Программа
В мире, где границы между дисциплинами стираются, а вызовы становятся всё более комплексными, важность метапредметных компетенций выходит на первый план. Благодаря поддержке и экспертизе фонда «Вклад в будущее» образовательные учреждения из самых разных регионов России получают возможность внедрять инновационные методики обучения, направленные на развитие таких компетенций. Учащиеся не просто запоминают факты и формулы, они начинают развивать критическое мышление, творческий подход к решению задач и умение эффективно взаимодействовать с окружающими. Это делает каждого ученика не только образованным, но и готовым к жизни в современном мире.
Как каждый участник образовательного процесса может внести свой вклад в создание атмосферы, где развитие этих навыков будет не только приветствоваться, но и активно поощряться? Этот вопрос стал главным на стратегической сессии «Метапредметные навыки и современные грамотности: важность в цифровом мире и необходимость их оценки и развития у детей», которая состоялась в стенах НИУ ВШЭ 11 сентября.
Организатором мероприятия выступила лаборатория измерения новых конструктов и дизайна тестов Института образования НИУ ВШЭ (Центр психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ). Благотворительный фонд «Вклад в будущее», являясь партнёром Института образования НИУ ВШЭ, активно использует инструмент диагностики универсальных метапредметных компетенций. Более того, Фонд выступает одним из ключевых заказчиков развития этого инструмента, что подтверждает приверженность идее качественного образования и развития современных грамотностей у подрастающего поколения.
В ходе стратегической сессии участники погрузились в обсуждение вопросов, связанных с внедрением инструментов для оценки метапредметных результатов учащихся. Программа включала в себя установочные доклады, оживленные дискуссии и работу в группах.
Мероприятие было призвано решить несколько важных задач:
Во время стратегической сессии поднимались вопросы об эффективности различных методов развития универсальных компетенций. Также участники дискуссии хотели понять, какие условия необходимы для развития этих компетенций.
Александра Янченко, руководитель направления «Методология и перспективные исследования» программы «Развивающая среда», представила доклад на тему «Что способствует формированию компетенций “4К”? Опыт программы “Развивающая среда”». Компетенции «4К» — это ключ к успеху в современном мире, который открывается детям благодаря образовательной среде, где взаимодействие играет ключевую роль. Набор таких компетенций включает в себя критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию.
Практической основной доклада стали ключевые результаты исследований программы «Развивающая среда» Фонда «Вклад в будущее» в части метапредметных компетенций, а также обобщенные результаты исследований эффектов программы за 2017–2023 гг. в 30 регионах России.
В этом контексте опыт Фонда уникален. Благодаря исследованиям, проведённым в 30 регионах России, команда Фонда «Вклад в будущее» сформировала глубокую экспертизу в данной области. Участникам сессии были представлены результаты изучения условий, которые влияют на развитие универсальных компетенций у учащихся. Эти исследования показали, что важно не только развивать компетенции и навыки педагогов, но и трансформировать культуру образовательных организаций в целом.
В качестве участников онлайн-дискуссии также были приглашены образовательные организации-участницы программы «Развивающая среда». Результатом дискуссии стали рекомендации по развитию инструмента диагностики «4К» с точки зрения повышения его практической применимости и актуальности в педагогической практике.
Тел.: +7 (495) 669-08-08 (доб. 78915099)
E-mail: compliance@vbudushee.ru