживания музея-заповедника Ольга Владимирова, - и может быть использована для разных детей – с ментальными особенностями развития, физической инвалидностью, нормативным развитием». Делают эту программу инклюзивной методические рекомендации и материалы, которые музей разработал совместно со специалистами – психологами из РБОО «Центр лечебной педагогики». Созданы «Социальная история» и «Карта маршрута» программы, которые позволяют детям с ментальными нарушениями подготовиться к экскурсии и чувствовать себя уверенно в музее. Для экскурсовода методические рекомендации содержат подробную инструкцию. «Программа «Фарфоровая история», по сути, готова к тиражированию, - комментирует руководитель направления «Инклюзивная среда» Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Яна Журавлева. – Опыт социализации и творческой реабилитации детей с инвалидностью, который предлагает «Царицыно», могут использовать любые музеи, в чьих фондах есть предметы декоративно-прикладного искусства, а это практически все художественные музеи России».

Аудитория проекта «Живые картины», реализуемого центром «Школа-Музей-Культура», - это дети и молодые люди с ментальными особенностями из коррекционного социального центра, психоневрологических пансионатов и инвалиды, играющие в театре-студии «Астрей». Проект призван развить их творческие способности, познакомить их с живописными коллекциями музеев. Для детей и молодых людей разработаны программы посещения музеев, практические занятия декоративно-прикладным творчеством, постановка и показ мини-спектаклей по сюжетам произведений живописи. «Опыт проекта «Живые картины также может стать типовым для музеев и некоммерческих организаций, работающих с детьми-инвалидами. Специалисты центра «Школа-Музей-Культура» создали уникальную инклюзивную практику, в которую вовлекаются люди с инвалидностью и обычные граждане. Они вместе учатся взаимодействовать, понимать и принимать друг друга с помощью музейных средств», - отмечает представитель «Вклада в будущее».

Проект «Инклюзивный музей», стартовавший при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» и реализуемый Российским национальным комитетом Международного совета музеев (ИКОМ) и АНО «Колесо обозрения», направлен на развитие лучших практик инклюзии музейными средствами. На сайте проекта наполняется банк лучших музейных практик по социализации и творческому развитию детей с особенностями развития.