Программа по развитию личностного потенциала

Программа направлена на развитие личностного потенциала детей и помогает современному ребенку научиться ставить цели в жизни и их достигать, делать осознанный выбор, формировать свою траекторию обучения и развития, быть готовым к изменениям и преодолению трудных жизненных ситуаций, быть ответственным за свою жизнь, эффективно управлять своими ресурсами, мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействием с другими.



Программа способствует раскрытию потенциала каждого, восполняет в школах дефицит инструментов по развитию актуальных для XXI века навыков и компетенций, отвечает требованиям ФГОС, задачам, поставленным Указами Президента РФ и последними законодательными инициативами.

Цели Программы по развитию личностного потенциала (РЛП) созвучны задачам воспитания, определенным в дополнениях к Закону об образовании (от 31 июля 2020 г.) как «…развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения…». Таким образом, Программа по развитию личностного потенциала по сути является методологической основой воспитания, а разработанные в рамках Программы методические материалы и образовательные решения — инструментами воспитательной работы в образовательных организациях.

Программа предлагает комплексное решение для образовательных организаций по сопровождению развития ребенка с 5 до 18 лет с учетом его возрастных особенностей и вовлекает в этот процесс ключевых участников: органы исполнительной власти в сфере образования, институты повышения квалификации и развития образования в регионах, управленцев образовательных организаций, педагогов, родителей.

Как работает Программа

Программа по РЛП помогает сформировать в образовательных организациях личностно-развивающую среду, в которой условия превращаются в возможности развития и в которой ребенок может удовлетворить свои ключевые психологические потребности, обрести субъективное благополучие, развить в себе личностную зрелость и гибкость. Это проявляется в налаживании гармоничных отношений с педагогами, родителями и друзьями, раскрытии своей внутренней мотивации к познанию, достижению и саморазвитию.

Программы повышения квалификации и обучения педагогов, разработанные Московским городским педагогическим университетом и реализуемые региональными институтами развития образования, способствуют личностному и профессиональному развитию педагогов — лидеров изменений, готовят их к работе в новой парадигме образования, обеспечивают передовыми методиками и инструментами для работы с детьми.

Участие в Программе позволяет школам и детским садам изменить свою внутреннюю культуру, перезапустить профессиональную инициативу педагогов и воспитателей; ввести новые формы работы с родителями, создать профессиональные обучающиеся сообщества, мотивированные на работу по развитию личностного потенциала.

эксперт
Дмитрий Леонтьев Д-р психол. наук, профессор НИУ ВШЭ, председатель Экспертного Совета Программы по развитию личностного потенциала

«Способности важны, но еще важнее способность использовать способности».

эксперт
Александр Асмолов Д-р психол. наук, профессор, председатель Экспертно-стратегического совета, научный руководитель Благотворительного фонда «Вклад в будущее», академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС при Президенте РФ

«Программа развития личностного потенциала приведет, прежде всего, к тому, что человек почувствует себя не в мире культуры полезности, где он вещь, где он винтик, а в мире культуры достоинства, где он может самореализоваться, стать успешным, развить самого себя. Это относится к ребенку, это относится к учителю…»

Научная и методологическая основа Программы

Программа сочетает в себе глубокий научный подход с практичностью и применимостью. В основу Программы легли разработки БФ «Вклад в будущее» по развитию отдельных навыков и компетенций, полученные в рамках реализации программ Фонда. Эти разработки были усилены пониманием ключевой роли личностного потенциала как способности управлять своими способностями.

Методика Программы опирается на научную концепцию личностного потенциала с использованием инструментов социально-эмоционального и когнитивного развития. В основе методологии Программы следующие научные концепции и школы:

  • Концепция личностного потенциала Д. А. Леонтьева (НИУ ВШЭ) и позитивная психология;
  • Школа возможностей и педагогика достоинства А. Г. Асмолова (РАО);
  • Методология диагностики и проектирования личностно-развивающей образовательной среды В. А. Ясвина (МГПУ);
  • Методология стратегического проектирования в образовательной организации А. М. Моисеева (МГПУ);
  • Методология развития универсальных компетентностей «4К» (критическое и креативное мышление, коммуникация и кооперация) и формирования профессиональных обучающихся сообществ педагогов в адаптации М. А. Пинской (РАНХиГС).

«Дорожная карта» участника Программы

Путь участника Программы в регионах включает в себя следующие этапы:

  • включение образовательной организации в число участников Программы на основании региональных нормативных актов;
  • трансформацию образовательной среды в школах и детских садах;
  • профессиональное развитие педагогов в области социально-эмоционального и когнитивного развития детей и их психолого-педагогической поддержки;
  • освоение педагогами практик управления собой, использования внутренних ресурсов для эффективной деятельности и эмоциональной поддержки;
  • обеспечение школ и детских садов современными пособиями для развития детей с 5 до 18 лет;
  • регулярную оценку эффективности реализации Программы в образовательных организациях, отслеживание динамики изменений в образовательной среде, мониторинг компетентностей и эффектов развития личностного потенциала у детей и педагогов;
  • создание необходимой инфраструктуры и кадрового обеспечения для самостоятельного развития Программы в регионах-участниках.

На сегодняшний день методики Программы по развитию личностного потенциала прошли психолого-педагогическую экспертизу Российской академии образования (РАО) и рекомендованы к интеграции в систему дошкольного и общего образования. Министерство просвещения РФ в лице ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» рекомендовало УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» и УМК «Развитие личностного потенциала подростков» для работы школьных педагогов-психологов.

Перспективы программы


30 регионов России
> 2 200 образовательных организаций
30 000 педагогических работников
> 600 000 детей


ММСО 2019 — А. Г.Асмолов о Программе по развитию личностного потенциала детей



По вопросам сотрудничества с Консорциумом

consortium@vbudushee.ru 8 (985) 341-36-45

Новости

События

Библиотека