"Современное образование"

Pr bg 512e11d7e361635c0d3dd624dc45d83019373eab38efd2ec3581fe8682af8275

Мы живем в мире неопределенности, сложности, разнообразия. Чтобы соответствовать вызовам своего времени и быть успешным необходимо уметь обновлять свои компетенции, а значит уметь учиться и переучиваться всю жизнь. Школа как социальный институт тоже должна меняться, чтобы готовить детей к решению задач, с которыми они будут сталкиваться на протяжении всей свой жизни. При этом важно не забывать, что она имеет дело с ребенком, с самым счастливым периодом жизни человека. Мы хотим, чтобы школа стала не местом, где только учат и тренируют для сдачи экзаменов, а местом, где интересно и увлекательно, где есть право на ошибку, где у ребенка есть право выбора.

Программы и проекты по данному направлению будут направлены на:

  • – поддержку развития инновационных образовательных моделей и практик в воспитательных и образовательных учреждениях;
  • – развитие методической базы лучших практик образования;
  • – развитие новых форм и технологий образования, позволяющих выстраивать индивидуальные траектории обучения;
  • – поддержку формирования новой роли учителя, развитие сообщества лидеров - проводников современного образования;
  • – развитие новых методик, технологий и стандартов обучения с учетом важности развития эмоционального интеллекта для директоров школ, педагогов, воспитателей, родителей и детей;
  • – развитие родительских компетенций.

Приоритетами данного направления являются:

- содействие развитию современной воспитательно-образовательной среды : эффективной, развивающей, соответствующей вызовам 21 века;

- содействие внедрению технологий развития эмоционального интеллекта в образовательных и социальных учреждениях;

- вовлечение в процессы освоения новых компетенций родительского сообщества и профильных ВУЗов.

Программы и проекты

Программа «Социальный и эмоциональный интеллект»

Традиционные тесты, «измеряющие ум», зачастую неспособны предсказать успешность человека ни в жизни, ни в карьере. Большинство детей, показывающих высокий IQ, выделяются на фоне сверстников способностью к обучению, но они часто имеют другие проблемы: не умеют строить отношения с другими людьми, не понимают собственных чувств, теряют мотивацию, не справляются со стрессом, не могут полагаться на интуицию в коммуникации.

Эти и многие другие навыки ученые так же отнесли к интеллекту - эмоциональному и социальному, так как в привычном понятии интеллекта, измеряемом количественно, эти аспекты не учитывались.

Социальный и эмоциональный интеллект в современном обществе имеет не меньшее значение, чем академические знания. Во всем мире практика развития социально-эмоционального обучения становится частью системы образования. И это дает результаты: согласно исследованиям 2015 года, в Бельгии в результате такой работы посещаемость школ увеличилась на 13 %, в Канаде количество учеников, успешно закончивших школу, возросло на 20%, в Корее на 13% снизилось проявление агрессии учеников по отношению друг к другу*.


Фонд «Вклад в будущее» реализует программу по развитию социального и эмоционального интеллекта у детей как ключевых навыков и компетенций XXI века. Программа призвана содействовать повышению их конкурентоспособности и социального благополучия в современном ускоряющемся, усложняющемся мире. Это будет содействовать повышению качества человеческого капитала в стране в целом.

Задачи Программы:

  • Разработка образовательных программ для детей, включая материалы для педагогов, детей и родителей, а также программы личностного и профессионального развития педагогов;
  • Развитие современной воспитательно-образовательной среды в школах и других учреждениях, работающих с детьми, на основе модели эмоционально-интеллектуальной образовательной среды, оптимальной для гармоничного развития;
  • Разработка и внедрение систем оценки как индивидуального прогресса и социально-эмоциональной компетентности школьников и учителей, так и эффективности образовательных программ и системы образования в целом;
  • Формирование информационного поля, повышающего осведомленность участников образовательно-воспитательного процесса и доступность материалов, развивающих их компетентность в области социального и эмоционального интеллекта.

