В рамках направления «Современное образование» фонд инициирует и поддерживает программы и проекты, которые способствуют развитию у детей универсальных компетентностей и новых грамотностей, актуальных для быстро меняющегося мира XXI века.
Задачей фонда по данному направлению является содействие трансформации российского общего образования в соответствии с пунктами Указа Президента РФ от 07 мая 2018 г.: «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.». Фонд опирается на современные международные исследования, в которых смена моделей национальных образовательных систем для повышения их конкурентоспособности названа общемировым трендом.
Понятийная рамка универсальных компетентностей и новых грамотностей зафиксирована в предварительных выводах Международного доклада «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра». От развитости компетентностей – мышления, взаимодействия с другими и взаимодействия с собой – зависит, насколько эффективно человек может принимать решения и действовать в различных ситуациях, насколько способен к саморазвитию («умеет учиться», в том числе осваивать любые новые навыки, в которых есть профессиональная или жизненная необходимость).
Фонд содействует переменам в образовании в русле компетентностного и персонализированного подхода к обучению. Такой подход, с одной стороны, предполагает усиление прикладной составляющей в обучении, когда ребенок научается действовать в любых проблемных ситуациях – личных, бытовых, профессиональных, общественных, и достигать поставленных целей. А с другой стороны, главным при таком подходе является ученик, его способности, мотивы и предпочтения. Образовательные методики при персонализированном компетентностном подходе позволяют для каждого ребенка создать среду с избыточными ресурсами и удовлетворить любопытство и желание учиться каждого ученика.
Лидером изменений, которые должны произойти в российской школе, фонд считает педагога. Учителю самому предстоит стать другим – не только предоставлять ученикам предметное содержание, сколько сопровождать и направлять процесс его обучения. Фонд поддерживает появление в школе учителя-наставника, практикующего новые формы и технологии обучения, в том числе в цифровой среде. Для того чтобы учитель мог работать в компетентностном подходе и помогать детям расти личностно, фонд реализует Программу по развитию личностного потенциала.
Фонд является стратегическим партнером программы «Учитель для России», долгосрочная цель которой – создание сообщества талантливых специалистов, способных дать импульс для обновления и развития отечественного образования.
В центре внимания фонда также развитие у детей новых грамотностей – базовых специальных современных знаний и умений, а именно финансовой и цифровой.
Таким образом, смена парадигмы общего образования в русле развития универсальных компетентностей и новых грамотностей должна привести к появлению нового типа выпускника школы – современного, способного принимать решения и действовать в реальной жизни, учиться самостоятельно, адаптируясь к условиям быстро меняющегося мира XXI века.
Тел.: +7 (495) 669-08-08 (доб. 78915099)
E-mail: compliance@vbudushee.ru