Программа «Финансовая грамотность»

фг.jpg

- О ПРОГРАММЕ
- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
- КОНТЕНТНЫЙ УРОВЕНЬ
- КОММУНИКАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ
- IT-УРОВЕНЬ

О программе

Цель программы «Финансовая грамотность» (далее – «ФГ») - содействие формированию финансово грамотного человека и общества в целом за счёт создания серии доступных образовательных инструментов в области финансов, экономики и права для педагогов, родителей и детей от 5 до 18 лет.

Мероприятия программы реализуются на четырех уровнях – методологическом, контентном, коммуникационном и ИТ.

Методологический уровень

Ответ на вопрос «Чему необходимо обучать детей в области финансов и с какого возраста?» сформирован в виде карты компетенций, которая является методологической основой для создания любого продукта программы.

К. Д. Климентьев, эксперт Всероссийского конгресса волонтеров финансового просвещения

«Карта компетенций позволяет легко и грамотно простроить образовательный трек ребенка, охватив все необходимые темы, и увеличивать уровень освоения компетенций постепенно».

На методологическом уровне также разрабатываются продукты для профессиональной деятельности учителей различных предметов, а также педагогов дополнительного образования.

В 2020 году в части методологии планируется разработка контрольно-измерительных материалов для определения уровня знаний по финансовой грамотности, а также методическое пособие для инклюзивного образования.

Контентный уровень

На контентном уровне создаются образовательные материалы для детей, родителей и педагогов с ясным и интересным содержанием, актуальными ситуациями и героями, интерактивным форматом обучения.

1. Курс межпредметных заданий и задач по финансовой грамотности

Задания интегрируется в программы основного общего и среднего (полного) образования по учебным предметам: «История», «Иностранный язык», «География», «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Литература», «Технология», «Обществознание», «Математика». Курс апробирован и передан для использования «Цифровой платформе персонализированного образования для школы» и Сообществу педагогов по финансовой грамотности.

2. Курс по финансовой грамотности для старших дошкольников и начальной школы «Юный финансист»

Состоит из 5 занятий, содержащих обширный познавательный материал по теме финансов, и включает двигательную, командную, речевую и творческую деятельность детей. В процессе занятий участники совершают путешествие по странам и континентам, знакомятся с понятием «финансово-грамотное поведение», получают первый предпринимательский опыт, планируя бюджет на реализацию своей мечты.

Курс разработан в 2019 году участниками «Конференции по финансовой грамотности для педагогов», входит в пакет образовательных материалов «Комплексная программа для внедрения ФГ в школы», используется членами Сообщества педагогов по финансовой грамотности программы «ФГ».

Факты:

  • более 60 педагогов дошкольного образования, начальной школы и педагогов-организаторов уже используют материалы курса.

  • 4 000 детей прошли курс.

  • 70 % воспитанников овладели знаниями и справились с задачами.

На 2020 год запланирована адаптация курса для занятий с детьми с особенностями ментального развития и детьми, оставшимися без попечения родителей.

3. Программа развития финансовой грамотности для воспитанников детских домов

Цель этого проекта, созданного Сбербанком и БФ «Вклад в будущее», - формирование финансово грамотного поведения у выпускников детских домов за счет создания эффективных образовательных инструментов для преподавателей и контента, учитывающего бытовой и психический контекст ребенка. Методика программы основывается на развитии навыков посредством тренировки алгоритмов простых действий: составить список покупок, распланировать бюджет, поговорить с работником банка и др.

В этом проекте БФ «Вклад в будущее» выступает в роли эксперта, обеспечивающего методологию обучения детей и волонтеров, а также разработчиком образовательной программы. 

Экспертами образовательной программы и методики являются представители АНО «Центр равных возможностей для детей-сирот "Вверх"» и БФ для приемных детей «Шалаш».

Факты:

  • в 2019 году пилотная версия программы апробирована в 6 детских домах.
  • обучение по ней прошли 70 воспитанников Московской, Ивановской, Свердловской, Новосибирской, Магаданской областей и Хабаровского края.

На 2020 год запланированы обучение волонтеров педагогическому инструментарию для эффективного преподавания курса по финансовой грамотности воспитанникам детских домов и реализация цифровой инфраструктуры в формате платформенного решения. На платформе будет размещен курс обучения волонтёров и инструмент контроля и анализа результатов их деятельности. В будущем предполагается расширить контент курса, включив туда вопросы, связанные с дисциплиной, мотивацией, развитием различных навыков, адаптацией после выпуска из детского дома и др. Платформа позволит сделать программу открытой для всех желающих, обеспечив достойную подготовку преподавателей курса.

Коммуникационный уровень

Благодаря использованию коммуникационных инструментов создано, поддерживается и развивается «Сообщество педагогов, содействующих развитию финансовой грамотности». Дважды в год для участников сообщества проходят мероприятия по обучению преподавательским методикам и совместной творческой работе над созданием нового контента. Участники, разработавшие актуальный контент, получают возможность выезда на крупнейшие площадки России для его апробации.

Факты:

  • 100 педагогов из 30 регионов России и еще 130 педагогов, отобранных в сообщество в 2018 году, приняли участие в конференции в Москве в 2019 году.

  • 70 педагогов из Республики Татарстан отобрано в сообщество после конференции в г. Набережные Челны в октябре 2019 г.