По инициативе Фонда «Вклад в будущее» разработана образовательная программа «Социально- эмоциональное развитие детей дошкольного и школьного возраста». Ее авторами выступили отечественные ученые под руководством доктора психологических наук, профессора Е.А.Сергиенко. Запуск программы осуществляется при взаимодействии с Международным центром «Креативные технологии консалтинга» (МЦ КТК), что обеспечивает интеграцию международного научного подхода к внедрению СЭИ в образовательную деятельность. МЦ КТК является эксклюзивным представителем профессора Йельского университета Дэвида Карузо и других специалистов мирового уровня на территории России и стран СНГ.

Цель образовательной программы – внедрение социального и эмоционального обучения в образовательный процесс в школах России. Программа рассчитана не только на самого ребенка, но и на дополнительное образование учителей и родителей. Социально-эмоциональная включенность и родителей, и детей и педагогов – ее основа. Поэтому разработчики программы предлагают методические материалы и обучающие семинары и для учителей, и для родителей.

Образовательная программа «Социально-эмоциональное развитие в школе» включает в себя 4 комплекта материалов для разных возрастных категорий:

  • Учебные материалы, обучающие курсы для педагогов,
  • Программы обучения, рабочие тетради для школьников,
  • Методические материалы для родителей,
  • Инструменты оценки достижений детей по разделам,
  • Постеры, наглядные, раздаточные материалы.

В сентябре 2017 года стартует апробация образовательной программы в школах Москвы и Тюмени. По ее результатам будут даны рекомендации по доработке и последующему масштабированию программы в российских школах.


По вопросам взаимодействия с программой обращайтесь по адресу: sel@vbudushee.ru

*© OECD, Skills for Social Progress, 2014

Проект Учитель для России

Программа «Учитель для России» — это российский общественный проект, основанный на государственно-частном партнерстве, привлекающий к преподаванию в обычных школах молодых специалистов, выпускников ведущих вузов страны.

Долгосрочная цель программы — создание сообщества талантливых специалистов, изнутри изучивших систему образования и способных дать импульс для ее обновления и развития.

Цели программы:

  • Привлечь «критическую массу» талантов в систему российского школьного образования;
  • Предоставить равные образовательные возможности для детей по всей стране;
  • Разработать модельные решения для трансформации среднестатистических российских школ.

Проект инициирован группой социальных предпринимателей — выпускниками СПбГУ — и был запущен в марте 2015 года при поддержке ПАО «Сбербанк России» (стратегический донор программы Фонд Сбербанка «Вклад в будущее»), Института образования НИУ ВШЭ (основной методический партнер). На данный момент программа сотрудничает со школами Воронежской, Калужской, Тамбовской областей и с отдельными школами Москвы и Московской области. Оператор программы — Благотворительный фонд поддержки и развития образования «Новый учитель».

Компетенции XXI века

Competence 24098668b8158dbee85b4b12403ecc65dd0354fc6751bdcc558c633890ed379d

Общество XXI века отличается стремительным развитием науки и технологий, которые коренным образом преобразуют жизнь людей. Высокий темп обновления знаний сегодня вынуждает человека учиться на протяжении всей жизни, осваивать несколько специализаций, подстраиваться под меняющиеся потребности рынка труда.

В этой ситуации задачей образовательной системы становится не только трансляция предметных знаний, но и развитие у обучаемых универсальных «компетенций XXI века» - когнитивных, социально-эмоциональных и цифровых. Особую важность представляет формирование новой грамотности – финансовой, гражданской, правовой, коммуникативной, медицинской и т.п.

В конце 2016 года Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» инициировал работу над международным докладом «Ключевые компетенции и новая грамотность: от деклараций к реальности». Стратегическим партнером и координатором этой работы выступает Институт образования НИУ ВШЭ. В формировании доклада участвует международный консорциум, включающий российских ученых, экспертов ОЭСР и ЮНЕСКО, а также ведущие научные школы образования из Великобритании, Канады, Китая, Южной Кореи, Канады, Польши, США, Финляндии.

