Первые участники сети на протяжении прошедшего года обменивались идеями, планами и практиками, в том числе:
- разработали и описали свои педагогические практики РЛП;
- получили «Библиотеку по развитию личностного потенциала» для педагогов;
- собрались вместе на первом слёте центров РЛП, прошедшем весной 2023 года в Самаре;
- 9 центров РЛП стали призёрами конкурса «Кубрик-2022» и получили модульные комплекты для создания пространства Кубрик.
О Центрах РЛП
Миссия Центров РЛП состоит в создании условий для развития благополучной личности, которая понимает себя и свои цели, умеет их достигать и остаётся устойчивой к жизненным трудностям.
Для реализации миссии образовательные организации – Центры РЛП ориентируются на 7 приоритетов: взаимосвязанных ценностей, лежащих в основе концепции личностного потенциала.
- Разнообразие
-
Самоопределение
-
Инициатива
-
Созидание
-
Открытость к изменениям
-
Диалог
-
Доверие
Базовыми условиями благополучия, развития личностного потенциала являются доверие и принятие разнообразия, которое проявляется в широком спектре возможностей действий и отношений с миром. Диалог — один из механизмов самоопределения в мире возможностей — так раскрывается потенциал выбора. Поддержка инициативы, активного интереса и внутренней мотивации, а также создания и реализации собственных идей — ключевые векторы потенциала достижения. Открытость к изменениям при встрече с трудностями – фактор потенциала жизнестойкости.
Центры развития личностного потенциала воплощают эти ценности в двух направлениях: через обогащение образовательной среды и через формирование навыков работы личности.
Обогащение образовательной среды — это:
- изменение во взаимоотношениях (социальный компонент ЛРОС): развитие стиля педагогического общения учителей, включение различных форм взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, направленных на сотрудничество;
-
включение новых инструментов, приёмов, форм развития личностного потенциала в образовательную деятельность (организационно-технологический компонент ЛРОС);
-
трансформация пространства, в котором условия становятся возможностями развития, повышается доступность и предоставляется возможность активности (предметно- пространственный компонент ЛРОС).
Комплексные средовые изменения достигаются, если в процесс развития образовательной организации вовлечены все участники образовательных отношений: управленческие команды, педагоги, дети и их семьи.
На уровне управления формируется запрос на перспективу, задаётся вектор развития, создаются условия для системных изменений культуры взаимоотношений в ОО со вниманием к удовлетворению базовых психологических потребностей (в принятии/связанности, компетентности, автономии/самостоятельности) всех участников образовательных отношений.
Педагоги формируют и поддерживают атмосферу взаимоуважения и психологической безопасности, используют новые педагогические инструменты в своей практике.
Психологическая служба сопровождает педагогов освоении новых инструментов и в реализации учебно-методического комплекта социально-эмоционального развития и развития личностного потенциала.
Обучающиеся и воспитанники приобщаются к новой культуре взаимоотношений через выделенные курсы, классные часы и другие инструменты и события.
Родители, вовлекаясь в активное обсуждение и проектирование, формируют и поддерживают культуру не только в образовательной организации, но и в семье.
В такой среде ребёнок будет свободным, активным, творческим, что становится основой для развития его личностного потенциала и достижения высоких академических результатов.
Формирование навыков работы личности, которые по мере их развития будут «вплетаться» в структуры личностного потенциала, ведётся по трём направлениям.
-
Потенциал самоопределения: поддержка автономии, развитие способности и умения делать выбор в конкретной ситуации;
-
Потенциал достижения: формирование установок, развитие умений и навыков, определяющих продуктивность в осуществлении цели;
-
Потенциал сохранения в ситуации давления связан с развитием навыков жизнестойкости.
Участники образовательных отношений и целевые ориентиры Центров РЛП
Родители — увеличение количества вовлечённых в «дела школы» родителей и совместных проектов;
Обучающиеся — повышение уровня психологического благополучия и жизнестойкости, формирование установок и навыков для качественного принятия решений и достижения целей;
Педагоги — повышение уровня психологического благополучия, уход от культуры соперничества к культуре сотрудничества, рост внутренней мотивации и профессионального мастерства, смена установки на заданность на установку на рост и развитие ребёнка;
Управление — создание условий для удовлетворения базовых психологических потребностей педагогов и других участников образовательных отношений; формирование и укрепление вертикальных и горизонтальных связей; разработка программы воспитания, сфокусированной на развитии ЛП;
Образовательная организация — переход от формальных отчётов с количественными результатами к практическим действиям и качественным результатам (от отчётов ради отчётов к доказательной педагогике и управлению на основе данных); уменьшение конфликтных ситуаций. В результате изменений и развития школа обретает свою уникальность/индивидуальность («своё лицо»).