Программа по развитию личностного потенциала

В 2018 году Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» начал реализацию Программы по развитию личностного потенциала.

222.jpgБудущие преподаватели педагогического модуля программы повышения квалификации

СОДЕРЖАНИЕ

- О Программе
- Серия «Школа возможностей»
- Система подготовки педагогических кадров
- Эффекты Программы
- Перспективы Программы 
- События
- Партнеры 

О ПРОГРАММЕ

Программа призвана стать ответом на эволюционные вызовы неопределенности, сложности и разнообразия современного мира, и связанной с этим необходимости переосмыслить миссию системы образования и школы в обществе. На смену единообразию знаниевого канона, типовых образовательных программ, пониманию человека как средства и капитала должны прийти вариативность деятельности, смыслов, формирования картины мира, персонализация. Фундаментальной ценностью в системе образования становится личность ребенка: разная, самобытная, самоопределяющаяся.

Программа по развитию личностного потенциала направлена на расширение возможностей ребенка совершать осознанный самостоятельный выбор целей в своей жизни и путей их достижения. Это подразумевает работу с каждым ребенком в трех ключевых направлениях: помощь в определении мотивов и установок, развитие универсальных компетенций, освоение технологий и инструментов под конкретные типы деятельности и задачи.

Подход Программы соответствует задачам национального проекта «Образование», основным положениям Указа Президента России № 204 от 7 мая 2018 года, а также федеральным государственным образовательным стандартам.

Научно-методологическим фундаментом Программы по развитию личностного потенциала являются следующие научные концепции и школы:

  • Концепция личностного потенциала Д.А. Леонтьева (НИУ ВШЭ);

  • Школа возможностей и педагогика достоинства А.Г. Асмолова (Российская академия образования);

  • Стратегическое проектирование в образовательной организации А.М. Моисеева (МГПУ);

  • Диагностика и проектирование личностно-развивающей образовательной среды В.А. Ясвина (МГПУ);

  • Теория социально-эмоционального развития Е.А. Сергиенко (Институт психологии РАН).

Программа предусматривает разработку, апробацию и распространение комплекта учебно-методических решений по развитию личностного потенциала детей дошкольного и школьного возраста и последующую интеграцию их в систему общего образования в 30 регионах к 2023 году.

Все образовательные продукты Программы по развитию личностного потенциала объединены в серию «Школа возможностей».

Banner_KO_1200х300_03033.png


СЕРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ «ШКОЛА ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

Почему мы назвали серию образовательных продуктов «Школа возможностей»?

С одной стороны, «Школа возможностей» - это школа, которая учит использовать возможности и готовит детей к жизни в вероятностном мире, где важны не только конкретные знания, но и способность решать жизненные задачи, не имеющие готового решения или типового подхода. Созданные фондом образовательные продукты направлены на формирование у детей ценностно-смысловых ориентиров в жизни, на освоение ими универсальных компетенции и базовых грамотностей, на осознание собственных ресурсов, а также на обучение управлению этими ресурсами для достижения целей. «Школа возможностей» помогает детям ответить на вопросы: «Кто я?», «Ради чего я действую?», «Как я управляю своей деятельностью?», «Что я делаю и чего хочу достичь?».

С другой стороны, речь идет о школе, создающей образовательную среду, в которой условия превращаются в возможности для саморазвития и самообучения школьника. Средовой подход, используемый в Программе, позволяет опосредованно управлять образовательным процессом, направленным на развитие личности ребенка, а также способствует достижению предметных и метапредметных результатов образования.

В серию «Школа возможностей», для которой мы разработали КАТАЛОГ, в настоящий момент входят три группы комплексных образовательных продуктов, а также продукты, находящиеся в разработке:

I. Выделенные курсы для детей и педагогов

  1. УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» для детей дошкольного возраста рассчитан на 2 года обучения (5-6 лет, 6-7 лет), включает теоретический курс для педагогов по социально-эмоциональному развитию детей всех возрастов, методические пособия для педагога для каждого года обучения, папки для детей, игровой комплект, дополнительные материалы.

