21.04.2024
594
Article

Средовые факторы формирования навыков критического мышления у учащихся начальной школы

Формирование навыков критического мышления входит в состав ожидаемых результатов в образовательных стандартах многих стран, включая Россию. Актуальным становится вопрос: каким образом в школе развивать критическое мышление? Какой должна быть школьная среда для формирования критического мышления?

Средовые факторы формирования навыков критического мышления у учащихся начальной школы

Специалистами Благотворительного фонда «Вклад в будущее» было проведено исследование: в среде какого типа учащиеся начальной школы демонстрируют наиболее высокий уровень критического мышления. В исследовании приняли участие 1526 четвероклассников и управленческие команды 39 школ, участвующих в программе «Развивающая среда». Данные собирались в 2020, 2021, 2022 годах.

Было выявлено, что учащиеся показывают более высокие результаты при диагностике критического мышления в активной и творческой среде, более низкие ― в среде пассивной, догматической и безмятежной. Ещё один важный параметр среды, с которым связаны навыки критического мышления в начальной школе, ― это «структурированность», которая подразумевает:

  • ясную формулировку целей и ожиданий (в том числе персональных) для различных этапов образовательного процесса, промежуточных и итоговых критериев их достижения;
  • четкое определение границ приемлемого и неприемлемого, описанное в формате документа при активном участии школьников и педагогов;
  • зафиксированные поведенческие нормы для всех участников образовательных отношений, ритуалы, в процессе которых с этими нормами знакомят новых членов школьного сообщества;
  • предоставление конструктивной обратной связи как критерий оценки профессиональной деятельности педагогов;
  • прозрачность и обоснованность наград и взысканий;
  • проведение методической работы над ними на уровне школы и т. п.

Прикрепленные материалы

автор материала
В. А. Ясвин, Е. Дирюгина
Произведение
Размещено в учебных целях
Правообладатель
В. А. Ясвин, Е. Дирюгина
Источник заимствования
В. А. Ясвин, Е. Дирюгина
Назад