Метапредметные навыки в современном образовании: как создать среду для их развития и оценки

В мире, где границы между дисциплинами стираются, а вызовы становятся всё более комплексными, важность метапредметных компетенций выходит на первый план. Благодаря поддержке и экспертизе фонда «Вклад в будущее» образовательные учреждения из самых разных регионов России получают возможность внедрять инновационные методики обучения, направленные на развитие таких компетенций. Учащиеся не просто запоминают факты и формулы, они начинают развивать критическое мышление, творческий подход к решению задач и умение эффективно взаимодействовать с окружающими. Это делает каждого ученика не только образованным, но и готовым к жизни в современном мире.


Как каждый участник образовательного процесса может внести свой вклад в создание атмосферы, где развитие этих навыков будет не только приветствоваться, но и активно поощряться? Этот вопрос стал главным на стратегической сессии «Метапредметные навыки и современные грамотности: важность в цифровом мире и необходимость их оценки и развития у детей», которая состоялась в стенах НИУ ВШЭ 11 сентября.

Организатором мероприятия выступила лаборатория измерения новых конструктов и дизайна тестов Института образования НИУ ВШЭ (Центр психометрики и измерений в образовании НИУ ВШЭ). Благотворительный фонд «Вклад в будущее», являясь партнёром Института образования НИУ ВШЭ, активно использует инструмент диагностики универсальных метапредметных компетенций. Более того, Фонд выступает одним из ключевых заказчиков развития этого инструмента, что подтверждает приверженность идее качественного образования и развития современных грамотностей у подрастающего поколения.

В ходе стратегической сессии участники погрузились в обсуждение вопросов, связанных с внедрением инструментов для оценки метапредметных результатов учащихся. Программа включала в себя установочные доклады, оживленные дискуссии и работу в группах.

Мероприятие было призвано решить несколько важных задач:

  • обсудить, насколько важны метапредметные навыки и почему их нужно развивать у детей;
  • проанализировать, какие современные инструменты можно использовать для оценки учебных и психологических достижений детей в государственных и частных школах;
  • определить, что мешает внедрять новые методики в школьную практику;
  • разработать модель взаимодействия с инструментами, чтобы она была удобной для всех участников процесса: НИУ ВШЭ, школ, родителей и самих учащихся.

Во время стратегической сессии поднимались вопросы об эффективности различных методов развития универсальных компетенций. Также участники дискуссии хотели понять, какие условия необходимы для развития этих компетенций.

Александра Янченко, руководитель направления «Методология и перспективные исследования» программы «Развивающая среда», представила доклад на тему «Что способствует формированию компетенций “4К”? Опыт программы “Развивающая среда”». Компетенции «4К» — это ключ к успеху в современном мире, который открывается детям благодаря образовательной среде, где взаимодействие играет ключевую роль. Набор таких компетенций включает в себя критическое мышление, креативность, коммуникацию и кооперацию.

Практической основной доклада стали ключевые результаты исследований программы «Развивающая среда» Фонда «Вклад в будущее» в части метапредметных компетенций, а также обобщенные результаты исследований эффектов программы за 2017–2023 гг. в 30 регионах России.

В этом контексте опыт Фонда уникален. Благодаря исследованиям, проведённым в 30 регионах России, команда Фонда «Вклад в будущее» сформировала глубокую экспертизу в данной области. Участникам сессии были представлены результаты изучения условий, которые влияют на развитие универсальных компетенций у учащихся. Эти исследования показали, что важно не только развивать компетенции и навыки педагогов, но и трансформировать культуру образовательных организаций в целом.

В качестве участников онлайн-дискуссии также были приглашены образовательные организации-участницы программы «Развивающая среда». Результатом дискуссии стали рекомендации по развитию инструмента диагностики «4К» с точки зрения повышения его практической применимости и актуальности в педагогической практике.

эксперт
Александра Янченко Руководитель направления «Методология и перспективные исследования»

«Мы хорошо понимаем, что из себя представляют универсальные компетенции и как их можно измерять. Наши следующие шаги — понять, как научить педагога управлять своим результатом? Как сформировать прозрачную коммуникацию вокруг применения доказательного подхода к изменениям в школе? Сегодня дискуссия позволила не только выявить барьеры, стоящие на пути внедрения новых инструментов в школьную практику, но и сформулировать рекомендации для повышения их доступности и актуальности для педагогов».

Назад
Новости