20.01.2021
1969
Article

Как остановить конвейер середнячков и изменить школу

Как остановить конвейер середнячков и изменить школу
«Уверенный пользователь ПК» — уже историзм, хотя ещё 50 лет назад это был явно навык из научной фантастики. «Инфостилист» — пока что неологизм. Востребованные умения и профессии меняются с невероятной скоростью. Рассказываем, как и чему нужно учиться, чтобы не оказаться за бортом корабля современности и будущего.
Знакомая нам сейчас школьная система, как ни удивительно, — результат работы педагога Яна Амоса Коменского, который жил в XVI–XVII веках. Его же считают основоположником классно-урочной системы, по которой сегодня работает большинство школ. Идеи Коменского оказали огромное влияние на развитие педагогики, но сегодня к ним стоит относиться критически. И вот почему задачи школы стали другими.

Профессор и доктор психологических наук Александр Асмолов говорит: «Классно-урочная система нужна только в стабильном мире, который не меняется, в котором человека можно вооружить рецептурным мышлением и стандартными решениями на все случаи жизни. Задача же современного подхода к обучению — научить ребенка адаптироваться к любым условиям и изменениям жизни». И тут появляется следующий вопрос — как это сделать.

От вопросов без ответа к ответам без вопросов

Один из главных навыков, которым должны обладать и дети, и взрослые — это умение учиться. Не дать человеку рыбу, а научить рыбачить. Сейчас система устроена так, что со временем многие дети теряют интерес к учёбе как таковой. Стихотворение Самуила Маршака наглядно иллюстрирует эту проблему:

Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «Почему?».
Если взрослые начинают требовать от ребёнка то, что ему неинтересно, любознательность начинает угасать. «Пропадает инициатива, самостоятельность. Если не давать ребёнку права на ошибку, то вскоре, выбирая между известным и неизвестным, он начнет отдавать предпочтение тому, с чем уже хорошо знаком. Это верный путь к застою», — говорит психолог Алексей Обухов.

Понятно, что мы не хотим, чтобы в этом застое оказались наши дети. Противостоять системе тоже сложно. Но есть простые вещи, доступные уже сейчас любому родителю и педагогу — надо учить детей анализировать, как мы мыслим, и использовать это знание на практике. Исследования показывают, что дети, которые перед выполнением задания задают вопросы, рассуждают и планируют дальнейшую работу, учатся лучше сверстников.

У умения учиться есть четыре основные составляющие.

1. Самоопределение и целеполагание

Целеполаг.jpg People vector created by pch.vector - www.freepik.com

Мы рождены, чтобы что?

Советскому человеку было просто: вся жизнь практически полностью предопределена. Школа — институт — работа — пенсия. Не то чтобы очень увлекательно! Поэтому люди и в такой строгой парадигме ищут то, что им по душе. То, что сделало бы их счастливыми. А работа и учёба мечты — это как раз то, что может осчастливить большинство. К счастью, сегодня уже никто не заставляет выпускника вуза трудоустраиваться только по специальности и вкалывать на одном заводе всю жизнь. У нас есть свобода выбирать то, что нравится. Но и это нужно уметь.

Как развивать?

Учителю недостаточно пересказывать учебник. Задача педагога — мотивировать ребёнка самостоятельно добывать информацию, анализировать её, задавать вопросы. Для этого Асмолов и коллеги-психологи из МГУ разработали специальные учебные активности (например, дискуссии, творческие и исследовательские задания), которые не только помогают усвоить практическую ценность пройденного материала, но и формируют у ребёнка самостоятельную, целостную картину мира.

Родителям важно прислушиваться к интересам ребёнка и поддерживать его искреннее любопытство. Освоить программирование? Встать на лыжи? Пойти в медицину? Чем больше человек попробует, тем шире будет выбор возможностей в будущем. Главное, чутко и с пониманием относиться к тому, что некоторые занятия могут быстро наскучить. Важно обсудить, почему рисование его достало, а глаза теперь горят от игры на тромбоне.

2. Работа с информацией

Работа_с_информ.jpg Data vector created by stories - www.freepik.com

Анализируй, запоминай, записывай

Сегодня человечество производит колоссальное количество данных, причём их объём ежегодно растёт на треть. Чтобы пережить такой информационный взрыв и не допустить информационной перегрузки, нужно быть фильтром, а не губкой. Важно не изолироваться от информации, а критически относиться к ней. (Кстати, недавно мы уже рассказывали, как и зачем это делать).

Как развивать?