  2. УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» для младших школьников рассчитан на 3 года обучения ( 1 - 2 класс, 2-3 класс, 3-4 класс – в разработке). Кроме теоретического курса, упомянутого выше, УМК включает методические пособия для педагога для каждого года обучения, рабочие тетради для детей, упомянутый выше игровой комплект, набор плакатов, дополнительные материалы.

  3. УМК «Развитие личностного потенциала подростков» рассчитан на 4 года обучения (по 2 года для младших и старших подростков) и включает методические пособия для педагогов (базовый модуль на 10 занятий и по 5 вариативных модулей по 10 занятий в каждом на каждый год обучения), мобильное приложение для подростков, онлайн-гид, настольную игру и дополнительные материалы.

УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» для дошкольников и младших школьников, УМК «Развитие личностного потенциала подростков» для 5-7 и 8-11 классов прошли психолого-педагогическую экспертизу Российской академии образования (РАО) и рекомендованы к интеграции в систему дошкольного и общего образования, а также к использованию в рамках развития личностного потенциала детей.

II. Интеграция в предметное преподавание

Методический комплекс по развитию универсальных компетентностей («4К») у детей в школе (2-11 классы):

  • Методическое пособие «Компетенции “4K”: формирование и оценка на уроке. Практические рекомендации»;

  • Сборник уроков/заданий-образцов, направленных на развитие компетенций «4К» (для начальной и основной школы);

  • Сборник педагогических техник для проектирования уроков;

  • Инструмент мониторинга индивидуального прогресса развития компетенций «4К» учащихся начальной и основной школы (4 и 7 классы);

  • Методическое пособие «Личностный потенциал: развитие и оценка на уроке. Практические рекомендации» (в разработке).

III. Личностно-развивающая образовательная среда в образовательных организациях (ОО): трансформация и развитие

  1. Методические рекомендации «Формирование личностно-развивающей среды школы, способствующей развитию компетентностей “4K”».

  2. Пространственное решение «КУБРИК», которое включает:
    - Техническую и рабочую документацию для производства и сборки комплекта;
    - Методические и организационные рекомендации по работе с пространством «Кубрик» - «Кубрик: инструкция по применению»;
    - Карточки-инструкции для кураторов, плакаты, видеоинструкции, шаблоны презентаций для разных целевых групп.

В разработке: 

  • Методические рекомендации «Формирование личностно-развивающей среды школы, способствующей социально-эмоциональному развитию детей»;

  • Методические рекомендации по диагностике и проектированию личностно-развивающей среды образовательной организации;

  • Методические рекомендации «Пространственно-предметный компонент среды образовательной организации. Оценка, проектирование, управление для развития личностного потенциала детей» и др.

DSC_0811.jpg

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Ключевым партнером Программы по развитию личностного потенциала является педагог. Для того, чтобы он смог работать в новой парадигме образования и развивать личностный потенциал у детей, необходимо в первую очередь способствовать развитию личности самого педагога, во вторую – обеспечить его передовыми методиками и инструментами для работы с детьми. Обучение педагогов выстраивается по аналогии с обучением ребенка: пропуская через себя эффекты Программы, они понимают, чему и как учить детей.

У управленческих команд образовательных организаций при таком подходе к подготовке педагогов особая роль. Руководители и команды внедрения, обеспечивающие изменения в школах и дошкольных учреждениях, усиливают воздействие и распространение изменений, влияя на среду организации в целом.

Участие в Программе позволит образовательным организациям изменить образовательную среду, перезапустить профессиональную инициативу учителей и воспитателей; ввести новые формы работы с родителями, создать профессиональные обучающиеся сообщества, мотивированные на работу по развитию личностного потенциала.

Среда вокруг ребенка, включая семью и дополнительное образование, обеспечит глубину и устойчивость изменений. Для формирования необходимого эффекта на региональном и федеральном уровнях будут реализованы проекты и мероприятия, направленные на сетевое взаимодействие участников Программы и расширение ее охвата за счет работы с организациями дополнительного образования и родительским сообществом.

