Программа по развитию личностного потенциала

Программа по развитию личностного потенциала отвечает на эволюционные вызовы нынешней эпохи: неопределенность, сложность, разнообразие современного мира ставят нас перед необходимостью переосмыслить не только роль школы в обществе, но и социальную миссию системы образования в целом.

СОДЕРЖАНИЕ

- О Программе
- Экспертный совет
- Серия «Школа возможностей» 
- КУБРИК
- Подготовка педагогических кадров
- Конкурсный отбор регионов 2019 
- События
Подготовка педагогических кадров

Скачать буклет о Программе

О Программе по развитию личностного потенциала


На смену типовым образовательным программам, односторонности знаниевого канона, пониманию человека как средства и капитала приходят вариативность деятельности, смыслов, формирования картины мира, персонализация, уникальность личности человека и его потенциала. Фундаментальной ценностью системы образования становится личность ребенка: самобытная, разная и самоопределяющаяся.

Программа по развитию личностного потенциала направлена на расширение возможностей ребенка совершать осознанный самостоятельный выбор жизненных целей и путей их достижения. Это подразумевает работу с каждым ребенком в трех ключевых направлениях: помощь в определении мотивов и установок, развитие универсальных компетенций, освоение технологий и инструментов под конкретные типы деятельности и задачи.

Такой подход соответствует задачам в сфере образования, обозначенным в Указе Президента России №204 от 7 мая 2018 года, а также федеральным государственным образовательным стандартам.

Программа предусматривает разработку, апробацию и распространение комплекта учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста и последующую интеграцию их в систему общего образования в 30 регионах к 2023 году.

Учебно-методические материалы Программы объединены в серию «Школа возможностей».

СЕРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ «ШКОЛА ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

Почему мы назвали серию образовательных продуктов «Школа возможностей»?

С одной стороны, «Школа возможностей» - это школа, которая учит использовать возможности и готовит детей к жизни в вероятностном мире, где важны не только конкретные знания, но и способность решать жизненные задачи, не имеющие готового решения или типового подхода. Созданные фондом образовательные продукты направлены на формирование у детей ценностно-смысловых ориентиров в жизни, на освоение ими универсальных компетенций и базовых грамотностей, на осознание собственных ресурсов, а также на обучение управлению этими ресурсами для достижения целей. «Школа возможностей» поможет детям ответить на вопросы: кто я? Ради чего я действую? Как я управляю своей деятельностью? Чего я хочу достичь?

С другой стороны, речь идет о школе, создающей образовательную среду, в которой условия превращаются в возможности для саморазвития и самообучения школьника. Средовой подход, используемый в Программе, позволяет опосредованно управлять образовательным процессом, направленным на развитие личности ребенка, а также способствует достижению предметных и метапредметных результатов образования.

В серию «Школа возможностей» в настоящий момент входят три группы комплексных образовательных продуктов:

I. Выделенные курсы для обучающихся:

1. УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» для дошкольников и младших школьников рассчитан на 4 года обучения (по два года обучения в каждой возрастной группе) и включает теоретический курс для педагогов по социально-эмоциональному развитию детей всех возрастов, методические пособия для учителя в каждой возрастной группе, теоретический курс по основам СЭР для педагогов, папки, рабочие тетради, игровые комплекты, плакаты для детей, дополнительные материалы.

2. УМК «Развитие личностного потенциала подростков» также рассчитан на 4 года обучения (по два года для младших и старших подростков) и включает методические пособия для учителей (базовый модуль на 10 занятий,   5  вариативных модулей по 10 занятий в каждом на каждый год обучения), мобильное приложение для подростков, настольную игру.

II. Интеграция в предметное преподавание:

3. Методический комплекс по развитию универсальных компетентностей (4К) у детей:

  • Методическое пособие по разработке и проведению уроков (заданий), направленных на развитие универсальных компетентностей (4К) у детей на основе предметного содержания;
  • Сборник педагогических техник и инструментов, направленных на развитие универсальных компетентностей (4К) у детей;
  • Сценарии уроков, направленных на развитие универсальных компетентностей (4К) у детей для начальной и основной школы

III. Личностно-развивающая образовательная среда для образовательных организаций:

4. Методический комплекс для управленцев и педагогов по оценке, проектированию и развитию ЛРОС, содержащий пособие для управленцев образовательных организаций по проектированию личностно-развивающей среды; инструменты диагностики среды образовательной организации; рекомендации и технологии организации профессиональных обучающихся педагогических сообществ;

5. Пространственное решение «Кубрик» для создания ЛРОС, включающее техническую документацию для производства Кубрика, рекомендации по его наполнению и варианты сценариев занятий в Кубрике.

