Благополучие и успешность детей сейчас и в будущем ― главная задача образовательного процесса

14 июня в Санкт-Петербурге прошла II Межрегиональная научно-практическая конференция «Факторы роста». Главной повесткой конференции стало обсуждение возможностей создания в школах условий для развития личностного потенциала педагога и ребёнка. На решение данной задачи направлен проект «Мастерские роста» ― инновационное решение в сфере образования, созданное при поддержке Благотворительного фонда «Вклад в будущее».


В ходе конференции, которая прошла в гибридном формате, участники постарались выявить наиболее успешные практики проекта, а также обосновать возможность самостоятельного развития школы в выбранных направлениях, определить перспективу деятельности.

Проект «Мастерские роста» помогает не только развивать личностный потенциал человека, но и создавать уникальную атмосферу, где уважают культуру выбора, умеют делиться оптимизмом и проявлять жизнестойкость, дают старт новым практикам, обогащающим личностно-развивающую среду. На настоящий момент в проекте задействовано 63 образовательные организации (ОО) из 25 регионов, в том числе 8 Центров развития личностного потенциала.

В пленарной части мероприятия выступил исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее» Пётр Григорьевич Положевец. В своем докладе он раскрыл тему благополучия детей в современном мире и создания в ОО возможностей для их гармоничного развития.

Пётр Положевец отметил, что основы благополучия ребёнка в его самых разных проявлениях ― профессиональном, социальном, финансовом ― закладываются с детства. Он подчеркнул важность баланса между благополучием ребёнка здесь и сейчас и его благополучием в будущем. В качестве факторов, влияющих на субъективное благополучие, были названы «возможность выбора, доверие, уважение и самоуважение». Формирование подобной «здоровой» среды для ребёнка зависит не только от родителей или близких друзей, но и от школьного окружения, педагогического сообщества. По словам Петра Положевца, педагог не сможет научить ребёнка тому, чем не владеет сам. Он должен прожить и присвоить то, чему дальше он будет обучать школьников.

Пётр Положевец также подчеркнул, что в сегодняшнем мире смещаются факторы и индикаторы, влияющие на качество образования. Формирование благополучной среды для всех участников образовательного процесса должно складываться с учётом этих изменений. «Если раньше, 6–7 лет назад, главным фактором, влияющим на качество образования было профессиональное мастерство учителя, его способность к саморазвитию, то сегодня главную роль в достижении академических и личностных результатов играет командность. Командность ― новое качество, благодаря которому все выходят из своих "предметных гетто"», ― рассказал Пётр Положевец.

После пленарной части на полях Конференции эксперты Фонда Дмитрий Сизарев и Нина Рычка провели мастер-классы, посвящённые преобразованию образовательных решений в инструменты развития личностного потенциала детей и педагогов, а также ценностям образовательной среды.

В секционной части Конференции педагоги – участники проекта поделились опытом реализации «Мастерских роста» в своих образовательных организациях, представили успешные практики развития личностного потенциала в «мастерских». Среди тем докладов ― реализация «Мастерских роста» в классах психолого-педагогической направленности, возможности текста и цифровых ресурсов для развития личности, событийные практики, управленческие решения, трансформация пространства класса и др.

Елена Ивановна Казакова, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики СПбГУ, член-корреспондент РАО:
«Зачем мы создаём семьи? Люди создают семьи, чтобы жизнь была благополучной. А зачем ребёнок идет в школу? (…) Мы идём в школу для того, чтобы научиться быть счастливыми. И похоже, что этому можно научиться. Мы учимся тому, как сделать свою жизнь и жизнь других лучше».

Всероссийский образовательный проект «Мастерские роста» организован в 2022 году Благотворительным фондом «Вклад в будущее», АНПО «Школьная лига» и Институтом педагогики СПбГУ. Проект предлагает школам:

  • программу дополнительного образования, направленную на достижение личностных и метапредметных образовательных результатов (по ФГОС) для школьников;
  • программу повышения квалификации для педагогов;
  • программу сопровождения для педагогических классов.

Назад
Новости