Важным инструментом Программы по развитию личностного потенциала в части подготовки педагогов к совместной работе по созданию личностно-развивающей образовательной среды в образовательных организациях является программа повышения квалификации (ППК). Она состоит из пяти блоков для разных целевых групп:

Модуль

Образовательный продукт

Целевая аудитория

ОСНОВНЫЕ МОДУЛИ

Управленческий модуль (УМ)

ППК «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды»

Для руководителей образовательных организаций (директоров, завучей и психологов), методистов институтов развития образования и институтов повышения квалификации                 

Педагогический модуль (ПМ)

ППК «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений»

Для педагогов, воспитателей и психологов

Наставнический модуль (НМ)

ППК «Навигация обучающихся сообществ в создании личностно-развивающей образовательной среды»

Для будущих наставников и кураторов Программы в регионе

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЕ МОДУЛИ

Преподавательский модуль для УМ

ППК «Методология и технология обучения управленческих команд образовательных организаций созданию личностно-развивающей образовательной среды»

Для будущих преподавателей управленческого модуля (федеральная и региональные обучающие команды)

Преподавательский модуль для ПМ

ППК «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений: методология и технология обучения педагогических команд образовательных организаций»

Для будущих преподавателей педагогического модуля (федеральная и региональные обучающие команды)



Первые два модуля - управленческий и педагогический - являются ядром ППК и обеспечивают синхронность обучения педагогов и управленцев созданию личностно-развивающей образовательной среды в образовательных организациях (ЛРОС в ОО) и организации работы с детьми, направленной на развитие личностного потенциала. В ходе обучения управленцы освоят технологию средового проектирования и диагностики образовательной среды, разработают проекты создания ЛРОС в ОО. Педагоги и психологи научатся практическому применению новых форм организации занятий и оценки обучающихся, в том числе на основе использования учебно-методических материалов Программы.

Модуль для наставников позволит подготовить специалистов по сопровождению и поддержке процессов внедрения Программы в регионах. Задачей наставников будут организация и развитие профессиональных обучающихся сообществ (ПОС) в образовательных организациях, создание методических лабораторий, обеспечение сетевого взаимодействия участников Программы.

Вспомогательные преподавательские модули также необходимы для формирования «кадрового резерва» Программы: подготовки федеральной обучающей команды, а также кадров для региональных групп повышения квалификации и сопровождения участников Программы, обеспечивающих на местах поддержку проектов ОО по созданию личностно-развивающей образовательной среды и обучение педагогов по работе с продуктами фонда.

ЭФФЕКТЫ ПРОГРАММЫ

Для образовательной организации

Обучение специалистов инновационным подходам и методикам в образовании;

Передача инструментов для изменения среды, ее трансформации в личностно-развивающую;

Рост мотивации педагогов, повышение эффективности управления образовательной организации;

Рост академических и личностных результатов обучающихся.

Для региона

Формирование профессионального обучающегося сообщества педагогов в каждой образовательной организации и в регионе в целом;

Распространение успешных педагогических практик и успешного опыта;

Выполнение задач государственной политики в сфере образования;

Возможность развития кадрового потенциала региона в системе образования;

Возможность привлечения инвестиций.

  • Развиваем детей и учим их:

    Ставить цели и достигать их
    Осуществлять осознанный выбор в ситуации неопределенности
    Саморегуляции, жизнестойкости и гибкости в определенных ситуациях
    Управлять своими эмоциями
    Критически и креативно мыслить
    Работать в команде
    Анализировать и оценивать взаимодействие с другими
    Разрешать конфликтные ситуации
    Правильно идентифицировать и описывать эмоциональные состояния
    Понимать свои и чужие ментальные и эмоциональные состояния, их причины
    Понимать моральные нормы и правила
    Работать с информацией в разных форматах, в том числе в цифровой среде
    Анализировать
    Аргументировать свои выводы
    Предлагать нестандартные решения
    Использовать особенности своего мышления для решения задач
    Планировать и контролировать свой образовательный процесс

  • Помогаем педагогу:

    Расти профессионально и не быть лишь транслятором знаний 
    Развиваться личностно
    Владеть и эффективно использовать инструменты и технологии для разработки новых занятий и развития у детей подструктур личностного потенциала, компетентностей «4К», эмоционального интеллекта
    Владеть методиками и инструментами оценивания результатов

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОГРАММЫ

В течение 2018-2023 гг. Программа должна охватить:

  • 30 регионов России

  • Более 2 000 образовательных организаций

  • 24 000 педагогов

  • Более 600 000 детей
11.jpg

СОБЫТИЯ

I. В ноябре и декабре 2018 года пилотное внедрение Программы стартовало в двух регионах-партнерах – Калужской и Ярославской областях. Команды из 20 школ, 3 детских садов, 1 учреждения дополнительного образования и 2 ИРО прошли обучение по ППК «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды». В общей сложности в обучении приняли участие 110 человек. По итогам обучения команды образовательных организаций пилотных регионов защитили проекты по созданию личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС) и приступили к их реализации, рассчитанной на три года. Весной и летом 2019 года обучение по Программе прошли 219 педагогов пилотных регионов. 

II. В июне 2019 года подведены итоги первого Конкурсного отбора регионов для участия в Программе. На рассмотрение фонда было подано 32 заявки от органов исполнительной власти в сфере образования субъектов РФ. Конкурсная комиссия выбрала 10 новых регионов-участников, которые присоединятся к Программе в 2019-2020 годах:

  • Алтайский край

  • Воронежская область

  • Калининградская область

  • Красноярский край

  • Липецкая область

  • Нижегородская область

  • Республика Башкортостан

  • Республика Татарстан

  • Ульяновская область

  • Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

III. В сентябре 2019 года в Москве прошла первая волна обучения преподавателей управленческого модуля для Программы. В программе повышения квалификации «Методология и технология обучения управленческих команд образовательных организаций созданию личностно-развивающей образовательной среды» прошли обучение 47 человек. Среди них: методисты и руководители институтов развития образования, педагогических вузов из разных городов и регионов России, методисты центров дополнительного образования, сотрудники центров обучения Сбербанка. В результате обучения был сформирован «кадровый резерв» Программы: федеральная обучающая команда (ФОК) и региональная обучающая команда (РОК).

IV. В сентябре 2019 года в Институте системных проектов МГПУ при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» была создана Лаборатория развития личностного потенциала в образовании. Лаборатория создана как ключевой оператор по направлению подготовки и сопровождению педагогических кадров Программы по развитию личностного потенциала. В задачи Лаборатории входит разработка и развитие программ повышения квалификации (ППК) для управленцев, педагогов, наставников и преподавателей; организация обучения педагогов в регионах, сопровождение и поддержка масштабирования Программы по всей стране. Лабораторию возглавил д-р пед. наук, доцент А.Н. Иоффе. Руководителем стратегического планирования и сопровождения Лаборатории стал ведущий научный сотрудник ИСП МГПУ, канд. пед. наук А.М. Моисеев. В качестве экспертов, преподавателей и модераторов обучения Лаборатория привлекает научных сотрудников МГПУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ и других ведущих исследовательских и учебных организаций страны.

V. К концу первой декады февраля 2020 года во всех десяти регионах, которые были отобраны в рамках Конкурса, завершился очный этап обучения управленческих команд. Обучение прошли 545 управленцев, психологов, методистов из 133 школ, детских садов, Кванториумов, центров детского творчества, региональных институтов развития образования. Все образовательные организации, вступившие в Программу в названых регионах, приступили к разработке и реализации полномасштабных проектов по развитию личностно-развивающей образовательной среды. При этом в 5 регионах: Калининградской, Липецкой областях, Алтайском крае, Республике Башкортостан и ХМАО-Югра уже состоялись защиты проектов.

Кроме того, результатом обучения в каждом регионе стало формирование собственной региональной обучающей команды (РОК) из числа методистов институтов развития образования, институтов повышения квалификации и центров по работе с одаренными детьми.

VI. В Ярославской (ноябрь 2019) и Калужской (январь 2020) областях прошло обучение управленческих команд второй волны. Всего к Программе в двух регионах присоединились более 160 управленцев из 35 школ и 8 детских садов. К 2021 году в Калужской и Ярославской областях будет вовлечено в Программу суммарно 110 образовательных организаций.

VII. В октябре 2019 года в Ярославской и Калужской областях стартовало обучение детей в рамках курса «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста» и «Развитие личностного потенциала подростков», а также занятия, направленные на развитие компетенций «4К» (креативность, критическое мышление, кооперация, коммуникация).