КУБРИК

Для реализации предметно-пространственного компонента личностно-развивающей образовательной среды по инициативе фонда «Вклад в будущее» архитектурно-художественное объединение «Синдикат» разработало конструктивное модульное пространственное решение КУБРИК. Авторы проекта - известные московские архитекторы Михаил М. Лабазов, Михаил Емонтаев и Дмитрий Барьюдин. КУБРИК позволяет создавать пространство, функционально приспособленное под разные типы учебной деятельности детей и взрослых, оставаясь при этом комфортным и привлекательным.

Внутри КУБРИКА все мероприятия и программы реализуются в Edutainment-формате, совмещающем развлечение и обучение. Преимущество отдается совместной деятельности детей и взрослых, так как совместное обучение – ключевой фактор мотивации к освоению нового.

Основные преимущества КУБРИКА: легкость, безопасность и прочность конструкции, трансформируемость в зависимости от особенностей пространства, многофункциональность, привлекательность в цветовых и архитектурных решениях, ценовая доступность.

Мы разработали две концепции КУБРИКА для образовательных организаций:

  • I. Первая концепция (Концепция 1.2) создана для заказа/закупки готового решения в мебельной мастерской в необходимой для целей обучения и воспитания комплектации и модификации. Модель содержит 20 различных модулей, которые могут комплектоваться в различной комбинации в зависимости от назначения и финансовых возможностей образовательной организации.

  • II. Вторая концепция (Концепция 2.0) разработана для использования в рамках уроков технологии в общеобразовательной школе. Детали для сборки КУБРИКа учащимися могут быть изготовлены профессиональными компаниями (FABLAB, мебельными мастерскими и т.п.) по заказу школы. Если школа оснащена лазерными станками (или имеет партнерские отношения с колледжем, в котором есть необходимое цифровое оборудование для производства деталей), то старшеклассники могут по имеющимся чертежам изготовить составные части для сборки КУБРИКА самостоятельно под присмотром педагога. Данная модель имеет три составляющих: кубики-наполнение 40х40х40 см (сиденья, хранение, функционал), фанерные кубы, из которых собирается стеллаж, и дополнительные элементы (маркерные и пробковые поверхности). Имеется 7 типов фанерных кубов, которые могут комплектоваться в различной комбинации в зависимости от назначения. Все элементы имеют одинаковые габаритные размеры, посадочные и крепежные отверстия, но в зависимости от внутреннего наполнения могут выполнять различные функции.

Вы можете ознакомиться с подробным описанием, чертежами и инструкцией для производства и сборки обеих концепций Кубрика.

Концепция 1.2   Концепция 2.0

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Ключевым партнером Программы является педагог. Для того, чтобы он смог работать в новой парадигме образования и развивать личностный потенциал у детей, необходимо в первую очередь способствовать развитию личности самого педагога, во вторую – обеспечить его передовыми методиками и инструментами для работы с детьми. Обучение учителей будет выстроено по аналогии с обучением ребенка: пропуская через себя эффекты программы, они понимают, чему и как учить ребенка.

Руководитель, обеспечивающий изменения в школах и дошкольных учреждениях, и команда внедрения усиливают воздействие и распространение изменений, влияя на среду организации в целом.

Участие в Программе позволит образовательным организациям изменить свою образовательную среду, перезапустить профессиональную инициативу учителей и воспитателей, ввести новые формы работы с родителями, создать профессиональные сообщества, мотивированные на работу по развитию личностного потенциала.

Среда вокруг ребенка, включая семью и дополнительное образование, обеспечит глубину и устойчивость изменений. Для формирования необходимого эффекта на региональном и федеральном уровне будут реализованы проекты и мероприятия, направленные на сетевое взаимодействие участников Программы и расширение ее охвата за счет работы с организациями дополнительного образования и родительским сообществом.

