Что и как выбирает современный подросток в мегаполисе?

9–10 апреля прошла очередная XIV Международная научно-практическая конференция по проблемам развития эффективных практик социально-психологической помощи подросткам и их социальному окружению «Подросток в мегаполисе – 2024». Одним из интересных и содержательных событий на ней был круглый стол, организованный Благотворительным фондом «Вклад в будущее» совместно с ЮНЕСКО, ― «Что и как выбирает современный подросток в мегаполисе?». В течение трёх часов участники обменивались своим видением вопроса.

О чём говорят подростки, как они оценивают своё здоровье и удовлетворены ли жизнью, насколько они чувствуют себя способными принимать важные решения ― результатами исследований поделился советник ЮНЕСКО по образованию и здоровью Тигран Альбертович Епоян, обозначив таким образом ряд проблем, связанных как с физическим здоровьем, так и субъективным благополучием подрастающего поколения. Также он озвучил одно из возможных решений ― введение в школах специального образовательного курса по здоровому образу жизни. В продолжение темы представители Национальной академии образования им. И. Алтынсарина (Казахстан) Алмагуль Кенесхановна Мухамедханова и Жана Гажкеновна Жакиянова поделились опытом интеграции в систему образования такого курса, подчеркнув в своём выступлении роль государственных институтов в создании благоприятных условий для развития подростка и его самоопределения.

На возможностях самой школы в поддержке подростков в процессе выбора и самоопределения подробнее остановились директор «Французской гимназии» (Екатеринбург), которая является Центром развития личностного потенциала, Виктория Станиславовна Велижанина и её заместитель Эльмира Темиргазиевна Нигаматова: «Школа должна быть атмосферной! Это значит уютно организованное пространство плюс содружество детей, родителей и учителей». О том, как пространство школы, а вернее процесс его организации, трансформации влияет на развитие способности подростка выбирать, рассказала Ирина Анатольевна Виноградова, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник Лаборатории развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ.

Живой интерес вызвали выступления коллег из системы дополнительного образования: как помочь подросткам в самоопределении в сфере технологических специальностей (Мочалова Анна Сергеевна, Ассоциация участников технологических кружков, руководитель программы профориентации кружковцев и конкурса «Талант НТО») и искусства (Лобанова Лидия Валерьевна, сооснователь программы для подростков «Каскад. Проект как метод», директор Музея криптографии, Овчинников Степан Дмитриевич, куратор программ по взаимодействию со школами Дома культуры «ГЭС–2»), а также в онлайн-обучении (Криволапова Анастасия Анатольевна, аспирант Института педагогики СПбГУ, проектный менеджер АНПО «Школьная лига», организатор проекта «Мастерские роста»).

Любопытный опрос подростков и молодёжи с типологией социальных ролей, в которых видят себя подростки в будущем, был представлен Мячиной Ксенией, экспертом Дирекции академических партнёрств Сбера. Анна Макарчук, кандидат психологических наук, директор Центра толерантности в Еврейском музее, выделила неоднократно звучавшую на этой встрече мысль о необходимости предоставления подросткам самостоятельного выбора, об уважении нами, взрослыми, их решений, их взглядов и мнений, с чем трудно не согласиться.

В заключение Дмитрий Сизарев, руководитель направления «Продукты» программы «Развивающая среда» Благотворительного фонда «Вклад в будущее» и модератор сессии, поделился ссылками на разработки Фонда для подростков, среди которых было в том числе обновленное мобильное приложение «Мой выбор», и отметил: «Вопросы для нашего круглого стола ещё остаются, а значит будут новые встречи и новые проекты!»


Назад
Новости