Доклад призван сформировать новое видение системы результатов образования с фокусом на ключевых компетенциях и глобальной грамотности, учитывающее как российские особенности, так и глобальный контекст. Полученные по итогам доклада рекомендации для трансформации российской школы позволят сократить разрыв между системой образования и требованиями реальной жизни. Кроме того, успешная реализация проекта позитивно повлияет на репутацию России как международно-значимого центра разработок в области современного образования.

В этом разделе будут размещены промежуточные аналитические обзоры и другие материалы по тематике, связанной с докладом. Презентация результатов доклада и его публикация запланированы на июнь 2018 года.

Приглашаем посетить страницу проекта на сайте Высшей школы экономики.

Материалы по теме:

  1. Компетенции XXI века в национальных стандартах школьного образования (Канада, Финляндия, Китай, Республика Корея). Аналитический обзор в рамках проекта подготовки международного доклада « Ключевые компетенции и новая грамотность: от деклараций к реальности»

Всероссийский конкурс «Школа навыков XXI века»

Мир сегодня меняется очень быстро - и так же быстро трансформируется образовательный контекст. Человек в наши дни должен обладать навыками, помогающими эффективно организовывать собственную жизнь: это умение ориентироваться в мире информации, критически мыслить, выстраивать коммуникацию, сотрудничать, применять полученные знания на практике в реальном времени, принимать решения, видеть свои слабые места и уметь работать над ними, учиться и переучиваться.

Организаторы конкурса - Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» и Институт образования НИУ «Высшая школа экономики».

Сайт конкурса: skills21.vbudushee.ru

Цели конкурса:

  • выявить лучшие идеи и практики образовательных программ, моделей организаций, ориентированных на формирование у детей навыков XXI века, и способствовать их широкому распространению;
  • оказать поддержку инновационного педагогического и организационно-управленческого проектирования при реализации ФГОС;
  • создать открытую дискуссионную площадку для обсуждения перспектив развития школы будущего.

В конкурсе могут принимать участие индивидуальные авторы и команды разработчиков образовательных продуктов (программ, моделей организаций), ориентированных на формирование у детей (воспитанников, обучающихся) навыков XXI века, представляющие государственные и негосударственные, коммерческие и некоммерческие организации, реализующие образовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы в системе общего и/или дополнительного образования.

Конкурс 2018 года готовится к запуску.

Директор конкурса
Светлана Решетникова skills21@vbudushee.ru
+7 (910) 4271930

Лаборатория по созданию образовательных продуктов «Навыки XXI века»

Чтобы подготовить детей к быстрым переменам и вызовам XXI века, важно уже сейчас инициировать у них процесс формирования навыков, актуальных для жизни и работы в современном мире. Для этого была открыта наша Лаборатория, где на основе методик Фонда мы создаем инструменты по развитию навыков и компетенций XXI века у детей, в том числе и с особенностями развития.

В центре нашего внимания навыки, признанные аналитиками и экспертами ключевыми в новом веке, стимулирующие индивидуальный успех и социальный прогресс: социально-эмоциональное развитие, финансовая грамотность, умение учиться, коммуникация, кооперация, критическое, креативное мышление и другие.

Мы приглашаем организации, действующие в сфере дополнительного и неформального образования детей, стать нашими партнерами и вместе работать над созданием инструментов, которые позволят детям чувствовать уверенность в быстро меняющемся мире, стать востребованными и отвечать на вызовы XXI века.

Соединив методики Фонда и опыт партнеров, мы получаем живое творческое педагогическое пространство – Лабораторию – где рождаются актуальные программы и образовательные практики, происходит не только разработка, но и, что очень важно, обмен опытом. Такая совместная работа открывает широкие возможности для появления новых идей и условий для их воплощения.

Нашими партнерами становятся организации, которые работают в сфере дополнительного или неформального образования: центры профессионального развития, детские общественные движения, культурно-просветительские организации, НКО, бизнес-корпорации и другие.