Учителям стоит делать акцент не столько на запоминании информации, сколько на её понимании и самостоятельном осмыслении. Например, открытые вопросы вместо теста, проверка сочинений одних учеников другими, исследования вместо контрольных и больше творческих работ помогут детям научиться эффективнее работать с информацией. А ещё обычные конспекты можно заменить на интеллект-карты (mind maps) и скрайбинг (схематичная, но наглядная визуализация).

Родители помогут ребёнку научиться быстро читать, понимать и запоминать прочитанное, если просто будут уделять совместному чтению и обсуждению прочитанного немного времени каждый день. Взрослым освоить скорочтение, кстати, тоже будет нелишним. Плюс, вместе с родителями детям проще применять различные техники запоминания вроде старой доброй мнемоники.

3. Управление временем и собой

тайм_менедж.jpg Business vector created by vectorjuice - www.freepik.com

От цейтнота к дзену, от гнева к принятию

Крупнейшие корпорации уже давно используют методики управления временем и проектами. Пора использовать их и в образовании. В конце концов, чем школы и университеты хуже коммерческих компаний? Ведь учёба — ведущая деятельность в школьном и подростковом возрасте, на смену которой приходит труд.

Как развивать?

Учителя могут брать на вооружение техники управления временем, проверенные годами. К примеру, начинать урок с самого сложного и неприятного задания значит «съедать лягушку» (выполнять самую трудную задачу первым делом, не откладывая на потом). Научить школьников самоорганизации можно, познакомив их с понятием чёткого дедлайна и дав им шанс распоряжаться временем, отведённым на решение заданий, по собственному усмотрению. А для масштабных групповых задач можно использовать eduScrum — изначально менеджерскую, а теперь адаптированную для образования методику управления проектами.

Родители не обязаны делать с ребёнком домашнее задание и уж точно не должны решать задачки на сложение за него. Куда больше пользы будет, если они помогут ему организовать работу так, чтобы успеть и к школе подготовиться, и на кружок сходить, и почитать, и погулять. Плюс стоит поддерживать распорядок дня. Только не нужно искать в интернете какой-то «правильный» вариант. Лучший график — тот, который вы составите вместе с ребёнком, учитывая его пожелания и ваши знания.

4. Коммуникация, коллаборация

Коммуник.jpg People vector created by pch.vector - www.freepik.com

Договоримся, начальник (а ещё мама, папа, коллега, друг или супруг)

Хотя быстрый интернет и доступные смартфоны сделали голосовые и видеозвонки между любыми точками мира доступными, поколения цифровых аборигенов (англ. digital natives) всё равно предпочитают переписку в мессенджерах. Причина — социальная тревога, страх оценки и другие неприятности, связанные с живым общением. При этом его отсутствие приводит к низкому социальному, в частности эмоциональному интеллекту. Умение находить общий язык с разными людьми и договариваться — важнейший навык, без которого обойтись в гиперсвязанном (англ. hyperconnected) мире будет крайне проблематично.

Как развивать?

Учителя — не просто носители знания, которые транслируют его своим ученикам. Они должны мотивировать детей добывать информацию, проявлять интерес и инициативу, общаться друг с другом. Педагог — это человек, который организует совместную деятельность, помогает ученикам наладить сотрудничество. Групповые исследовательские и творческие задания на уроках — верный способ побудить детей общаться друг с другом.

Родители могут непосредственно заниматься развитием эмоционального интеллекта у ребёнка, просто разговаривая с ним. Правда, скупого вопроса «Как дела в школе?» мало. На него вы, скорее всего, получите такой же скупой ответ. Важен искренний интерес и желание узнать, что же там вообще могло произойти. Или в школе совсем скучно? Почему? А как ребёнок себя чувствует в связи с этим? А что чувствуют сами родители? Ну и, конечно, важно слышать мнение детей и прислушиваться к ним, не отвергая их важность и значимость. Как же тогда научиться договариваться, если родители всё время обесценивают твою позицию?


Данный материал является частью большого проекта, посвященного развитию у детей личностного потенциала и ключевых компетенций XXI века. О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как меняется мир, и показываем, какие навыки помогут ребенку гармонично жить в меняющейся реальности. Другие материалы проекта раскрывают темы развития социально-эмоционального интеллекта, финансовой и цифровой грамотности, когнитивного развития, инклюзии в школе и др. Проект подготовлен совместно с сайтом об образовании и воспитании детей Мел.

автор материала
Кирилл Матюпатенко
Назад