"Современное образование"

Pr bg 512e11d7e361635c0d3dd624dc45d83019373eab38efd2ec3581fe8682af8275

Мы живем в мире неопределенности, сложности, разнообразия. Чтобы соответствовать вызовам своего времени и быть успешным необходимо уметь обновлять свои компетенции, а значит уметь учиться и переучиваться всю жизнь. Школа как социальный институт тоже должна меняться, чтобы готовить детей к решению задач, с которыми они будут сталкиваться на протяжении всей свой жизни. При этом важно не забывать, что она имеет дело с ребенком, с самым счастливым периодом жизни человека. Мы хотим, чтобы школа стала не местом, где только учат и тренируют для сдачи экзаменов, а местом, где интересно и увлекательно, где есть право на ошибку, где у ребенка есть право выбора.

Программы и проекты по данному направлению будут направлены на:

  • – поддержку развития инновационных образовательных моделей и практик в воспитательных и образовательных учреждениях;
  • – развитие методической базы лучших практик образования;
  • – развитие новых форм и технологий образования, позволяющих выстраивать индивидуальные траектории обучения;
  • – поддержку формирования новой роли учителя, развитие сообщества лидеров - проводников современного образования;
  • – развитие новых методик, технологий и стандартов обучения с учетом важности развития эмоционального интеллекта для директоров школ, педагогов, воспитателей, родителей и детей;
  • – развитие родительских компетенций.

Приоритетами данного направления являются:

- содействие развитию современной воспитательно-образовательной среды : эффективной, развивающей, соответствующей вызовам 21 века;

- содействие внедрению технологий развития эмоционального интеллекта в образовательных и социальных учреждениях;

- вовлечение в процессы освоения новых компетенций родительского сообщества и профильных ВУЗов.

Программы и проекты

Программа по развитию личностного потенциала

Kid3 ad7d611bf3c1bfffcfbe17c9cdb78681711a63b36cb53a1f47a38b4a21453431

Фонд с момента своего основания поддерживает и реализует проекты, которые призваны помочь будущему поколению получить необходимые компетентности для гармоничного развития в новом столетии. В рамках направления «Современное образование» фондом реализованы инициативы, направленные на развитие у детей социально-эмоционального интеллекта, коммуникации и кооперации, критического и креативного мышления, умения учиться и др.

Эта работа легла в основу комплексного решения для развития личностного потенциала школьников и педагогов, которое приведет к содержательным и средовым изменениям в сфере образования на уровне классов, школ, регионов. Таким решением является «Программа по развитию личностного потенциала» (далее – Программа).

Программа соответствует задачам в сфере образования, обозначенным в Указе Президента России от № 204 от 7 мая 2018 года, а также задачам федеральных государственных стандартов общего образования (ФГОС) в части развития личностных и метапредментых навыков, создания развивающей образовательной среды.

Цель Программы – полноценная модернизация содержания и методов образования на всех уровнях и всех учебных предметов, а также оценки прогресса в формировании универсальных компетентностей. Центр ее внимания – развитие личностного потенциала ребенка, позволяющего ему ставить жизненные цели и достигать их за счет умения управлять своим мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействиями с другими.

Программа содействует внедрению компетентностного подхода в образовании посредством создания комплекта учебно-методических решений по развитию и оценке навыков у детей дошкольного и школьного возраста и их интеграции в систему общего образования в 30 регионах к 2023 году. Пилотное внедрение стартует в двух регионах-партнерах – Калужской и Ярославской областях.

В течение 5 лет Программа должна охватить 30 российских регионов, более 1800 школ, 24000 педагогов и почти 1 миллион учащихся.

«Личностные ресурсы выполняют буферную функцию, уменьшая зависимость психологического благополучия от факторов среды и ситуации».
«Способности важны, но важнее способность использовать способности».

