Программа по развитию личностного потенциала реализуется в Пензенской области с 2020 года в рамках соглашения между Пензенским отделением № 8624 ПАО «Сбербанк», Благотворительным фондом «Вклад в будущее» и Министерством образования Пензенской области. Оператор Программы РЛП — Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт регионального развития Пензенской области» (ГАОУ ДПО ИРР ПО).
4. Башмаковский район, 1 образовательная организация
МБОУСОШ № 2 р. п. Башмаково Башмаковского района Пензенской области
5. Белинский район, 1 образовательная организация
МОУ СОШ с. Поима Белинского района Пензенской области им. П. П. Липачёва
7. Вадинский район, 1 образовательная организация
МБОУ ООШ с. Вадинск им. Лёвина
8. Городищенский районн, 1 образовательная организация
МБОУ СОШ № 1 р. п. Чаадаевка
9. Земетчинский район, 1 образовательная организация
МОУ СОШ с. Красная Дубрава
10. Иссинский район, 1 образовательная организация
МБДОУ детский сад р. п. Исса
12. Камешкирский район, 1 образовательная организация
МБОУ СОШ с. Русский Камешкир
13. Колышлейский район, 1 образовательная организация
МОУ СОШ с. Трескино
14. Кузнеций район, 1 образовательная организация
МБОУ СОШ с. Большой Труев
15. Лунинский район, 1 образовательная организация
МБОУ СОШ с. Иванырс
16. Малосердобинский район, 1 образовательная организация
МБОУ многопрофильный лицей с. Малая Сердоба
18. Наровчатский район, 1 образовательная организация
МБОУ СОШ с. Наровчат
19. Неверкинский район, 1 образовательная организация
МБОУ СОШ села Неверкино
20. Нижнеломовский район, 1 образовательная организация
МБОУ СОШ с. Верхний Ломов имени И. И. Привалова
22. Пачелмский район, 1 образовательная организация
МОУ СОШ № 1 р. п. Пачелма
25. Сосновоборский район, 1 образовательная организация
МБОУ СОШ с. Индерка
26. Спасский район, 1 образовательная организация
МБОУ СОШ № 1 г. Спасска
27. Тамалинский район, 1 образовательная организация
МБОУ ООШ с. Малая Сергиевка Тамалинского района Пензенской области
28. Шемышейский район, 1 образовательная организация
МБОУ СОШ р. п. Шемышейка
15 400 детей |
488 педагогов |
217 управленцев ОО |
41 наставник |
22 члена РОСК |
16 региональных преподавателей подготовлены |
51 школа |
10 детских садов |
1 учреждение ДО |
В 2021 году творческий тип среды, в которой есть возможности для свободного развития активного ребёнка, преобладал только в 29 % образовательных организаций, в 2023 году — уже в 86 %. В среднем доля творческой среды повысилась на 15 п. п.
Увеличились показатели структурированности, эмоциональности, интенсивности, доминантности, осознаваемости образовательной среды.
В образовательных организациях реализуются инициативы детей и родителей, много внимания уделяется ученическому самоуправлению и развитию партнёрских взаимоотношений с семьями.
МБОУ СОШ № 2 с. Грабово им. Героя России С. В. Кустова развивает практику «Разные люди — разные события». Её цель — научить детей анализировать жизненные ситуации, определять эмоциональные состояния других людей и управлять своими эмоциями.
МБДОУ детский сад № 59 г. Пензы реализует проект «Юные журналисты». Дети сами выбирают темы репортажей, определяют, у кого взять интервью, участвуют в съёмке рубрики «Говорят дети».
В МБДОУ детском саду № 89 г. Пензы «Солнечный лучик» воспитанники участвуют в планировании и проведении событий, вместе со взрослыми пополняют «Родительскую энциклопедию», участвуют в творческих марафонах во «ВКонтакте».
В работу ПОС вовлечены 530 педагогов. В школах и детских садах развивается культура совместной командной работы, взаимодействия и сопричастности.
Педагоги, управленцы, родители, дети, местные сообщества получили возможность участвовать в управлении ОО и реализовывать инициативы.
Команда МБОУ СОШ № 56 г. Пензы им. Героя России А. М. Самокутяева разработала проект «Открытое пространство творчества и общения “Без границ”», который, по мнению экспертов Программы РЛП, вошёл в топ-8 проектов в 2020/21 учебном году (лидер команды — Н. Л. Переяслова).
МБОУ СОШ № 66 г. Пензы имени Виктора Александровича Стукалова стало призёром конкурса на апробацию пространственного решения «Кубрик» в 2022 году, МБДОУ ДС № 38 г. Кузнецка и МБОУ СОШ № 2 с. Грабово им. Героя России С. В. Кустова — в 2023-м.
МАДОУ «Детский сад № 11» г. Заречный — победитель регионального конкурса педагогических команд «Лидеры образования — 2023» в номинации «Дошкольные образовательные организации». Команда МБДОУ детского сада «Лукоморье» с. Засечное — финалист этого конкурса.
Команда МБОУ ЛСТУ № 2 г. Пензы достигла значимых успехов:
— стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшие практики наставничества»;
— получила диплом III степени Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лидеры современной школы» в номинации «Лучшая управленческая команда»;
— победила в региональном конкурсе педагогических команд «Лидеры образования — 2023» в номинации «Общеобразовательные организации»
и в областном конкурсе «Лучшие товары и услуги Пензенской области».
Победитель во Всероссийском смотре-конкурсе «Образцовый детский сад 2022-2023» — МБДОУ ДС № 38 г. Кузнецка.
Инициативы педагогов поддерживаются, в школах и детских садах действует система горизонтального обучения. Лучшие практики развития личностного потенциала систематизируются, описываются и представляются в профессиональном сообществе.
