Концепция Центров развития личностного потенциала

В 2022 году среди участников Программы по развитию личностного потенциала (РЛП) были выбраны 57 наиболее активных, вовлечённых школ и детских садов, которые стали основой сети Центров развития личностного потенциала (ЦРЛП). Сеть ЦРЛП — это сообщество единомышленников, разделяющих ценности Программы РЛП и реализующих их в своей деятельности.

Первые участники сети на протяжении прошедшего года обменивались идеями, планами и практиками, в том числе:

  • разработали и описали свои педагогические практики РЛП;
  • получили «Библиотеку по развитию личностного потенциала» для педагогов;
  • собрались вместе на первом слёте центров РЛП, прошедшем весной 2023 года в Самаре;
  • 9 центров РЛП стали призёрами конкурса «Кубрик-2022» и получили модульные комплекты для создания пространства Кубрик.


О Центрах РЛП

Миссия Центров РЛП состоит в создании условий для развития благополучной личности, которая понимает себя и свои цели, умеет их достигать и остаётся устойчивой к жизненным трудностям.

Для реализации миссии образовательные организации – Центры РЛП ориентируются на 7 приоритетов: взаимосвязанных ценностей, лежащих в основе концепции личностного потенциала.

  • Разнообразие
  • Самоопределение
  • Инициатива
  • Созидание
  • Открытость к изменениям
  • Диалог
  • Доверие

Базовыми условиями благополучия, развития личностного потенциала являются доверие и принятие разнообразия, которое проявляется в широком спектре возможностей действий и отношений с миром. Диалог — один из механизмов самоопределения в мире возможностей — так раскрывается потенциал выбора. Поддержка инициативы, активного интереса и внутренней мотивации, а также создания и реализации собственных идей — ключевые векторы потенциала достижения. Открытость к изменениям при встрече с трудностями – фактор потенциала жизнестойкости.

Центры развития личностного потенциала воплощают эти ценности в двух направлениях: через обогащение образовательной среды и через формирование навыков работы личности.

Обогащение образовательной среды — это:

  • изменение во взаимоотношениях (социальный компонент ЛРОС): развитие стиля педагогического общения учителей, включение различных форм взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, направленных на сотрудничество;
  • включение новых инструментов, приёмов, форм развития личностного потенциала в образовательную деятельность (организационно-технологический компонент ЛРОС); 
  • трансформация пространства, в котором условия становятся возможностями развития, повышается доступность и предоставляется возможность активности (предметно- пространственный компонент ЛРОС).

Комплексные средовые изменения достигаются, если в процесс развития образовательной организации вовлечены все участники образовательных отношений: управленческие команды, педагоги, дети и их семьи.

На уровне управления формируется запрос на перспективу, задаётся вектор развития, создаются условия для системных изменений культуры взаимоотношений в ОО со вниманием к удовлетворению базовых психологических потребностей (в принятии/связанности, компетентности, автономии/самостоятельности) всех участников образовательных отношений.

Педагоги формируют и поддерживают атмосферу взаимоуважения и психологической безопасности, используют новые педагогические инструменты в своей практике.

Психологическая служба сопровождает педагогов освоении новых инструментов и в реализации учебно-методического комплекта социально-эмоционального развития и развития личностного потенциала.

Обучающиеся и воспитанники приобщаются к новой культуре взаимоотношений через выделенные курсы, классные часы и другие инструменты и события.

Родители, вовлекаясь в активное обсуждение и проектирование, формируют и поддерживают культуру не только в образовательной организации, но и в семье.

В такой среде ребёнок будет свободным, активным, творческим, что становится основой для развития его личностного потенциала и достижения высоких академических результатов.

Формирование навыков работы личности, которые по мере их развития будут «вплетаться» в структуры личностного потенциала, ведётся по трём направлениям.

  1. Потенциал самоопределения: поддержка автономии, развитие способности и умения делать выбор в конкретной ситуации;
  2. Потенциал достижения: формирование установок, развитие умений и навыков, определяющих продуктивность в осуществлении цели;
  3. Потенциал сохранения в ситуации давления связан с развитием навыков жизнестойкости.


Участники образовательных отношений и целевые ориентиры Центров РЛП

Родители — увеличение количества вовлечённых в «дела школы» родителей и совместных проектов;

Обучающиеся — повышение уровня психологического благополучия и жизнестойкости, формирование установок и навыков для качественного принятия решений и достижения целей;

Педагоги — повышение уровня психологического благополучия, уход от культуры соперничества к культуре сотрудничества, рост внутренней мотивации и профессионального мастерства, смена установки на заданность на установку на рост и развитие ребёнка;

Управление — создание условий для удовлетворения базовых психологических потребностей педагогов и других участников образовательных отношений; формирование и укрепление вертикальных и горизонтальных связей; разработка программы воспитания, сфокусированной на развитии ЛП;

Образовательная организация — переход от формальных отчётов с количественными результатами к практическим действиям и качественным результатам (от отчётов ради отчётов к доказательной педагогике и управлению на основе данных); уменьшение конфликтных ситуаций. В результате изменений и развития школа обретает свою уникальность/индивидуальность («своё лицо»).



Назад