Проект «4К» современного мира

Одним из главных ответов на «вызовы XXI века» мировые лидеры сферы образования считают развитие у детей универсальных когнитивных и социально-эмоциональных компетенций XXI века – «4К»: креативности, критического мышления коммуникации и кооперации.

«4К» – целостная группа, элементы которой отличаются от других компетенций XXI века тем, что реализуются на любом предметном материале и являются комплексным проявлением когнитивных и личностных особенностей человека, наблюдаемым в поведении.

Необходимость развивать компетенции «4К» признана международным образовательным сообществом. В 2005 году под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР/OECD) началась международная междисциплинарная программа «Определение и выбор компетенций: теоретические и концептуальные основы» (Definition and selection of competencies: theoretical and conceptual foundations – DeSeCo). В 2015 году конструкт «Совместное решение проблем», включающий в себя 4К, вошел в одно из наиболее значимых международных исследований качества образования PISA (Programme for International Student Assessment).

Но школа пока не обладает педагогическими технологиями и инструментами, позволяющими формировать и оценивать эти компетенции в рамках традиционного урока и на базе его предметного содержания. Также отсутствуют инструменты независимого мониторинга и оценки прогресса в развитии этих компетенций. Для решения этих задач Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ реализует проект «4К современного мира. Формирование компетенций XXI века и оценка индивидуального прогресса в их развитии».

Проект охватывает два уровня:

  • Внутриклассный

✓ Разработка и внедрение образовательных инструментов и педагогических практик, направленных на трансформацию учебного процесса и фокусирование на «4K» посредством включения в учебный процесс блока задач «совместного решения проблем».

  • Региональный/Национальный

✓ Разработка инструмента, который позволит проводить мониторинги формирования метапредметных и личностных результатов.

В рамках проекта на базе пилотных школ Москвы и Республики Татарстан для начальной и основной школы разработаны и апробированы учебные материалы, обеспечивающие формирование и оценивание «4К», а также инструменты мониторинга индивидуального прогресса развития у учащихся данных компетенций: задания, шаблоны предоставления обратной связи, программа тестирования и задачи сценарного типа для дистанционной оценки компетенций «4К» в логике Evidence-Centered Design.

Результаты проекта интегрируются в «Программу по развитию личностного потенциала».



Назад