Более полумиллиона школьников посетили мероприятия ХI Недели высоких технологий и технопредпринимательства

С 14 по 24 марта 2022 года в школах России при поддержке Министерства просвещения прошла XI Всероссийская Неделя высоких технологий и технопредпринимательства (НВТиТ). Участниками онлайн и офлайн мероприятий суммарно стали 673 500 школьников, учителей, студентов из 76 регионов России.

Главная цель НВТиТ — дать детям из самых разных регионов страны возможность прикоснуться к миру технологий и естественных наук и познакомить с направлениями работы ведущих отечественных высокотехнологичных компаний. Важная задача проекта — сделать знания доступными для каждого, поэтому мероприятия Недели проходили офлайн и онлайн.

Онлайн-программа была разбита на дни, посвящённые высокотехнологичным отраслям — от искусственного интеллекта до космических технологий, от гидроэнергетики до квантового компьютера, от нанотехнологий до судостроения. Каждый из дней был посвящён деятельности крупнейших технологичных компаний страны, которые открывали учащимся доступ к программам профориентации и подготовили для учителей готовые уроки (всего за неделю их скачали более 9000 раз). В этом году организаторами Недели ВТиТ стали Фонд инфраструктурных и образовательных программ (Группа РОСНАНО), ПАО  «РусГидро», Госкорпорация «Роскосмос», Госкорпорация «Росатом», Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», Холдинг «Ленполиграфмаш» и Новокузнецкий алюминиевый завод (ОК РУСАЛ).

Например, Госкорпорация «Росатом» представила просветительский проект Homo Science, а его участники — блогеры, известные ученые и ведущие эксперты атомной отрасли России — рассказали ​​о том, какие атомные технологии разрабатываются сегодня, что и кто стоит за технологическими прорывами будущего и какие метаморфозы ожидают сферу науки в скором времени.

эксперт
Андрей Черемисинов Директор департамента коммуникаций Госкорпорации «Росатом»
«Как известно, Росатом — корпорация знаний. Носителями этих знаний выступают наши сотрудники, которых мы зачастую взращиваем со школьной скамьи. Эту амбициозную профориентационную задачу сегодня мы решаем благодаря просветительскому проекту Homo Science, созданному специально для молодежи. В него входят такие масштабные мероприятия, как ежегодная экспедиция "Ледокол знаний" на Северный полюс, Всероссийский “Атомный урок” и другие».
эксперт
Пётр Положевец Исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее»
«Одним из ориентиров нашей деятельности является содействие в развитии навыков и компетенций XXI века через образовательные технологии и методы обучения и воспитания. Особое место в нашей повестке занимает развитие ИИ в России. Наши готовые уроки в рамках НВТиТ по программам "Цифровые навыки и компетенции" и "Финансовая грамотность" оказались очень востребованными. Они вошли в ТОП-5 самых популярных материалов: в общей сложности их скачали более 1300 раз».
эксперт
Татьяна Глушкова Руководитель Центра программ ранней профессионализации Корпоративного университета РусГидро
«Возможность трансляции ценностей РусГидро и вопросов, связанных с прорывными технологиями в энергетике, на широкую аудиторию участников Недели высоких технологий и технопредпринимательства — неоценимый вклад в популяризацию отрасли. Растущее число просмотров наших прямых эфиров, большое количество скачиваний уроков демонстрируют нам важность этого процесса. Мы благодарим организаторов Недели и с нетерпением ждем встречи в будущем году».

Благодаря проекту «Атомный урок» школьники смогли узнать о проблемах экологии, способах получения энергии, о концепции безуглеродного будущего и основных направлениях её реализации, о широком применении атомных технологий — от сельского хозяйства до космоса, а также о современных «атомных» профессиях.

В сети всю Неделю шли лекции и открытые мастер-классы ведущих ученых, технопредпринимателей и популяризаторов науки, среди которых физик Дмитрий Побединский, футуролог Руслан Юсуфов, профессор РАН, доктор физико-математических наук Сергей Попов и многие другие. Один только эфир с химиком, доктором физико-математических наук, профессором РАН Артемом Огановым посмотрело 18 268 школьников, которые задали множество вопросов: о составе лунного грунта и земного ядра, твердости и прочности материалов, о сверхпроводниках.

Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» организовал уроки и вебинары о кибербезопасности, секретах создания эффективного цифрового продукта, об искусственном интеллекте и его возможностях.

РусГидро организовал в рамках Недели 4 онлайн-мероприятия. Участники Сообщества молодых работников Группы РусГидро рассказали участникам Недели о том, как они выбрали свою профессию и чем занимаются сейчас специалисты гидроэнергетики, теплоэнергетики, а также тепловых и электрических сетей. По итогам просмотра видео о профессиях #НайдисебявРусГидро был проведён конкурс на лучший конспект, который нужно было оформить в схематическом виде. Эксперты Корпоративного университета РусГидро и Новосибирской ГЭС провели для школьников прямые эфиры о карьерных возможностях, устойчивом развитии энергетики и раскрыли вопрос снижения углеродного следа посредством использования солнечной энергии. А в 11 регионах реализации Энергоклассов ПАО «РусГидро» были проведены уроки энергетической направленности по методическим материалам, разработанным к НВТиТ-2022.

Онлайн-программа была насыщена яркими событиями, такими как:

  • трансляция запуска космического корабля «Союз МС-21» с Байконура по сверхбыстрой двухвитковой системе (её посмотрели 745 676 зрителей);
  • виртуальная экскурсия на космодром «Восточный»;
  • возможность посетить первый в мире экспериментальный термоядерный реактор — ИТЭР или фабрику сверхпроводящих магнитов в Лаборатории физики высоких энергий;
  • виртуальная экскурсия в Темную комнату с компенсацией магнитного поля Земли, где тестируются самые большие в мире фотоэлектронные умножители.

В офлайн-программу XI Недели высоких технологий и технопредпринимательства вошло более 940 уникальных мероприятий от 244 научных и образовательных учреждений.

Среди них:

  • IT-практикумы. Например, ученики 1-5 классов школы МБОУ СШ № 17 Нового Уренгоя программировали роботов. А ученики из Новокузнецка изучали VR-технологии, познакомились с высокотехнологичным медицинским оборудованием и роботизированным производством машин.
  • мастер-классы по естественным наукам. Так, в Ростове-на-Дону в школе-интернате № 28 вместе с преподавателем кафедры теории и методики биологического образования ЮФУ старшеклассники разбирались с вопросом: «Можно ли стать человеком пауком?».
  • науко-квесты и креативные битвы, посвящённые фундаментальным и прикладным естественно-научным дисциплинам. Ученики МБОУ «Екатеринославская средняя общеобразовательная школа» попробовали создать собственную модель гидросиловой установки. А школьники из Таганрога предложили варианты использования IT для улучшения качества жизни в городе: от автоматизированных устройств для сбора и переработки мусора до разработки мобильных приложений, позволяющих строить индивидуальные туристические, образовательные и даже гастрономические маршруты.
  • лаборатории, позволяющие разработать собственный проект — от VR-маски до 3D-моделирования различных объектов. Школьники Сургута разрабатывали модель самолёта, эффективную с технической и экономической точки зрения в экстремальных условия Крайнего Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока.
  • фестивали, на которых учащиеся презентовали собственные разработки. В Челябинске прошёл фестиваль научно-технических проектов. Учащиеся представили взрослым, учителям, ученым прототипы собственных устройств, например, устройство для сбора мусора с водной поверхности или бизи-борд для развития мелкой моторики рук для лиц с ДЦП.

Во время Недели состоялось полсотни образовательных экскурсий на предприятия, в технопарки, на заводы. Новые технологии и сетевой формат позволили сделать такие экскурсии доступными. К примеру, школьники Мурманской области получили возможность посетить Кольскую АЭС, учащиеся из Санкт-Петербурга — «Средне-Невский судостроительный завод», а дети из Новосибирска — Институт катализа РАН и Обскую ГЭС.

эксперт
Антон Алексеев Генеральный директор АНПО «Школьная лига» (оператор НВТиТ)
«Мы не можем предугадать, какой профессиональный путь выберет сегодняшний школьник. Наша задача — показать, какие профессии перспективны и какие навыки, скорее всего, будут востребованы; задать ориентиры и предоставить все возможности, чтобы школьник пробовал, примерял и сам выбирал своё будущее».

Назад

Программа

Программа «Цифровые навыки и компетенции»

О программе
Новости