В 30 регионах РФ завершилось обучение первых команд управленцев школ и детских садов по ППК «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды»

6 и 7 апреля 2022 года состоялись защиты управленческих проектов по созданию личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС) в 18 школах и 7 детских садах Саратовский области и Краснодарского края. Проекты защитили управленческие команды, которые прошли обучение по программе повышения квалификации «Управление созданием ЛРОС».

Саратовская область и Краснодарский край замыкают обучение первых управленческих команд регионов силами федеральной обучающей и сопровождающей команды (ФОСК) в рамках Программы по развитию личностного потенциала — это регионы III конкурсного отбора, который прошёл в 2021 году.

Таким образом завершилась целая веха в реализации Программы по развитию личностного потенциала. Первые управленческие команды 30 регионов были обучены федеральной обучающей и сопровождающей командой. Всего силами ФОСК обучено 1765 управленцев и членов региональных обучающих и сопровождающих команд (РОСК) из 31 региона, включая Башкортостан. В обучении приняли участие 304 школы, 98 детских садов и 15 организаций дополнительного образования.

В 2018 году первопроходцами стали пилотные регионы Ярославская и Калужская области, а 2019/2020 учебном году подготовку проходили регионы, ставшие финалистами I конкурсного отбора. Педагогов пилотных регионов и десяти регионов первого конкурсного отбора обучала команда преподавателей из МГПУ, МГУ и ВШЭ. Обучение проходило в очном формате непосредственно в регионах на площадках Институтов развития образования. Параллельно включённым наблюдением обучались члены РОСК, которым предстояло в будущем самостоятельно проводить обучение для педагогов и управленцев 2 и 3 волны.

В дальнейшем, в связи с пандемией, формат обучения изменился на онлайн. Но, как отмечали участники, это никак не отразилось на его эффективности.

Реализация проекта началась в ноябре 2018 года. Тогда стартовало обучение в пилотных регионах — Калуге и Ярославле. Руководители первых 10 школ и 2 детских сада Калужской области прошли обучение по программе повышения квалификации «Управление ЛРОС».

С октября 2019 года по февраль 2020 очно были проведено обучение в регионах I конкурсного обора, осенью 2020 года и зимой 2021 — в онлайн-формате прошло обучение команд регионов II конкурсного отбора. Финалисты III конкурсного отбора также учились онлайн.

В ходе обучения управленческие команды погружались в проблематику личностного потенциала, осваивали инструменты его развития, знакомились с методологией средового и компетентностного подхода в образовании, персонализированной моделью образования, а также разрабатывали концепции проектов создания ЛРОС в своих школах и садах. Далее концепции при поддержке экспертов Программы дорабатывались до полноценных проектов, участники обучения защищали их и воплощали в жизнь.

За время реализации Программы по развитию личностного потенциала участниками обучения было разработано и реализуется 410 проектов создания ЛРОС во всех 30 регионах. Всего же разработанных на данный момент проектов — 932 в 31 регионе РФ.

Первые общеобразовательные учреждения из Калуги и Ярославля — 24 школы и детских сада — в этом году заканчивают первый этап реализации Программы.

Программа по развитию личностного потенциала реализуется в партнерстве с МГПУ и Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ.

imgonline-com-ua-Shape-4Pxk47C6b40Hiy.png
Андрей Наумович Иоффе

По итогам представления управленческих проектов

«В 2018 году, когда образовательные организации Калужской и Ярославской областей стали первопроходцами в новом деле по развитию личностного потенциала в образовании, были туманны и непонятны перспективы, возникли серьёзные опасения восприятия администраторами и педагогами данного направления как искусственного и ненужного. Сопротивление периодически можно было ощутить почти физически. Но сразу же появились управленческие команды, проникшиеся данными идеями, готовые экспериментировать, меняться, находить новые идеи. Они стали лидерами, локомотивами и вдохновителями всей нашей работы.
Читать дальше
Свернуть

4 сентября 2019 года официально в Московском городском педагогическом университете появилась Лаборатория развития личностного потенциала (в 2021 году добавилось «в образовании»). Менялся состав сотрудников и оставались те, кто был с самых первых шагов. Нас покинул идейный вдохновитель Александр Матвеевич Моисеев, но его идеи, энергия и вдохновение с нами по сей день. Был период, когда приходилось прилетать из одного города, а на следующий день улетать в другой, успев только поменять вещи и повидать родных. Были усталость и мучительные поиски, корректировка планов и оформление занятий в соответствии с требованиями. Только творческие идеи и мысли наших коллег из регионов помогали сохранять уверенность.

Непросто дался переход в дистанционный формат. Пришлось переделывать уже сложившиеся формы, корректировать занятия, изменять методические подходы. Пришлось осваивать цифровые ресурсы, помогать преподавателям и педагогам чувствовать себя более комфортно в новых условиях.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что сделано большое дело. Программа по развитию личностного потенциала для многих стала не просто очередной функциональной обязанностью, но объединила многих прекрасных профессионалов, дала образцы конструктивного сотрудничества и доброжелательной атмосферы в образовании. Три программы повышения квалификации вошли в федеральный реестр программ, открылась магистратура МГПУ по развитию личностного потенциала, вышли методические материалы, связанные с Программой. Всего прошло 31 выступление управленческих команд субъектов РФ с итоговыми управленческими проектами. Они были разными, но в каждом была какая-то мысль, а также попытка подумать об изменениях для поддержки всех участников образовательных отношений.

Для меня лично обучение управленцев стало периодом открытий, надежд на лучшее будущее образования, пространством обмена идеями в нахождении важных смыслов. 4 года прошли быстро и медленно, были яркими и насыщенными, удивительными и сложными. Важно было за отчётами и формальностями, цифрами и показателями не забывать о том, ради чего всё затевалось. Все сотрудники Лаборатории и нашего более широкого сообщества нашли много друзей и тех коллег, которые всегда поддержат, поймут, подстрахуют, не будут обвинять, а помогут. Это тот уникальный случай, когда на работе получаешь удовольствие от общения. Именно это хочется сохранить и приумножить. Пусть так будет как можно чаще в образовании — учиться с улыбкой, работать с радостью, общаться с уважением друг к другу».

Свернуть

Назад