Д. А. Леонтьев, доктор психологических наук, профессор, заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ

Развиваем школьника и учим его

  • Работать в команде
  • Анализировать и оценивать взаимодействие с другими
  • Разрешать конфликтные ситуации
  • Правильно идентифицировать и описывать эмоциональные состояния
  • Понимать свои и чужие ментальные и эмоциональные состояния их причины
  • Понимать моральные нормы и правила
  • Работать с информацией в разных форматах, в том числе в цифровой среде
  • Анализировать
  • Аргументировать свои выводы
  • Предлагать нестандартные решения
  • Использовать особенности своего мышления для решения задач
  • Планировать и контролировать свой образовательный процесс

Главным партнером Программы выступает педагог. Для того чтобы он смог работать в компетентностном подходе и развивать личностный потенциал у детей, необходимо в первую очередь способствовать личностному росту самого педагога, во вторую – обеспечить его передовыми методиками и инструментами развития навыков у детей. Обучение учителей будет выстроено по аналогии с обучением ребенка: пропуская через себя эффекты программы, они понимают, чему и как учить ребенка.

Руководитель, обеспечивающий изменения в школах и дошкольных учреждениях, и команда внедрения усиливают воздействие и распространение изменений, влияя на среду организации в целом.

Ключевым элементом Программы по развитию личностного потенциала является программа повышения квалификации (ППК), состоящая из трех модулей для разных целевых групп:

  • ППК «Управление личностно-развивающей образовательной средой» (управленческий модуль) для руководителей образовательных организаций, институтов развития образования и сотрудников профильных министерств и ведомств региона;
  • ППК «Социально-эмоциональное и когнитивное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС» (педагогический/базовый модуль) для учителей школ и педагогов ДО;
  • ППК «Тьюториал профессиональных педагогических сообществ» (далее – тьюторский модуль) для будущих тьюторов и кураторов программы.

Управленческий и педагогический/базовый модули необходимы, чтобы обеспечить синхронность содержания обучения педагогов и управленцев, а также взаимовлияние практических результатов их обучения, создание совместными усилиями личностно-развивающей образовательной среды.

Тьюторский модуль необходим, чтобы подготовить лучших педагогов и методистов институтов повышения квалификации к сопровождению и поддержке процессов внедрения Программы в регионах. Задачей тьюторов будет организация и развитие профессиональных сообществ, создание методических лабораторий, обеспечение сетевого взаимодействия участников Программы.

В ходе обучения управленцы освоят технологию средового проектирования и диагностики образовательной среды, а педагоги, педагоги-психологи – новые формы организации урока и оценки учащихся, в т.ч. подходы к реализации учебно-методических материалов. По итогам ППК на конкурсной основе сформируется группа тьюторов для последующего обучения других педагогов региона.

Помогаем педагогу

  • Расти профессионально и не быть лишь транслятором знаний
  • Развиваться личностно
  • Владеть и эффективно использовать инструменты и технологии для разработки новых занятий и развития у детей «мягких» навыков
  • Владеть методиками и инструментами оценивания результатов

Участие в Программе позволит каждой образовательной организации изменить свою образовательную среду, перезапустить профессиональную инициативу учителей и воспитателей; ввести новые формы работы с родителями и т.п.

Для школы

  • Обучение специалистов инновационным подходам и методикам в образовании
  • Передача инструментов для трансформации среды

Для региона

  • Формирование профессионального сообщества лидеров образования
  • Масштабирование успешных практик
  • Выполнение задач государственной политики в сфере образования
  • Возможность развития кадрового потенциала
  • Возможность привлечения инвестиций

Среда вокруг ребенка, включая семью и дополнительное образование, обеспечит глубину и устойчивость изменений. Для формирования необходимого эффекта на региональном и федеральном уровне будут реализованы проекты и мероприятия, направленные на сетевое взаимодействие участников Программы и расширение ее охвата за счет работы с организациями дополнительного образования и родительским сообществом.

По всем вопросам, связанным с программой, просим обращаться по адресу info@vbudushee.ru с пометкой «Программа по развитию личностного потенциала».

Программа «Социальный и эмоциональный интеллект»

Традиционные тесты, «измеряющие ум», зачастую неспособны предсказать успешность человека ни в жизни, ни в карьере. Большинство детей, показывающих высокий IQ, выделяются на фоне сверстников способностью к обучению, но они часто имеют другие проблемы: не умеют строить отношения с другими людьми, не понимают собственных чувств, теряют мотивацию, не справляются со стрессом, не могут полагаться на интуицию в коммуникации.

Эти и многие другие навыки ученые так же отнесли к интеллекту - эмоциональному и социальному, так как в привычном понятии интеллекта, измеряемом количественно, эти аспекты не учитывались.