Каждый партнер Лаборатории получает:

  • доступ к нашим передовым разработкам,
  • методическую поддержку на протяжении всей работы над проектом,
  • заключение от ведущих образовательных организаций России,
  • повышение квалификации своих сотрудников,
  • приглашения на мероприятия Фонда с участием российских и международных экспертов,
  • а также возможность первыми опробовать на практике новые образовательные техники.

Давайте вместе создавать актуальные образовательные практики, которые помогут детям быть готовыми к вызовам нового времени. Чтобы присоединиться к нам и стать партнером Лаборатории, пожалуйста, пишите руководителю программы Дмитрию Сизареву sizarev@vbudushee.ru.

С нами уже работают:

Nekrasov library 13908e1cd5a7939067ea56b5233be74bb770bff28f0b521b824ce8fba6a42045
Cmit bd15a783742782f0b70b7fa0d216f3dbe8fce1af61110894d5dc380b4f5a52e7
Dostoevsky library ff36851c940700adf8f77b4e30ffe5769400cb63127e9d377eb934590f696a93
Raul a895bcaae374a8b7595347130b5729d83633094ba3d69c66652921b9bffd46dd
Jewish museum 51849da0bf308914bab582abaca391184b1a4069d325ecd3261ef090d28d5074
Zil 6d0bcf03cfd16afd8d9a5892c7b29811546e1dfa5028ebbc1c8e92f57e99808a
Mosgortur 622f04f9276b1fd643618cbc74397f057ff62e2762b7c8be66974525b3f0aecc
Okean 48f94927dde1c31d76ec86386c43c8d79e57fa105ee7d479e71ba7bafcc69a7e
Polden 749bf0b62f09995049132c1c893906ce88b766ce2a37c5b6c765c722dd827bc6
Children library a53e211621ee026c48ea0ea825ad899eb0c590841c71fc641b160683aecc5b8f
Sirius 0cd9febc4603bac2d53e8bd1197b9e80ad31127aeec4a77a25d61c17de57e664
Teacher for russia afd3f077a7baf64c67136758955b1b0a7e434a6f67c21eef1fb37520858487a1
Psycho help 54cd109dc0d29f8f56053922a1c332ddaef4ca9a05a355aaf839ba0b1d7cabbf
School league 8e19717b8f0b2c810f716f4d02773ac1a6a34f23e0efa453b55d5f8e7d7afc9e
World skills f8120aa2e1ccd851e030a1facf5f0aaf36ed4e13cfa193ebae980b2d630cf3fd
1298 a5a85246660d9a4fa593a180b04bf2c80ef3ac08fd2fe45acdeaa1ddeb371f11
Leaducation 67a09b6b265a78eb4ea24fcc4aed098e77b4577a9227b6123ec0dfbaac87e844
Pioner 6e08bda3e61d88ad89cdbc900729782c82e3b7d5834bfe46de99dbf379267ba9
Asi 5f8a8a357656c25ef0dc5d7e6046807acd71275282b7717b525d7db7b33c65af
Vshe 5560169ff97ab2f6d5d4b98bde7394a07ca272006d8f90671fefe3cad4cdd597
Horoshkola 220d2a246ac5757d3c7c0df7f258c9edfb164c71fa08c15bcf3fd6cb40f92873

Как помочь?

Я
частный жертвователь
  • частный жертвователь
  • сотрудник Сбербанка
  • клиент/партнер Сбербанка
  • эксперт или представитель общественной организации
и хочу в будущее!

Ожидаемые результаты:

  • – рост академической успеваемости;
  • – обеспечение выбора учениками более сложных видов познавательной деятельности;
  • – рост заинтересованности, вовлеченности и удовлетворенности процессом обучения;
  • – формирование более уважительного отношения между преподавателями и учениками;
  • – снижение проблем с поведением у учеников и риска девиантного и агрессивного поведения, злоупотребления запрещенными веществами.