Универсальные компетентности и новая грамотность: движение к школе

Навыки XXI века более понятны и близки учителям старшего поколения, чем молодым педагогам. Таков один из выводов всероссийского опроса учителей, проведенного в рамках подготовки международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра»*. Предварительные итоги доклада, в подготовке которого принимают участие международные институты образования, были представлены на панельных дискуссиях Московского форума «Город образования».

Доклад инициирован и поддержан Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее».

Члены авторского коллектива – научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин и главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ Мария Добрякова на панельных дискуссиях форума рассказывали о том, как меняется в настоящее время рынок труда и требования работодателей к сотрудникам, об эволюции школьного образования. Они представили понятийную рамку универсальных компетентностей, которые – в дополнение к хорошим предметным знаниям – необходимо развивать у сегодняшних школьников для их успешности в будущем. «Наиболее устойчивым является выделение трех целостных универсальных компетентностей – мышления, взаимодействия с другими и взаимодействия с собой. В каждой компетентности есть более узкие умения. Однако списки этих умений не могут быть исчерпывающими, и в этом принципиальное преимущество рамки. Фокус делается не на сортировке конечного набора терминов, а на типе действия и поведенческих результатах, что позволяет соотносить рамку с любыми другими и дополнять ее новыми умениями в зависимости от конкретного контекста и содержания решаемых задач», - отметил Исак Фрумин.

Понятие «новая грамотность» в докладе разделено на две категории – базовую инструментальную грамотность (способности воспринимать и создавать информацию в аналоговой и цифровой среде, в том числе на языках программирования, применять математические инструменты в повседневной жизни) и базовые специальные современные знания и умения, относящиеся к различным сферам жизни. К последним относятся гражданская, правовая, финансовая, экологическая, научная «грамотности», «грамотность» в области здоровья (список можно расширять).

По словам экспертов, обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования возможно при полноценной и комплексной модернизации содержания и методов образования на всех уровнях и во всех учебных предметах, с помощью расширения практики формирования универсальных компетентностей и новой грамотности шире традиционных школьных форматов. Это потребует разработки специальных образовательных программ, методик и инструментов оценки, подготовки и поддержки педагогов.

Пока же примеры поддержки компетенций XXI века в школах чаще имеют несистемный характер. Более того, по результатам всероссийского опроса педагогов (4500 учителей из 85 регионов РФ; 3500 родителей из Москвы и Московской обл.), проведенного в ходе работы над докладом, большинство учителей уверены, что школа несет ответственность за получение школьниками хороших знаний по основным предметам, а, например, формирование умения планировать свое время – это задача семьи. Считают себя ответственными за умение школьников отличать достоверную информацию от недостоверной преимущественно учителя истории, биологии, химии и физики. Развитие у детей навыков общения и умения разрешать конфликты в качестве важных в своей деятельности назвали всего 29,5% опрошенных учителей. Опрос также показал, что навыки XXI века ближе учителям старшего поколения – от 50-ти лет и старше. Для них «хорошо выполнять свою работу» - это научить детей критически мыслить и учиться самостоятельно. При этом считают важным добиться от учеников устойчивых знаний только 19% из них, в то время как такую задачу называют приоритетной 41% учителей моложе 35 лет.

Участники панельных дискуссий на форуме «Город образования» высказали мнение, что молодые педагоги сегодня более всего нуждаются в научной поддержке, навигации по тенденциям трансформации школьного образования и в прогрессивных образовательных программах.

* Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д.Фрумин, М.С,Добрякова, К.А,Баранников, И.М,Реморенко – М.: НИУ ВШЭ, 2018 – Современная аналитика образования №2 (19).

Назад