Социальный и эмоциональный интеллект в современном обществе имеет не меньшее значение, чем академические знания. Во всем мире практика развития социально-эмоционального обучения становится частью системы образования. И это дает результаты: согласно исследованиям 2015 года, в Бельгии в результате такой работы посещаемость школ увеличилась на 13 %, в Канаде количество учеников, успешно закончивших школу, возросло на 20%, в Корее на 13% снизилось проявление агрессии учеников по отношению друг к другу*.


Фонд «Вклад в будущее» реализует программу по развитию социального и эмоционального интеллекта у детей как ключевых навыков и компетенций XXI века. Программа призвана содействовать повышению их конкурентоспособности и социального благополучия в современном ускоряющемся, усложняющемся мире. Это будет содействовать повышению качества человеческого капитала в стране в целом.

Задачи Программы:

  • Разработка образовательных программ для детей, включая материалы для педагогов, детей и родителей, а также программы личностного и профессионального развития педагогов;
  • Развитие современной воспитательно-образовательной среды в школах и других учреждениях, работающих с детьми, на основе модели эмоционально-интеллектуальной образовательной среды, оптимальной для гармоничного развития;
  • Разработка и внедрение систем оценки как индивидуального прогресса и социально-эмоциональной компетентности школьников и учителей, так и эффективности образовательных программ и системы образования в целом;
  • Формирование информационного поля, повышающего осведомленность участников образовательно-воспитательного процесса и доступность материалов, развивающих их компетентность в области социального и эмоционального интеллекта.

По инициативе Фонда «Вклад в будущее» разработана образовательная программа «Социально- эмоциональное развитие детей дошкольного и школьного возраста». Ее авторами выступили отечественные ученые под руководством доктора психологических наук, профессора Е.А.Сергиенко. Запуск программы осуществляется при взаимодействии с Международным центром «Креативные технологии консалтинга» (МЦ КТК), что обеспечивает интеграцию международного научного подхода к внедрению СЭИ в образовательную деятельность. МЦ КТК является эксклюзивным представителем профессора Йельского университета Дэвида Карузо и других специалистов мирового уровня на территории России и стран СНГ.

Цель образовательной программы – внедрение социального и эмоционального обучения в образовательный процесс в школах России. Программа рассчитана не только на самого ребенка, но и на дополнительное образование учителей и родителей. Социально-эмоциональная включенность и родителей, и детей и педагогов – ее основа. Поэтому разработчики программы предлагают методические материалы и обучающие семинары и для учителей, и для родителей.

Образовательная программа «Социально-эмоциональное развитие в школе» включает в себя 4 комплекта материалов для разных возрастных категорий:

  • Учебные материалы, обучающие курсы для педагогов,
  • Программы обучения, рабочие тетради для школьников,
  • Методические материалы для родителей,
  • Инструменты оценки достижений детей по разделам,
  • Постеры, наглядные, раздаточные материалы.

В сентябре 2017 года стартует апробация образовательной программы в школах Москвы и Тюмени. По ее результатам будут даны рекомендации по доработке и последующему масштабированию программы в российских школах.


По вопросам взаимодействия с программой обращайтесь по адресу: sel@vbudushee.ru

*© OECD, Skills for Social Progress, 2014

Проект Учитель для России

Программа «Учитель для России» — это российский общественный проект, основанный на государственно-частном партнерстве, привлекающий к преподаванию в обычных школах молодых специалистов, выпускников ведущих вузов страны.

Долгосрочная цель программы — создание сообщества талантливых специалистов, изнутри изучивших систему образования и способных дать импульс для ее обновления и развития.

Цели программы:

  • Привлечь «критическую массу» талантов в систему российского школьного образования;
  • Предоставить равные образовательные возможности для детей по всей стране;
  • Разработать модельные решения для трансформации среднестатистических российских школ.

Проект инициирован группой социальных предпринимателей — выпускниками СПбГУ — и был запущен в марте 2015 года при поддержке ПАО «Сбербанк России» (стратегический донор программы Фонд Сбербанка «Вклад в будущее»), Института образования НИУ ВШЭ (основной методический партнер). На данный момент программа сотрудничает со школами Воронежской, Калужской, Тамбовской областей и с отдельными школами Москвы и Московской области. Оператор программы — Благотворительный фонд поддержки и развития образования «Новый учитель».

