Программа направлена на создание образовательной среды, в которой условия превращаются в возможности для личностного развития детей и взрослых. Содержание Программы отвечает требованиям ФГОС, задачам, поставленным Указами Президента РФ и последними законодательными инициативами.
Цели Программы «Развивающая среда» (обновленное название программы «Развитие личностного потенциала», реализуемой Благотворительным фондом «Вклад в будущее» с 2018 года) созвучны задачам воспитания, определённым в дополнениях к Закону об образовании (от 31 июля 2020 г.) как «…развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения…».
Программа предлагает комплексное решение для образовательных организаций по сопровождению развития ребёнка с 5 до 18 лет с учётом его возрастных особенностей и предполагает вовлечение в этот процесс ключевых участников: представителей институтов профессионального педагогического образования, управленцев образовательных организаций, педагогов, родителей.
Программа «Развивающая среда» («Развитие личностного потенциала») помогает сформировать в образовательных организациях личностно-развивающую среду, в которой условия превращаются в возможности развития и в которой ребёнок может удовлетворить свои ключевые психологические потребности, обрести субъективное благополучие, развить в себе личностную зрелость и гибкость.
Основным инструментом реализации Программы становятся программы повышения квалификации и обучения педагогов, разработанные Московским городским педагогическим университетом, которые реализуются региональными институтами развития образования, способствуют личностному и профессиональному развитию педагогов — лидеров изменений, готовят их к работе в новой парадигме образования, обеспечивают передовыми методиками и инструментами для работы с детьми.
Участие в Программе позволяет школам и детским садам изменить свою организационную культуру, перезапустить профессиональную инициативу педагогов и воспитателей; ввести новые формы работы с родителями, создать профессиональные обучающиеся сообщества, мотивированные на работу по развитию личностного потенциала.
Создание развивающей среды подразумевает изменения в четырех сферах.
Трансформация культуры организации, а именно изменения во взаимоотношениях: расширение поведенческого репертуара педагога, включение различных форм взаимодействия между всеми участниками образовательных отношений, направленных на сотрудничество, сотворчество и диалог;
Личностное и профессиональное развитие управленцев и педагогов образовательной организации;
Изменение содержания и организации образовательного процесса, то есть включение новых инструментов, приёмов, форм развития личностного потенциала в образовательную деятельность;
«Программа развития личностного потенциала приведет, прежде всего, к тому, что человек почувствует себя не в мире культуры полезности, где он вещь, где он винтик, а в мире культуры достоинства, где он может самореализоваться, стать успешным, развить самого себя. Это относится к ребенку, это относится к учителю…»
«Способности важны, но еще важнее способность использовать способности».
Методология Программы опирается на научную концепцию личностного потенциала с использованием инструментов средового подхода в образовании, а также социально-эмоционального и когнитивного развития детей.
Программа сочетает в себе глубокий научный подход с практичностью и применимостью. В основу Программы легли разработки Благотворительного фонда «Вклад в будущее» по развитию отдельных навыков и компетенций, полученные в рамках реализации программ Фонда. Эти разработки были усилены пониманием ключевой роли образовательной среды, а также личностного потенциала как способности управлять своими способностями.
В основе методологии Программы лежат следующие научные концепции и школы:
концепция личностного потенциала (Д. Леонтьев) и позитивная психология (М. Селигман);
школа возможностей и педагогика достоинства (А. Асмолов);
теория самодетерминации (Э. Диси и Р. Райан), теория мотивации (Т. Гордеева);
методология диагностики и проектирования личностно-развивающей образовательной среды (В. Ясвин);
методология стратегического проектирования в образовательной организации (А. Моисеев);
методология развития универсальных компетентностей «4К» (критическое и креативное мышление, коммуникация и кооперация) и формирования профессиональных обучающихся сообществ педагогов (адаптация М. Пинской).
Методики Программы «Развивающая среда» («Развитие личностного потенциала») прошли психолого-педагогическую экспертизу Российской академии образования (РАО) и рекомендованы к интеграции в систему дошкольного и общего образования. Министерство просвещения РФ в лице ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» рекомендовало УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» и УМК «Развитие личностного потенциала подростков» для работы школьных педагогов-психологов.
27 октября 2023
Благотворительный фонд «Вклад в будущее» поделился успешными практиками создания личностно ориентированной развивающей среды с зарубежными коллегами
Узнать больше26 октября 2023
В Калининграде подвели итоги трёхлетней Программы по развитию личностного потенциала
Узнать больше18 октября 2023
Проект «Другое дело» и приложение «Мой выбор» помогают подросткам с выбором будущей профессии
Узнать больше13 октября 2023
«Мастерские Роста»: подведение итогов конкурсного отбора участников проекта
Узнать больше6 октября 2023
Победителем конкурса «Директор года 2023» стал Алексей Мокрушин, директор калужской школы – Центра развития личностного потенциала
Узнать больше5 октября 2023
Благотворительный фонд «Вклад в будущее» завершил разработку учебно-методических материалов образовательного ресурса «Школа возможностей»
Узнать больше7 сентября 2023
Первым выпускникам магистратуры «Развитие личностного потенциала: персонализация и цифровизация образования» вручили дипломы
Узнать больше1 сентября 2023
Благотворительный фонд «Вклад в будущее» принял участие в Липецком образовательном форуме
Узнать больше31 августа 2023
Благотворительный фонд «Вклад в будущее» принял участие в калининградском педагогическом форуме
Узнать больше15 ноября
10:00 - 15:00
Международный круглый стол «Психология образовательной среды»
Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9а, онлайн
18 мая - 19 мая
VI Ежегодный международный симпозиум «Образование и город: ресурсы взаимного развития»
Онлайн
3 декабря 2021
10:00 - 16:15
Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика текста. Современный учебник в поисках автора, ученика и учителя»
Онлайн и офлайн
27 октября 2021
III Всероссийская онлайн-конференция «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования»
Онлайн
27 октября - 15 декабря
ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ Всероссийский фестиваль методических разработок
Онлайн
22 октября - 23 октября
VI Конференция «Индустрия детского полезного развивающего отдыха» КИДПРО. RE:ФОРМА
Конгресс-центр Grand Ballroom, Москва
27 сентября - 28 сентября
IV Международный форум «Кинопедагогика»
Тюмень - очно, остальные города - онлайн
31 марта 2021
10:00 - 15:00
II Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования»
Онлайн
18 сентября 2020
10:00 - 18:00
18 сентября в Москве состоится Всероссийская онлайн-конференция «100 вопросов от родителей»
Онлайн
Ю. А. Болховитинова, Е. А. Граф, Ю. А. Егорова, Н. В. Короткова, Е. С. Савостикова
Узнать большеТ. О. Гордеева
Узнать большеТел.: +7 (495) 669-08-08 (доб. 78915099)
E-mail: compliance@vbudushee.ru
Для просмотра этого материала необходимо авторизоваться