«Сделай мир ближе!»

«Сделай мир ближе!» – всероссийский проект, целью которого являются поддержка и распространение науки, открытой каждому. Благодаря доступному и удобному инструменту для естественнонаучных исследований – фолдскопу (англ. Foldscope), педагогическим методикам и практикам, общероссийской вовлеченности, любительской наукой сможет заниматься любой школьник.

И такие занятия, возможно, станут для многих детей главным шагом на пути к большим открытиям и изобретениям. Проект «Сделай мир ближе!» поддержан БФ «Вклад в будущее» и организован АНО «Центр популяризации научных знаний «НаукаПресс» и компанией «ГлобалЛаб».

foldscope.jpg

Фолдскоп – бумажный микроскоп, разработанный командой молодых исследователей под руководством профессора Ману Пракаша в Школе медицины при Стэнфордском университете. Фолдскоп легко собрать самостоятельно из картонной развертки и линз. Инструмент умещается в кармане, весит меньше 10 г. и дает увеличение объекта более чем в 100 раз.

С помощью фолдскопа можно исследовать микроскопических обитателей природных водоемов, неживые объекты природы (снежинки, почва, песок), различные поверхности (волос, перьев, лепестков) и т.п. С 2018 года проектная деятельность школьников является обязательной частью учебного плана. Благодаря проекту «Сделай мир ближе!» учителя получают современные инструменты и методическую поддержку и могут организовывать проектную деятельность своих учеников на достойном уровне.

«Благодаря этому проекту в школы приходит инструмент для самостоятельных исследований, а значит, мы усиливаем элементы, развивающие в детях креативность, критическое мышление, навыки коммуникации и кооперации. И еще мы формируем у них опыт познания мира, который пригодится ребятам в их будущей профессиональной жизни», — говорит программный директор фонда «Вклад в будущее» Марина Михайлова.

В сентябре 2018 году в рамках проекта стартовал первый Всероссийский конкурс «Сделай мир ближе!». Конкурс проводился среди учителей естественно-научного профиля начальной и средней школы, педагогов дополнительного образования и руководителей школьных экспедиций на лучшую методологическую разработку по использованию фолдскопа; и среди школьников, реализующих исследовательский проект с применением бумажного микроскопа, – на лучшее исследование.

На конкурс «Сделай мир ближе!» поступило более 890 заявок из 66 регионов России. В течение октября комплекты с бумажными микрокопами были отправлены в школы и учреждения дополнительного образования. Больше всего заявок на фолдскопы и участие в конкурсе пришло из Калужской (125), Новосибирской (98), Астраханской областей (66) и Красноярского края (99).

Педагоги, подавшие заявки на «Сделай мир ближе!», получили наборы для учителя и ученические фолдскопы, начали разрабатывать авторские методики для занятий с фолдскопами, а школьники – исследовательские проекты. О том, как это сделать успешно, организаторы рассказывали на вебинарах.

foldscope3.jpgКлетка кожицы лука

Всего в конкурсе приняли участие 390 педагогов из 329 образовательных организаций в 110 городах России, 260 школьников из 67 городов, сел и деревень в 27 регионах страны.

В декабре 2018 года были подведены итоги и названы победители среди учителей и школьников.

Большинство взрослых участников конкурса – преподаватели общеобразовательных школ, каждый десятый – педагог дополнительного образования. Самыми активными стали учителя биологии (56%), окружающего мира (12%) и химии (11%). Кроме ожидаемых предметников по экологии, физики и географии, есть учителя основ безопасности жизнедеятельности, технологии и даже истории и иностранного языка. Самые активные участники конкурса - из Красноярского края (86), Калужской области (42) и Новосибирской области (34). Жюри было требовательным и поставило довольно высокую планку, которую преодолели 38 участников по всем пяти номинациям и стали победителями.

Среди школьников победителями конкурса «Сделай мир ближе!» стали 43 участника. Но организаторы отметили, что все без исключения дети проявили любознательность и креативность в своих исследованиях. Школьники сравнивали крашеные и некрашеные волосы мамы, волосы папы и хомячка, ресницы здорового и курящего человека, муху и мошку, клетки мякоти яблок разных сортов, изучали влияние фитондов на жизнедеятельность инфузорий.

Все победители конкурса «Сделай мир ближе!» получили призы от организаторов.

Lubov.jpgЛюбовь Стрельникова

«На самом деле каждый, кто станет участником конкурса, уже победитель, — говорит главный редактор журнала «Химия и жизнь», научный руководитель конкурса «Сделай мир ближе!» Любовь Стрельникова. – Ведь у него появится легчайший карманный микроскоп, который в любой момент сможет открыть исследователю невидимую микроскопическую жизнь и поможет найти ответы на вопросы о том, как устроен мир. Именно с вопроса и начинается наука.»

По итогам конкурса и в рамках дальнейшего развития проекта была создана база исследовательских проектов. Научным руководителем проекта Л.Н. Стрельниковой были разработаны методические рекомендации по работе с фолдскопами, доступные через интернет для всех педагогов страны. Подробнее о том, что исследовали дети, чему учит ребенка использование фолдскопа и как проект был принят педагогами и школьниками в России, вы можете прочитать в интервью, которое Любовь Стрельникова дала «Учительской газете».

Проект «Сделай мир ближе!» дополняет программы и проекты Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» по развитию у школьников навыков XXI века. Мобильный микроскоп – фолдскоп – это инструмент, развивающий в детях креативность, критическое мышление, навыки коммуникации и кооперации.

Как собрать фолдскоп (видео с титрами)



Инструкция «Как собрать фолдскоп» в PDF

Методические рекомендации по работе с фолдскопами в нашей библиотеке

Мнения экспертов

эксперт
Любовь Стрельникова Главный редактор научно-популярного журнала «Химия и жизнь», научный руководитель проекта «Сделай мир ближе!», кандидат химических наук

«Сегодняшний мир, возможно, более, чем когда бы то ни было, нуждается в пытливых исследователях, изобретательных инженерах и конструкторах. Более того, технологически сложный современный мир требует, чтобы каждый из нас был своего рода исследователем. Как пробудить интерес детей к миру материальному и оторвать их от мира виртуального, в который они ушли с головой? Как мотивировать их к изучению естественных наук и математики? Школьники должны обязательно исследовать мир сами, чтобы сделать его ближе. Просто для этого им надо предоставить соответствующие возможности».

Заполните форму для внесения вклада

Действуя в настоящем, мы думаем о будущем!
Присоединяйтесь!

Я хочу
Сделать вклад в будущее!
Назад