Компетенции XXI века

Competence 24098668b8158dbee85b4b12403ecc65dd0354fc6751bdcc558c633890ed379d

Общество XXI века отличается стремительным развитием науки и технологий, которые коренным образом преобразуют жизнь людей. Высокий темп обновления знаний сегодня вынуждает человека учиться на протяжении всей жизни, осваивать несколько специализаций, подстраиваться под меняющиеся потребности рынка труда.

В этой ситуации задачей образовательной системы становится не только трансляция предметных знаний, но и развитие у обучаемых универсальных «компетенций XXI века» - когнитивных, социально-эмоциональных и цифровых. Особую важность представляет формирование новой грамотности – финансовой, гражданской, правовой, коммуникативной, медицинской и т.п.

В конце 2016 года Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» инициировал работу над международным докладом «Ключевые компетенции и новая грамотность: от деклараций к реальности». Стратегическим партнером и координатором этой работы выступает Институт образования НИУ ВШЭ. В формировании доклада участвует международный консорциум, включающий российских ученых, экспертов ОЭСР и ЮНЕСКО, а также ведущие научные школы образования из Великобритании, Канады, Китая, Южной Кореи, Канады, Польши, США, Финляндии.

Доклад призван сформировать новое видение системы результатов образования с фокусом на ключевых компетенциях и глобальной грамотности, учитывающее как российские особенности, так и глобальный контекст. Полученные по итогам доклада рекомендации для трансформации российской школы позволят сократить разрыв между системой образования и требованиями реальной жизни. Кроме того, успешная реализация проекта позитивно повлияет на репутацию России как международно-значимого центра разработок в области современного образования.

В этом разделе будут размещены промежуточные аналитические обзоры и другие материалы по тематике, связанной с докладом. Презентация результатов доклада и его публикация запланированы на июнь 2018 года.

Приглашаем посетить страницу проекта на сайте Высшей школы экономики.

Материалы по теме:

  1. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра (Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования)
  2. Компетенции XXI века в национальных стандартах школьного образования (Канада, Финляндия, Китай, Республика Корея). Аналитический обзор в рамках проекта подготовки международного доклада « Ключевые компетенции и новая грамотность: от деклараций к реальности»

Всероссийский конкурс «Школа навыков XXI века»

Мир сегодня меняется очень быстро - и так же быстро трансформируется образовательный контекст. Человек в наши дни должен обладать навыками, помогающими эффективно организовывать собственную жизнь: это умение ориентироваться в мире информации, критически мыслить, выстраивать коммуникацию, сотрудничать, применять полученные знания на практике в реальном времени, принимать решения, видеть свои слабые места и уметь работать над ними, учиться и переучиваться.

Организаторы конкурса - Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» и Институт образования НИУ «Высшая школа экономики».

Сайт конкурса: skills21.vbudushee.ru

Цели конкурса:

  • выявить лучшие идеи и практики образовательных программ, моделей организаций, ориентированных на формирование у детей навыков XXI века, и способствовать их широкому распространению;
  • оказать поддержку инновационного педагогического и организационно-управленческого проектирования при реализации ФГОС;
  • создать открытую дискуссионную площадку для обсуждения перспектив развития школы будущего.

В конкурсе могут принимать участие индивидуальные авторы и команды разработчиков образовательных продуктов (программ, моделей организаций), ориентированных на формирование у детей (воспитанников, обучающихся) навыков XXI века, представляющие государственные и негосударственные, коммерческие и некоммерческие организации, реализующие образовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы в системе общего и/или дополнительного образования.

Конкурс 2018 года готовится к запуску.

Директор конкурса
Светлана Решетникова skills21@vbudushee.ru
+7 (910) 4271930

Как помочь?

Я
частный жертвователь
  • частный жертвователь
  • сотрудник Сбербанка
  • клиент/партнер Сбербанка
  • эксперт или представитель общественной организации
и хочу в будущее!

Ожидаемые результаты:

  • – рост академической успеваемости;
  • – обеспечение выбора учениками более сложных видов познавательной деятельности;
  • – рост заинтересованности, вовлеченности и удовлетворенности процессом обучения;
  • – формирование более уважительного отношения между преподавателями и учениками;
  • – снижение проблем с поведением у учеников и риска девиантного и агрессивного поведения, злоупотребления запрещенными веществами.