В 2020 году членам «Сообщества педагогов, содействующих развитию финансовой грамотности» будет оказываться поддержка фонда, экспертов, менторов и тьюторов программы в реализации собственных проектов. Кроме того, педагоги сообщества получат доступ к пополняемой базе образовательных материалов программы «Финансовая грамотность».

ИТ-уровень

В 2019 году фонд запустил финансовую игру-симулятор «Вклад».

Vklad.png

Игра представляет собой мобильное приложение «Вклад», позволяющее ребенку перенестись во взрослую жизнь и попытаться достичь высокого уровня финансового благополучия, учитывая потребности и интересы всех членов семьи.

Игра симулирует 10 лет жизни. Главная задача игрока - заработать как можно больше денег с помощью различных финансовых инструментов: акций, облигаций, вкладов, а также инвестиций в собственное образование и здоровье. При этом часть средств необходимо направлять на страхование своих активов (как и в жизни, в игре происходят неприятности). Игрокам необходимо следить за лентой новостей, корректируя свои инвестиционные решения.

Игра не требует специальных знаний о финансах, а учит школьников планировать, принимать решения, критически мыслить и оценивать рентабельность своих вложений в условиях, приближенных к реальной жизни.

Факты:

  • 50 000 человек уже установили мобильное приложение;

  • из них 34 500 - активные пользователи;

  • игра попала в ТОП-20 бесплатных приложений в App store и в ТОП-3 Android;

  • на конец 2019 года сыгран 1 млн игр;

  • каждый пользователь в среднем сыграл в игру 23 раза, меняя стратегии более 5 раз от более рискованных до консервативных;

  • рейтинг игры в App store - 4,8, в Google Play - 4,5.

Игра показала высокую степень заинтересованности и вовлеченности аудитории. В отзывах участники рефлексировали по итогам игры, отмечали ее полезность для формирования финансово грамотного поведения.

Мнения экспертов

эксперт
Анна Зеленцова Стратегический координатор проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

«Сегодня школа сама может решать, какой предмет ей выбрать для внедрения в качестве факультативного курса. Это сообща определяют учителя, родители, школьные советы. И многие учебные заведения выбирают именно финансовую грамотность, что, конечно, очень радует. Многие учебные заведения уже ввели курс финансовой грамотности с начальной школы до выпускных классов».

эксперт
Сергей Швецов Первый заместитель председателя ЦБ РФ, руководитель службы по финансовым рынкам Банка России

«Мероприятия по обучению финансовой грамотности должны быть обязательными. Именно использование возможностей средней школы дает нам гарантию, что на горизонте 10-15 лет мы получим в целом финансово-грамотное активное население».

эксперт
Ханнес Чопра Генеральный директор «Сбербанк Страхование»

«Вопрос планирования нашего финансового будущего всегда будет актуальной темой для любого поколения. Особенно важно это для молодежи, поскольку это поколение будет жить гораздо дольше, чем когда-либо прежде. И если вы планируете ваше финансовое будущее недостаточно серьезно, не начав это делать как можно раньше, вы столкнетесь со сложностями».

Заполните форму для внесения вклада

Действуя в настоящем, мы думаем о будущем!
Присоединяйтесь!

Я хочу
Сделать вклад в будущее!
Назад

Библиотека

Подборка

Пережить карантин: развиваем лучшее в нас и наших детях

Узнать больше
Подборка

Школа на карантине: советы и рекомендации в помощь учителям

Узнать больше
Дайджест

Игры, лекции, учебные пособия и тренажеры для саморазвития и образования детей

Узнать больше
Подборка

Родителям и педагогам: статьи о воспитании и образовании детей в XXI веке. Часть 1

Узнать больше
Подборка

Родителям и педагогам: статьи о воспитании и образовании детей в XXI веке. Часть 2

Узнать больше
Подборка

Образовательный проект: «Психология развития ребенка»

Узнать больше
Дайджест

Серия образовательных программ и проектов «Сбербанк для детей и родителей»

Узнать больше
Подборка

Образовательный проект «Учить учиться»

Узнать больше
Интервью

Лица Программы по развитию личностного потенциала

Узнать больше
Видео

Шалва Амонашвили отвечает на вопросы родителей

Узнать больше
Подборка

Фильмы и лекции об аутизме

Узнать больше
Презентация

О проектах по созданию личностно-развивающей среды в организациях Ярославской области, участвующих в Программе

А.В.Золотарева

Узнать больше
Презентация

Представление учебно-методического комплекта «Социально-эмоциональное развитие детей»

Е.В.Латыпова

Узнать больше
Презентация

Реализация Программы по развитию личностного потенциала в регионах

Екатерина Хаустова

Узнать больше

ЕduTech: эффективный переход в дистанционное обучение

Узнать больше
Презентация

УМК «Развитие личностного потенциала подростков» (8-11 классы)

Узнать больше
Книга

Покушение на школьные миражи. Уроки достоинства (Книга 2)

В. Тендряков

Узнать больше
Книга

Покушение на школьные миражи. Уроки достоинства (Книга 1)

В. Тендряков

Узнать больше
Исследование

Преадаптация к неопределенности: непредсказуемые маршруты эволюции

А.Г. Асмолов, Е.Д. Шехтер, А.М. Черноризов

Узнать больше
Статья

Где живет и как выглядит настоящая инклюзия?

Узнать больше