Программа
4 июля на инновационной образовательной площадке Сбера «Школа 21» состоялся Форум «Формула Диалога». Это флагманское событие проекта «Формула сохранения научного и образовательного потенциала страны: диалоги и сотрудничество филантропов и учёных», реализуемого Ассоциацией грантодающих организаций «Форум доноров» при поддержке Фонда президентских грантов. Благотворительный фонд «Вклад в будущее» выступил генеральным партнёром мероприятия.
Участниками мероприятия стали представители органов власти, бизнеса, некоммерческого сектора и научно-академического сообщества. Основой целью Форума является выработка консолидированной позиции по системной поддержке проектов отечественной науки, образования, просвещения. Эта стратегия необходима для достижения технологического лидерства России, что является одной из ключевых национальных целей. Обмен мнениями позволил прийти к выводу, что решение задачи федерального уровня начинается с раскрытия потенциала человека, особенно ребёнка.
Современный мир меняется с невероятной скоростью. Ещё быстрее человек должен уметь адаптироваться и учиться новому. В ходе пленарной сессии Форума участники поделились мнениями и опытом, как в хаосе событий и сменяющих друг друга трендов находить пространство для сотрудничества.
В повестке прочно стоит дискуссия о гармоничном подходе к развитию личностного потенциала каждого. Именно эту тему затронул в своем выступлении исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее» Пётр Положевец.
Раскрытие потенциала — это не только субъективное представление о самореализации, но и одна из стратегических задач в рамках всей страны. Именно такая задача содержится в Указе Президента «О национальных целях развития России до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
«Создание возможностей в контексте образования для развития личностного потенциала каждого — это один из тех факторов, которые влияют на наше движение вперед», — отметил Пётр Положевец.
Как отметили эксперты, диалог о развитии науки и образования не может проходить без правильной тактики работы с молодым поколением. Ребёнка надо готовить к тому, что он меняется, как меняется и мир вокруг него. Пётр Положевец подчеркнул, что для детей особенно важно понимать, что их будущее не идёт по прямой линии.
По словам исполнительного директора Фонда, задача, которая стоит перед всем образовательным сообществом, заключается в том, чтобы посмотреть на текущее содержание школьного образования. Для того чтобы избежать фрагментации знаний и создания «предметных гетто», важно переосмыслить подход к образованию. Необходимо пристально изучить, насколько взаимосвязаны элементы учебного процесса и не напоминают ли они рассыпающийся пазл. Только так мы сможем обеспечить гармоничное развитие личности и целостное восприятие мира учениками.
Каким должно быть образование будущего? Этому вопросу Форум отвёл отдельную секцию «Проектируем образование будущего», которая стала логичным продолжением разговора, заданного в ходе пленарной дискуссии.
На секции выступила руководитель по развитию академических партнёрств программы «Разивающая среда» Благотворительного фонда «Вклада в будущее» Екатерина Хаустова, которая рассказала о роли образовательной среды в личностном развитии ребёнка.
По словам Екатерины Хаустовой, среда — это инструмент. Инструмент сам по себе не имеет никакого значения, если непонятно, как и для каких целей его использовать.
«В контексте стремительных изменений и усложнения нашей реальности, вопрос о человеке и его развитии становится более острым. Похоже, что лучшее приспособление к изменениям сегодня — не иметь к нему фиксированного приспособления, а быть готовым меняться. Неслучайно в основе методологического подхода нашего Фонда лежит концепция личностного потенциала, разработанная Дмитрием Алексеевичем Леонтьевым. Она опирается на 3 «столпа», 3 вызова, которые стоят перед человеком: осознанный выбор через самоопределение, постановка цели и её достижение, жизнестойкость. Проживая опыт решения этих задач, человек развивает способность двигаться вперед с учётом внешних обстоятельств, сохраняя при этом внутреннюю устойчивость и гибко реагируя на изменения», — подчеркнула Екатерина Хаустова.
Соотнесём это с образовательной средой. Понятие среды включает в себя социальное взаимодействие, школьные правила и нормы, а также пространство школы. Есть ли у человека в окружающем пространстве свобода выбора или же это предопределённая данность? Могут ли учащиеся влиять на среду, участвовать в её проектировании? Насколько дружелюбна и безопасна для них атмосфера в школе, классе? Как строится диалог между всеми участниками образовательного процесса? В поиске ответов на такие вопросы и строится подход к созданию личностно-развивающей среды.
«Такой человекоцентричный подход не обязательно означает поиск совершенно новых и уникальных инструментов и необходимость выделения дополнительных ресурсов. Он доступен школам и в деревне, и в большом городе», — сказала в заключение Екатерина Хаустова.
Тел.: +7 (495) 669-08-08 (доб. 78915099)
E-mail: compliance@vbudushee.ru