VIII. В феврале 2020 года прошел первый этап обучения преподавателей педагогического модуля программы. В дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений: методология и технология обучения педагогических команд образовательных организаций» приняли участие 135 человек из всех 12 регионов-участников программы. Все слушатели прошли вступительные испытания и были отобраны по конкурсу. Второй этап обучения преподавателей педагогического модуля пройдет в июне 2020 года.

IX. В марте 2020 года объявлен второй конкурсный отбор регионов для участия в Программе. Всего планируется отобрать новых 8 регионов. Первая волна обучения для управленцев новых регионов-участников пройдет в 2020-2021 учебном году.


ММСО 2019 - А.Г.Асмолов о Программе по развитию личностного потенциала детей



ММСО 2019 - П.Г.Положевец о Программе по развитию личностного потенциала



А.М. Моисеев, ведущий научный сотрудник Лаборатории личностного потенциала в образовании ИСП ГАОУ ВО МГПУ, канд. пед. наук, доцент о содержании Программы по развитию личностного потенциала. Интервью корпорации «Российский учебник».




ПАРТНЕРЫ

Партнеры программы:

  • Международная лаборатория позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ была создана в 2014 году как исследовательский центр НИУ ВШЭ для изучения проблематики мотивации личности, саморегуляции и личностного выбора, психологического благополучия и осмысленности жизни, а также других вопросов прикладной позитивной психологии. Лабораторию возглавляет доктор психологических наук, профессор Д.А. Леонтьев. Научным руководителем Лаборатории является американский психолог и исследователь, доктор философии Кеннон Шелдон. Лаборатория интегрирует подходы к целеполаганию и мотивации, разработанные в американской, европейской и российской психологических традициях; разрабатывает теоретические модели соотношения целей и личности, участвует в международных проектах и инициирует новые проекты, направленные на изучение вклада социо-культурных факторов в формирование личности и мотивации.

  • Московский городской педагогический университет (МГПУ) входит в тройку лидеров среди гуманитарных и педагогических вузов России. В нем обучается около 16 тыс. школьников, студентов колледжей, бакалавров, магистров и аспирантов. МГПУ сегодня – это 13 образовательных и научно-исследовательских институтов, 285 образовательных программ, более 30 учебных площадок, сеть научно-исследовательских лабораторий, Университетская школа, Предуниверсарий с углубленной гуманитарной базой, «Серебряный университет» для пенсионеров, детские клубы и центры, более 100 партнеров за рубежом. Более 80% научно-педагогических работников Университета имеют учёные степени, из которых 23% – доктора наук. МГПУ реализует более 250 программ дополнительного профессионального образования, адресованных учителям, воспитателям, психологам. Ежегодно обучение по программам повышения квалификации в Университете проходят более 15 000 педагогов и руководителей различных образовательных организаций.

  • Лаборатория развития личностного потенциала Института системных проектов МГПУ создана в сентябре 2019 года по инициативе и при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Лаборатория осуществляет подготовку педагогических кадров Программы и их последующее сопровождение. Лаборатория разрабатывает и реализует программы повышения квалификации (ППК) для управленцев, педагогов, наставников и преподавателей, осуществляет сопровождение обучения педагогов в регионах, поддержку масштабирования Программы по всей стране.

Партнеры по разработке образовательных продуктов

Мнения экспертов

эксперт
Александр Асмолов Председатель Экспертно-стратегического совета и научный руководитель Благотворительного фонда «Вклад в будущее», доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования (РАО), зав. кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
«Программа развития личностного потенциала приведет… прежде всего, … к тому, что человек почувствует себя не в мире культуры полезности, где он вещь, где он винтик, а в мире культуры достоинства, где он может самореализоваться, стать успешным, развить самого себя. Это относится к ребенку, это относится к учителю…»

«…Талант, эмоциональный интеллект, универсальные учебные действия, которые мы называем «навыки XXI века» - это инструменты развития личностного потенциала, инструменты развития силы «я», когда каждый человек должен обрести самостояние. Личностный потенциал – это обретение каждым человеком самостояния в мире вызовов, неопределенности, сложности и разнообразия…»
эксперт
Д. А. Леонтьев Заведующий Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, доктор психологических наук, профессор

«Несмотря на всеобщее стремление к благополучию, достигаемые результаты не у всех одинаковы. Что опосредует успешность стремления к наилучшему? Во-первых, конкретная мотивация. Помимо конкретной мотивации, связь между желанием и результатом опосредуют способности. Трудно сомневаться в их значимости, однако при системном рассмотрении оказывается, что вклад способностей не является определяющим и опосредован другими, прежде всего личностными факторами... Способности важны, но важнее способность использовать свои способности».

