«Я хочу в школу»: «Учительская газета» о результатах конференции «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования»

31 марта 2021 года состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования», посвященная теме мотивации детей и педагогов в личностном развитии. Всего на конференцию зарегистрировалось более 6 700 уникальных пользователей из 80 регионов. На мероприятии выступили 39 региональных и федеральных экспертов.

новость-уг.jpg Изображение 14995841 с сайта Pixabay 

В рамках программы конференции были предусмотрены лекция Александра Асмолова «Стратегия развития личностного потенциала как символ антропологического поворота в образовании»; интересные панельные дискуссии, мастер-класс, презентации опыта и обсуждения с участием ведущих экспертов России по развитию личностного потенциала; интервью писателей, авторов бестселлеров для семейного чтения «Время всегда хорошее», «Хочу в школу!» Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского на тему «Что нужно, чтобы школа стала мечтой для ребенка?».

Предлагаем Вашему вниманию материалы авторов «Учительской газеты» Андрея Нестерова и Светланы Руденко, размещенные по результатам конференции.

«Мы знаем, как»

Автор: Андрей Нестеров

Развитие личностного потенциала педагогов и школьников - залог прогресса.

«Испытания делают нас сильнее. Каждому учителю важно уметь управлять собой, быть в ладу с миром, научить этому ребенка и поддержать его. Мы знаем, как развивать эти навыки. У нас есть методики, которые подтверждены практикой, есть программы для педагогов. И мы верим в ценность того, что делаем и уже сделали!» - с этих слов Петра Положевца, исполнительного директора Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» началась II Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования».

Стоит отметить, что Программа по развитию личностного потенциала реализуется фондом с 2018 года. На данный момент в ней участвует более тысячи образовательных организаций из 20 регионов РФ. Ее цель - помочь ребенку научиться управлять своими внутренними ресурсами, мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействовать с другими, ставить цели и быть ответственным за свою жизнь. Программа создает условия для формирования индивидуальной траектории социализации каждого ребенка, его гармоничного развития с учетом имеющихся способностей и ресурсов, обеспечивает ему психологическую поддержку.

Сквозной темой конференции стала мотивация. Что движет нами на пути изменений и личностного развития? Как помочь ребенку и педагогу найти в себе желание, настойчивость прилагать усилия и двигаться к намеченной цели?

«Выдающийся физик Альберт Эйнштейн говорил: “Нельзя использовать старые карты, чтобы исследовать новый мир”», - подчеркнул в своем выступлении председатель Экспертно-стратегического совета, научный руководитель фонда «Вклад в будущее», академик РАО Александр Асмолов. - Реализуя программу развития личностного потенциала, мы создаем новые карты. Для нас очень важны слова знаменитого психолога Виктора Франкла: "Кто знает зачем, найдет любое как". Но не стоит забывать и предостережение русского поэта Александра Галича: "Бойся тех, кто скажет: "Я знаю, как надо!"»

Речь академика изобиловала многочисленными цитатами, меткими афоризмами, оптимистичными утверждениями и даже вредными советами для педагогов в стиле Григория Остера.

Несколько иным по содержанию был доклад руководителя направления «Методология и оценка» Программы по развитию личностного потенциала фонда «Вклад в будущее» Елены Дирюгиной. Она рассказала о результатах реализации программы, полученных в ходе исследований, проводимых на протяжении трех лет.

«Мы начали с обучения управленческих коллективов и педагогов, чтобы через них влиять на результаты ребенка, - сообщила Елена Георгиевна. - Нас интересовало, как коррелируют итоговые результаты с тем, что было замерено на выходе. Конечно же, корреляция не то же самое, что причинно-следственные связи, но важно понять, в каком направлении идут изменения у участников программы. И вот что мы видим.

Исследования управленческих команд по целому ряду показателей свидетельствуют о прогрессивных изменениях практически по всем пунктам. Так, снизилась установка на неизменность интеллекта, люди поняли, что, как говорил психолог и педагог Алексей Леонтьев, "способности сами по себе важны, но гораздо важнее способность управлять способностями". Повысилась позитивная мотивация - когда мы понимаем, что делаем нужное и важное дело. По всем показателям жизнестойкости (вовлеченность, контроль, принятие риска) наблюдается уверенный рост. То же самое касается ответственности, толерантности к неопределенности, самоэффективности, системной рефлексии.