Одним и важных инструментов Программы является программа повышения квалификации (ППК), состоящая из трех основных и двух вспомогательных модулей для разных целевых групп:

Модуль

Образовательный продукт

Целевая аудитория

Управленческий модуль

ППК «Управление личностно-развивающей образовательной средой»

Для руководителей образовательных организаций, институтов развития образования и сотрудников профильных министерств и ведомств региона

Педагогический модуль

ППК «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений»

Для педагогов, воспитателей и психологов

Тьюторский модуль

ППК «Тьюториал профессиональных педагогических сообществ»

Для будущих тьюторов и кураторов Программы

Тренерский модуль для УМ

ППК «Методология и технология обучения управленческих команд образовательных организаций созданию личностно-развивающей образовательной среды»

Для будущих преподавателей и тренеров управленческого модуля


Управленческий и педагогический модули необходимы, чтобы обеспечить синхронность содержания обучения педагогов и управленцев, а также взаимовлияние практических результатов их обучения, создание совместными усилиями личностно-развивающей образовательной среды в образовательных организациях.

В ходе обучения управленцы освоят технологию средового проектирования и диагностики образовательной среды, а педагоги и психологи – новые формы организации урока и оценки учащихся, в том числе подходы к реализации учебно-методических материалов. По итогам ППК на конкурсной основе сформируется группа тьюторов для последующего обучения других педагогов региона.

Содержание тьюторского модуля направлено на подготовку лучших педагогов и методистов институтов повышения квалификации к сопровождению и поддержке процессов внедрения Программы в регионах. Задачей тьюторов будут организация и развитие профессиональных обучающихся сообществ (ПОС) педагогов, создание методических лабораторий, обеспечение сетевого взаимодействия участников Программы.

Тренерские модули необходимы для подготовки региональных команд тренеров, состоящих из 3 человек от каждого региона-участника Программы, а также создания мобильной команды федеральных тренеров из 20 человек, которые смогут обеспечить поддержку процесса масштабирования Программы в регионах-участниках

ЭФФЕКТЫ ПРОГРАММЫ

Для школы

Обучение специалистов инновационным
подходам и методикам в образовании

Передача инструментов для изменения среды,
ее трансформации в личностно-развивающую

Для региона

Формирование профессионального сообщества лидеров образования

Масштабирование успешных практик

Выполнение задач государственной политики в сфере образования

Возможность развития кадрового потенциала

Возможность привлечения инвестиций

  • Развиваем детей и учим их:

    Ставить цели и достигать их 
    Управлять своими эмоциями
    Критически и креативно мыслить
    Работать в команде
    Анализировать и оценивать взаимодействие с другими
    Разрешать конфликтные ситуации
    Правильно идентифицировать и описывать эмоциональные состояния
    Понимать свои и чужие ментальные и эмоциональные состояния, их причины
    Понимать моральные нормы и правила
    Работать с информацией в разных форматах, в том числе в цифровой среде
    Анализировать
    Аргументировать свои выводы
    Предлагать нестандартные решения
    Использовать особенности своего мышления для решения задач
    Планировать и контролировать свой образовательный процесс

  • Помогаем педагогу:

    Расти профессионально и не быть лишь транслятором знаний
    Развиваться личностно
    Владеть и эффективно использовать инструменты и технологии для разработки новых занятий и развития у детей «мягких» навыков
    Владеть методиками и инструментами оценивания результатов

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОГРАММЫ

В течение 2018-2023 гг. Программа должна охватить:

  • 30 российских регионов
  • более 1800 образовательных организаций
  • 24000 педагогов

СОБЫТИЯ ПРОГРАММЫ

В ноябре и декабре 2018 года пилотное внедрение Программы стартовало в двух регионах-партнерах – Калужской и Ярославской областях. 25 команд из 20 школ, 4 детских садов и двух ИРО прошли очное обучение по ППК «Управление личностно-развивающей образовательной средой». В общей сложности в обучении приняли участие 110 человек. 

В марте 2019 года 25 команд образовательных организаций пилотных регионов защитили проекты по созданию личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС) и приступили к их реализации, рассчитанной на 3 года.

В начале 2019 года был сформирован Экспертный совет Программы, в который вошли авторитетные российские психологи и эксперты сферы образования.

В апреле 2019 года в рамках Московского международного салона образования (ММСО 2019) состоялась первая публичная презентация Программы по развитию личностного потенциала «Школа возможностей: ради чего и как развивать личностный потенциал ребёнка», в которой приняли участие более 200 участников – гостей ММСО 2019. На презентации был дан старт Конкурсному отбору регионов на участие в Программе.