эксперт
А.С.Аникеев Министр образования и науки Калужской области
«…здесь пересекаются задачи развития педагогов и учащихся, это очень важно. Именно эта программа с моей точки зрения, по своему содержанию сейчас наиболее
концентрировано отвечает тем задачам, которые стоят перед российской школой. Это, прежде всего, развитие творческого потенциала учителей, обучение их развитию
у учащихся навыков XXI века. И когда цели и задачи педагогического коллектива и потребности учащихся и родителей будут объединены, вот в этом и есть основная ценность
Программы по развитию личностного потенциала».
эксперт
И.В.Лобода Руководитель Департамента образования Ярославской области
«...педагоги нашего региона - очень открытые и искренне желают развиваться сами и, естественно, развивать наших детей... На выходе у нас будут реально яркие и серьезные проекты, которые изменят образовательную среду, наполнение образовательных учреждений и, самое главное, взаимоотношения, и позволят нашим школьникам самореализоваться и познать себя, видеть свои слабые и сильные стороны и находить себя в будущем. Огромные слова благодарности Фонду за эту программу и всем, кто работал с нашими педагогами...»
Об итогах очного этапа обучения команд управленцев образовательных организаций Ярославской области по ППК «Управление личностно-развивающей образовательной средой» (Управленческий модуль). 3-8 декабря 2018 года, Ярославль

Заполните форму для внесения вклада

Действуя в настоящем, мы думаем о будущем!
Присоединяйтесь!

Я хочу
Сделать вклад в будущее!
Назад

Библиотека

Подборка

Фильмы и лекции об аутизме

Узнать больше
Презентация

Реализация Программы по развитию личностного потенциала в регионах

Екатерина Хаустова

Узнать больше
Подборка

Пережить карантин: развиваем лучшее в нас и наших детях

Узнать больше
Презентация

Представление учебно-методического комплекта «Социально-эмоциональное развитие детей»

Е.В.Латыпова

Узнать больше
Видео

Шалва Амонашвили отвечает на вопросы родителей

Узнать больше
Презентация

SEL-уголок «Кубрик»: как сделать образовательное пространство развивающим

Узнать больше
Презентация

О проектах по созданию личностно-развивающей среды в организациях Ярославской области, участвующих в Программе

А.В.Золотарева

Узнать больше
Дайджест

Как научиться учиться: работа с информацией, управление собой и эффективные коммуникации

Узнать больше
Дайджест

Путь к мечте: как стать счастливым, ставить цели и поддерживать энергию для движения вперед

Узнать больше
Видео

Навыки XXI века: творческое и критическое мышление

Игал Розен

Узнать больше
Дайджест

Что значит «быть грамотным»: как оставаться компетентным в век информационных технологий

Узнать больше
Видео

Цифровая гигиена: влияние современных технологий на развитие когнитивных навыков детей

Любовь Стрельникова

Узнать больше
Дайджест

Цифровые джунгли: правила самосохранения

Узнать больше
Видео

Страна KidZania

Гер Граус

Узнать больше
Видео

Метапознание: как правильно использовать знания о своих способностях

Мария Фаликман

Узнать больше
Видео

Внедрение образовательных технологий в учебный процесс

Бони Хемилтон

Узнать больше
Видео

О персонализированном обучении и цифровой школьной среде

Алексей Семенов

Узнать больше
Видео

Образование и учитель будущего. Проектно-ориентированное обучение

Дэвид Росс

Узнать больше
Видео

Быстрое и медленное чтение: мифы и реальность, возможности применения

Ирина Ландо

Узнать больше

Как эффективно учиться?

Узнать больше