Несколько иную динамику продемонстрировали педагоги, участвующие в программе. Здесь положительные сдвиги заметны по 4 из 10 исследуемых характеристик. Это касается имплицитной теории интеллекта, профессиональной мотивации, жизнестойкости и стиля педагогического общения. Отрадно, что учителя от деспотического, требовательного, отстраняющегося и выжидающего стилей все чаще переходят к объясняющему, направляющему, подстраивающемуся и вовлекающему. Также налицо преобладание установки на рост, а не данность (уход от догмы "что дано с рождения, того не изменишь!"), повышение мировоззренческой активности (формирование собственной картины мира), активная жизненная позиция.

Правда, что касается корреляции личностного потенциала педагога и результатов учащихся, то тут стойкая взаимосвязь наблюдается конкретно в плане развития внутренней мотивации к обучению, - отметила Елена Дирюгина. - Тем не менее она есть, и уже это говорит о главном: позитивные изменения в личности учителя приводят к тому, что дети с бо́льшим интересом начинают относиться к учебе.

Чем более творческая среда создана в образовательной организации, чем больше там педагогов с высоким уровнем развития личностного потенциала, тем более высокий уровень креативности демонстрируют дети, тем выше уровень их мотивации, тем интереснее им учиться и развиваться.

Что же касается развития так называемых 4 "К" (критическое мышление, коммуникативность, креативность и кооперирование), то были сравнены группы учащихся, где работают подготовленные нами педагоги, с группами, где таковых нет. Как оказалось, очень многое зависит от возраста детей. В 4‑м классе, например, статистических различий нет, в 5‑м они уже появляются, в 7‑м классе их становится еще больше, а в 8‑м наблюдаются стойкий рост по всем четырем компетенциям.

Вывод напрашивается сам собой: чем более творческая среда создана в образовательной организации, чем больше там педагогов с высоким уровнем развития личностного потенциала, тем более высокий уровень креативности демонстрируют дети, тем выше уровень их мотивации, тем интереснее им учиться и развиваться. Поэтому мы хотим, чтобы таких учителей и таких школ стало больше!» - заключила Елена Дирюгина.

Я хочу в школу!

Автор:  Светлана Руденко

Физики и лирики о подростковой литературе и смысле жизни

Почти все дети мечтают пойти в школу. Готовятся к ней, как к волшебной сказке, потом за год-три резко разочаровываются, так что впору туда из-под палки гнать. В чем дело? Об этом говорили исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее» Сбербанка Петр Положевец и детские писатели из Республики Беларусь Евгения Пастернака и Андрей Жвалевский. Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский - авторы семейных бестселлеров, известных не только у себя в стране, но и в России, «Время всегда хорошее», «Охота на василиска», «Я хочу в школу!» и многих других. Им пришло более 144 вопросов на видеоконференцию, а 15 авторов самых интересных из них получили полную подписку аудиокниг писателей от благотворительного фонда. Примечательно, что беседой с писателями завершилась Всероссийская научно-практическая конференция по развитию личностного роста. И это не случайно. Так получилось, что разговор вышел многоплановый и необычный, не только о подростковой литературе, о детско-родительских отношениях, но и том, как должна меняться школа, чем она может помочь ребенку и сделает ли его счастливым. А тон беседе, как всегда, задал Петр Григорьевич.

Ты пришел в этот мир...

- Вирусное видео рэпера Сули Брекса из Северного Лондона в 2013 году набрало десятки миллионов просмотров всего из-за одной фразы: «Я люблю учиться, но не люблю школу», - вспомнил Петр Положевец. - Ребенок идет в первый класс. Ему нравится в школе. Каждый день он задает, как подсчитали ученые, около 400 вопросов. С пятницы он ждет не дождется понедельника, чтобы бежать в школу. А к пятому классу он задает не больше десяти вопросов и ненавидит понедельники.

В школе ему попадаются разные задания. Например, такое: «Ты пришел в этот мир. Опиши, что ты почувствовал». И маленькая девочка пишет: «А что я могла почувствовать? Я только родилась». Как не погасить детскую мотивацию? Не отбить у детей желания задавать вопросы?

Веер возможностей

По мнению Евгении Пастернак, в классе, где 35 человек, это сделать сложно, практически нереально. Сейчас очень важно разнообразить школу, предоставить веер возможностей детям. Хочешь в кадетскую школу или в традиционную, или еще в какую другую - выбирай. Дети разные: кому-то хочется сидеть в тишине и слушать учителя. А кто-то гиперактивен. Одну математику можно миллионами способов объяснять. Важно, чтобы школа дарила ощущение счастья, давала возможность одерживать победу над собой. Евгения также отметила, что советские отличники были загружены по полной - 24/7, и это приносило им радость, а сейчас, к примеру, ее дочери зачастую на уроках скучают.