На ММСО 2019 также впервые профессиональному сообществу педагогов был представлен учебно-методический комплекс «Социально-эмоциональное развитие детей» для  дошкольников и младших школьников, а также состоялась презентация «КУБРИК: как сделать образовательное пространство развивающим», на которой были продемонстрированы возможности пространственного модульного решения КУБРИК для создания ЛРОС.

В июне 2019 года подведены итоги первого Конкурсного отбора регионов для участия в Программе. На рассмотрение Фонда было подано 32 заявки от органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования (региональные министерства, управления, департаменты образования). Конкурсная комиссия выбрала 10 новых регионов-участников, которые присоединятся к Программе в 2019-2020 годах.

Старт Программы по развитию личностного потенциала в Калуге



  Старт Программы по развитию личностного потенциала в Ярославле



ММСО 2019 - А.Г.Асмолов о Программе по развитию личностного потенциала детей



ММСО 2019 - П.Г.Положевец о Программе по развитию личностного потенциала



А.М. Моисеев, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, доцент Института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ о содержании Программы по развитию личностного потенциала. Интервью корпорации «Российский учебник».




ПАРТНЕРЫ:


 МГПУ.PNG     Логотип РАНХИГС.jpg          НИУ ВШЭ.PNG              РоссУчебник.PNG  АСИ.png
                                                  

Мнения экспертов

эксперт
Александр Асмолов Председатель Экспертно-стратегического совета и научный руководитель Благотворительного фонда «Вклад в будущее», доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО), зав. кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
«Программа развития личностного потенциала приведет… прежде всего, … к тому, что человек почувствует себя не в мире культуры полезности, где он вещь, где он винтик, а в мире культуры достоинства, где он может самореализоваться, стать успешным, развить самого себя. Это относится к ребенку, это относится к учителю…».

«…Талант, эмоциональный интеллект, универсальные учебные действия, которые мы называем «навыки XXI века» - это инструменты развития личностного потенциала, инструменты развития силы «я», когда каждый человек должен обрести самостояние. Личностный потенциал – это обретение каждым человеком самостояния в мире вызовов, неопределенности, сложности и разнообразия…».
эксперт
Д. А. Леонтьев Заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, доктор психологических наук, профессор

«Несмотря на всеобщее стремление к благополучию, достигаемые результаты не у всех одинаковы. Что опосредует успешность стремления к наилучшему? Во-первых, конкретная мотивация. Помимо конкретной мотивации, связь между желанием и результатом опосредуют способности. Трудно сомневаться в их значимости, однако при системном рассмотрении оказывается, что вклад способностей не является определяющим и опосредован другими, прежде всего личностными факторами... Способности важны, но важнее способность использовать свои способности».

эксперт
А.С.Аникеев Министр образования и науки Калужской области
«…здесь пересекаются задачи развития педагогов и учащихся, это очень важно. Именно эта программа с моей точки зрения, по своему содержанию сейчас наиболее концентрировано отвечает тем задачам, которые стоят перед российской школой. Это, прежде всего, развитие творческого потенциала учителей, обучение их развитию у учащихся навыков XXI века. И когда цели и задачи педагогического коллектива и потребности учащихся и родителей будут объединены, вот в этом и есть основная ценность Программы по развитию личностного потенциала».
эксперт
И.В.Лобода Руководитель Департамента образования Ярославской области
«...педагоги нашего региона - очень открытые и искренне желают развиваться сами и, естественно, развивать наших детей... На выходе у нас будут реально яркие и серьезные проекты, которые изменят образовательную среду, наполнение образовательных учреждений и, самое главное, взаимоотношения, и позволят нашим школьникам самореализоваться и познать себя, видеть свои слабые и сильные стороны и находить себя в будущем. Огромные слова благодарности Фонду за эту программу и всем, кто работал с нашими педагогами...».
Об итогах очного этапа обучения команд управленцев образовательных организаций Ярославской области по ППК «Управление личностно-развивающей образовательной средой» (Управленческий модуль). 3-8 декабря 2018 года, Ярославль

Заполните форму для внесения вклада

Действуя в настоящем, мы думаем о будущем!
Присоединяйтесь!

Я хочу
Сделать вклад в будущее!
Назад