В феврале – мае 2022 года 172 преподавателя прошли программу повышения квалификации «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений: методология и технология обучения педагогических команд образовательных организаций» и пополнили региональные обучающие и сопровождающие команды (РОСК) 19 регионов: 11 регионов вступили в Программу по развитию личностного потенциала в 2021 году, ещё 8 регионов присоединились к Программе ранее и пополняют свои команды.
Участниками обучения стали сотрудники институтов развития образования и других организаций дополнительного профессионального образования, преподаватели педагогических университетов, а также педагоги школ и детских садов, готовые передавать опыт реализации Программы по развитию личностного потенциала.
Обучение проходило в два этапа: первый состоялся в феврале, второй — в апреле. В ходе обучения участники знакомились с методическими материалами, навигаторами и продуктовыми решениями Программы по развитию личностного потенциала, разрабатывали преподавательские проекты.
Содержание программы повышения квалификации разработано Благотворительным фондом «Вклад в будущее», Лабораторией развития личностного потенциала в образовании научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ, Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ.
Этим обучением завершилась большая работа по подготовке преподавателей и экспертов Программы по развитию личностного потенциала и по формированию РОСК в 30 регионах.
Андрей Наумович Иоффе Доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, заведующий Лабораторией развития личностного потенциала в образовании научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования ГАОУ ВО МГПУ
«Учить кого-то непросто, а учить учителей во много раз сложнее. Но ещё более ответственно обучение преподавателей, которые затем будут учить учителей. Для становления и стабильного развития любой системы важен прочный фундамент. В образовании его основу составляет работа преподавателя, который обучает педагогов, влияющих в дальнейшем на образ выпускника детского сада и школы. Именно такая цепочка создает значимый эффект и комплексный результат.
Читать дальше
Свернуть
В Программе по развитию личностного потенциала организаторы в небольшой степени выходят на прямое общение с управленческими командами и совсем не обучают педагогов. Поэтому таким важным шагом является создание в каждом субъекте РФ региональных обучающих и сопровождающих команд (РОСК) и подготовка их членов, которые передают смыслы и ценности, инструменты и технологии, ресурсы и практики.
В 2022 году для членов РОСК 30 регионов РФ завершается реализация двух программ повышения квалификации. Они стартовали в 2019 году в формате очных встреч, а затем продолжились и видоизменились в условиях пандемии, перейдя в дистанционный режим. Но их профессиональное развитие и информационно-консультационное сопровождение не закончатся: остаются постоянно действующие мастерские по разным направлениям, поддержка через супервизии, встречи по текущим вопросам, общие программные события (открытые конференции, фестивали, семинары от всероссийского до муниципального уровней).
Мы ответственны за тех, кого пригласили в Программу по развитию личностного потенциала и убедили в её значимости. В современном мире трудно переоценить роль помощи молодому поколению граждан России в их личностном становлении. Поэтому концепция личностного потенциала является важной в воспитании, в обучении на уроках, в оценивании, в дополнительных и внеклассных занятиях, работе с дошкольниками.
Аксиомой для нас является мысль Д. А. Леонтьева: „Способности важны, но важнее способность использовать свои способности“. Опираясь на это утверждение, можно также говорить о том, что результаты значимы, но процесс их достижения не менее актуален в личностном развитии. Эти три составляющие — ценности и смыслы, результаты и продукты, процессы и правила — не просто передаются преподавателям, но и переживаются в совместном взаимодействии с ведущими специалистами в педагогике и психологии.
Проектный, средовой, интерактивный, гуманистический, проблемный, культурологический, личностно-развивающий и системно-деятельностный подходы лежат в основе совместной работы. Каскадная модель позволяет масштабировать образовательные решения Программы по развитию личностного потенциала и быть уверенными в том, что создается надежная и практичная система, обеспеченная квалифицированными кадрами и инструментами. И это не колосс на глиняных ногах, а ресурсообеспеченный механизм, способный гибко реагировать на изменения, отвечать на возникающие вызовы времени и вносить вклад в общее процветание».
Свернуть
Команда Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования Томская область
«Выражаем большую благодарность за научно-практические погружения, которые прошли без напряжения, в комфортном эмоциональном режиме, но с огромной пользой, и которые особенно ценны в это непростое время. Спасибо за полученные знания, опыт профессионального взаимодействия и инновационной деятельности! Учились с большим удовольствием и интересом. Лекционные материалы имеют большое теоретическое и практическое значение. Все материалы ёмкие и профессионально представленные, реализованные так, чтобы можно было получить самые важные знания о развитии личностного потенциала, эмоционального интеллекта, ЛРОС и проектировании образовательной деятельности в контексте переживания. Важно иметь возможность отнести себя к какой-то системе, которая бы направляла жизнь и придавала ей смысл. Спасибо за эту возможность!»
Никулина Ольга Михайловна Руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования, Тамбовская область
«Большое спасибо всем организаторам, модераторам и преподавателям за вовлеченность, самоотдачу и мотивацию! Программа очень сложная с точки зрения организации, особенно на этом этапе — когда пришлось подстраиваться к новым требованиям цифровой среды, но вы своим примером показываете, что может сделать настоящая сплоченная команда. Такой команде все по плечу! Спасибо за то, что вдохновляете нас на творчество и развитие!»
Теперь в составе 30 региональных команд 575 человек: 56 из них являются преподавателями по двум программам, предназначенным для подготовки управленцев и педагогов образовательных организаций.
Всего же с 2019 года обучение по программе для подготовки управленцев прошли 169 преподавателей, для подготовки педагогов — 450 преподавателей. 40 участников РОСК вошли в состав федеральной команды, насчитывающей 112 участников, и сейчас проводят обучение в других регионах.
Обучение преподавателей и, как следствие, расширение РОСК в регионах — один из важных этапов реализации Программы по развитию личностного потенциала. В каждой образовательной организации – участнице Программы есть управленческая команда, состоящая из руководителя, его заместителей, педагога-психолога, других инициативных педагогов, которую уже обучила федеральная или региональная команда преподавателей. Но для системной реализации проекта создания личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС) в каждой образовательной организации нужна компетентная поддержка педагогического коллектива. Теперь региональным преподавателям, прошедшим подготовку, предстоит погрузить педагогов школ и детских садов в контексты и ценности Программы по развитию личностного потенциала, познакомить их с учебно-методическими материалами Благотворительного фонда «Вклад в будущее». Именно команде преподавателей предстоит масштабировать Программу на местах, включать в нее новые образовательные организации, обучать новые команды внедрения, сопровождать проекты создания ЛРОС, организовывать мероприятия по обмену опытом и лучшими практиками и т. д.