На вопрос, какой будет школа через 15‑20 лет, Андрей Жвалевский заявил, что это будет место, где перестанут давать рыбу, а будут давать удочки. «Человек учится каждый день, это надо делать непрерывно, история с ковидом показала, как много времени можно сохранить, но это работает только с мотивированными детьми», - пояснил он.

«Будущее за гибридным образованием», - подтвердил Петр Положевец. И привел в пример Данию, которая разрешила школьникам пользоваться гуглом на экзаменах, на министра образования накинулись журналисты, но он стоял на своем: самое главное - доверие к детям. «А вообще, - помечтал Положевец, - вижу школу без классов, стен, учебников».

Сейчас очень важно разнообразить школу, предоставить веер возможностей детям. Важно, чтобы школа дарила ощущение счастья, давала возможность одерживать победу над собой.

Писательский дуэт

Физики по образованию, лирики в душе - так можно сказать о потрясающем писательском дуэте Андрей Жвалевский - Евгения Пастернак. Они действительно мечтали заниматься наукой: в университете с утра до вечера зубрили законы термодинамики, строчили курсовые. Но, после того как дети пожаловались им на скудный выбор подростковой литературы, решили податься в лирики и стали писать истории для ребят. Сегодня в их творческой копилке более 50 совместных книг, причем читают авторов и взрослые.

Авторы не только пишут вместе, они муж и жена, знают друг друга давно. Почему стали писать для подростков, Евгения улыбается:

Евгения: Наверное, потому что мы сами еще подростки, не вышли из этого прекрасного возраста. К тому же писать для 13‑14‑летних гораздо интереснее. А вот скажите мне поговорить о чем-нибудь со взрослыми, обсудить их проблемы, и я уже в тупике. Хотя мы не делаем четкого разграничения, мол, наши книги только для детей и подростков. Они и для родителей. Им будет интересно и полезно почитать те же повести «Охота на василиска», «Пока я на краю».

Андрей: Подростковые проблемы - это то, что нам близко и понятно. На своем примере и примере своих детей я осознал: подростковые проблемы не меняются. Школьников сегодня беспокоит то же, что беспокоило нас в свое время: поиск своего места в жизни, первая любовь, непонимание родителей. Возможно, поэтому у нас получается писать для подростков, мы пишем с себя, а получается, что и с них.

- По образованию вы физики. Удалось хоть несколько дней поработать по специальности или сразу после получения диплома взялись за книги?

Андрей: Я в физику пришел сознательно, мечтал посвятить ей всю жизнь. Со второго курса сидел в лаборатории, занимался измерениями. На третьем курсе вышла первая научная работа, в которой я был упомянут. Получив диплом, еще полтора года просидел в лаборатории. Но это был 1991 год, тяжелое время. У меня был маленький ребенок, его нужно было кормить, и я сбежал зарабатывать деньги. Хотя с удовольствием бы занимался физикой и дальше.

Евгения: А я и дня не работала по специальности, хотя тоже поступала по призванию. Увидев, где мне предстоит работать, я сбежала, поняла, что это не для меня. И до сих пор не жалею о своем решении.

На вопрос, как сделать книги кумирами для детей, Андрей отметил, что мало книг становится культовыми, по пальцам можно пересчитывать.

Андрей: Это на самом деле волшебство, я, к примеру, сразу назову лишь «Сойку-пересмешницу» и «Гарри Поттера», - признался Жвалевский, вместе с Евгенией они рассказали, что все свои книги пишут с экспертами.

Поделились детские писатели и своими мечтами. Так, Евгения призналась, что мечтает остановить насилие в любом виде, а Андрей Жвалевский хотел бы достигать всего в своей жизни за счет развития, тренировки личностного потенциала.

Ну а подвел итоги встречи, да и всей конференции, исполнительный директор фонда «Вклад в будущее» Петр Положевец, заявивший: «Каждый ребенок - огромная ценность, и об этом нужно помнить».


Назад

Программа

Программа по развитию личностного потенциала

О программе

Заполните форму для внесения вклада

Действуя в настоящем, мы думаем о будущем!
Присоединяйтесь!

Я

Новости