Проект «Ключевые компетенции и новая грамотность: от деклараций к школьной реальности»

Цель проекта — формирование признанной на международном уровне модели проектирования школьного образования, ориентированного на развитие ключевых компетенций и новой грамотности у школьников и распространение лучших практик для трансформации системы образования в России.

укнг2.jpg

Проект инициирован и поддержан Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее», выполняется авторским коллективом Института образования НИУ ВШЭ и объединяет консультантов и исследователей из ведущих университетов восьми стран мира.

Исследование затрагивает важнейшие вопросы современного образования: какие универсальные компетентности и виды грамотности необходимо формировать в школе и как начать трансформировать российскую школу уже сейчас. Главной особенностью исследования является его концептуально-практическая направленность, предполагающая анализ глобального контекста, на фоне которого происходят изменения образовательных методов и технологий, а также подготовку практических рекомендаций для трансформации российской школы с учетом накопленного мирового опыта в данной области.

В 2018 году профессиональному сообществу были представлены предварительные выводы проекта «Ключевые компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра».

Особенностью доклада является опора как на теорию, так и на практику. Выводы и рекомендации доклада основаны на анализе публикаций самых последних глобальных исследовательских и аналитических проектов, а также на сравнительном анализе образовательных программ и политик семи стран и территорий: Онтарио (Канада), Китай, Финляндия, Польша, Англия (Великобритания), Северная Каролина (США), Южная Корея. Ведущие эксперты из этих стран выявили по единой схеме общие черты успешных трансформаций содержания образования и возможные ловушки, которых можно избежать.

Доклад адресован в первую очередь профессионалам, которые учат и разрабатывают программы и методов обучения: это сотни тысяч преподавателей школ, колледжей, вузов, которым надо готовить свои образовательные программы, планы уроков, средства оценки знаний и навыков. Все больше в такую деятельность вовлекаются и родители, которые хотят знать, как развивать современные навыки у детей. Доклад будет полезен и управленцам в сфере образования — от министров до директоров школ.

Осенью 2019 г. вышел из печати международный доклад «Ключевые компетентности и новая грамотность. От лозунгов к реальности». Дополненная версия доклада была представлена в апреле 2020 года на Международном московском салоне образования.

Доклад публикуется на русском и английском языках под редакцией М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина при участии К.А. Баранникова, Дж. Мосс, И.М. Реморенко, Я. Хаутамяки.


Дополнительные материалы:

  1. Школа для учителей: что мы можем сделать (подборка статей о будущем современной школы на основе международного доклада «Универсальные компетентности и новая грамотность»);

  2. Школа для родителей: что вам важно знать (подборка статей о будущем современной школы на основе международного доклада «Универсальные компетентности и новая грамотность»);

  3. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей (М. С. Добрякова, О. В. Юрченко, Е. Г. Новикова);

  4. Предварительные выводы проекта «Универсальные компетентности и новая грамотность»;

  5. Международный доклад «Универсальные компетентности и новая грамотность. От лозунгов к реальности».


Назад