92 % управленцев заметили, что повысилась профессиональная компетентность педагогов.
У руководителей образовательных организаций снизилась интроецированная негативная мотивация, основанная на чувстве вины. Участники Программы РЛП стали менее критичными по отношению к себе.
Представители 16 образовательных организаций делились опытом создания личностно-развивающей образовательной среды на муниципальном уровне, 65 — на региональном, 15 — на межрегиональном, 10 — на федеральном.
Одно из ярких региональных событий, в котором приняли участие 14 образовательных организаций — семинар с представителями фонда «Вклад в будущее» и Лаборатории развития личностного потенциала в образовании (2023). Гости побывали на экскурсиях в МБДОУ детском саду «Лукоморье» с. Засечное, МБДОУ Лаборатории развития личностного потенциала в образовании детском саду № 89 г. Пензы «Солнечный лучик», МБОУ СОШ № 56 г. Пензы им. Героя России А. М. Самокутяева и МБОУ СОШ № 27 г. Пензы, а также на семинаре в МАОУ многопрофильной гимназии № 13 города Пензы.
I Слёт ЦРЛП прошёл в Самаре 27–28 марта 2023 года и собрал более 120 человек из 19 регионов России, а также из Республики Беларусь и Киргизской Республики. Участники из Пензенской области — сотрудники МБОУ СОШ № 66 г. Пензы имени В. А. Стукалова, МБДОУ детского сада № 89 г. Пензы «Солнечный лучик» и МАОУ многопрофильной гимназии № 13 города Пензы.
На II Слёт ЦРЛП, состоявшийся 24–27 января 2024 года в Калуге, от Пензенской области приехали руководители и педагоги практически всех ЦРЛП, члены РОСК. Слёт объединил свыше 300 единомышленников из 30 регионов России, Киргизской Республики.
9 методических разработок педагоги прислали на I и II Всероссийский фестиваль методических разработок «Через чтение к развитию личности» (2021 и 2022 годы).
Суммарно 31 заявку — на педагогический фестиваль «Лучшие практики развития личностного потенциала» в 2022 и 2023 годах.
1070 участников и 7 спикеров представляли регион на шести всероссийских научно-практических конференциях «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования».
7 педагогов стали финалистами I и II Всероссийского фестиваля «Через чтение к развитию личности». Методические разработки И. А. Каленовой (МАДОУ «Детский сад № 11» г. Заречный), Ю. В. Инюшкиной (МБОУ СОШ № 27 г. Пензы), А. С. Герасимовой (МБОУ СОШ № 56 г. Пензы им. Героя России А. М. Самокутяева) и И. Р. Разуваевой (МБДОУ детский сад № 139 г. Пензы «Берёзка») опубликованы на сайте Хрестоматии художественной литературы по развитию личностного потенциала.
14 практик отмечены экспертами и рекомендованы к публикации в сборниках по итогам I и II Всероссийского педагогического фестиваля «Лучшие практики развития личностного потенциала», их авторы:
— С. Г. Акмаева, К. С. Гаврилова, Л. В. Коротина, Н. Н. Рыбакова, Т. В. Федина, И. С. Воронкина, Е. В. Прокофьева, О. А. Пызарова, Т. А. Савушкина, И. В. Лыкова, С. А. Гордикова, Е. Н. Маракаева, Е. А. Филиппова, МБДОУ детский сад № 139 г. Пензы «Берёзка»;
— С. А. Бычкова, И. А. Каленова, Ю. В. Мукашева, О. В. Пиминова, М. В. Трушнина, В. Д. Фитье, МАДОУ «Детский сад № 11» г. Заречный;
— Е. В. Духачева, МБОУ ЛСТУ № 2 г. Пенза;
— И. А. Летавина, МБОУ СОШ № 27 г. Пензы;
— Н. В. Корженкова, О. Н. Чередова, МБДОУ детский сад № 89 г. Пензы «Солнечный лучик»;
— Е. С. Жильцова, Е. А. Жукова, Л. Р. Костромина, М. К. Цуренко, МБДОУ д/с «Спутник» с. Засечное;
— Л. А. Гордеева, Л. Ф. Огородова, Е. В. Ухаботина, МБДОУ ДС № 38 г. Кузнецка.
— А. С. Степанова из МБОУ ЛСТУ № 2 г. Пензы вышла в полуфинал Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Флагманы образования» в 2023 году.
— Е. Н. Никишина, педагог МБОУ СОШ р. п. Шемышейка, стала полуфиналистом Всероссийского конкурса «Воспитать человека» в 2023 году. О. А. Тихонова из МБДОУ детского сада «Лукоморье» с. Засечное вышла в финал и заняла 3-е место в этом конкурсе.
— В. Д. Фитье, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 11» г. Заречный, победила в Международном конкурсе имени Льва Выготского (2021). Во Всероссийском конкурсе педагогических работников, владеющих технологиями работы, соответствующими требованиями ФГОС дошкольного образования, она удостоилась звания победителя в 2021 году, ееёколлега Ю. В. Мукашева — в 2023-м. К. В. Перетокина — победитель регионального этапа XI Всероссийского конкурса «Воспитатели России».
— О. В. Таланина, педагог МБОУ СОШ № 49 г. Пензы, опубликовала статью «Формирование готовности младших школьников к реализации личностного потенциала в процессе учебной деятельности» (в соавторстве с В. В. Сохрановым-Преображенским) в журнале «Педагогическое образование и наука» (№ 3, 2022).
— В региональном научно-методическом и информационном журнале «Просвещение: проблемы и перспективы. Специальный выпуск» (ноябрь 2023 года) один из разделов был посвящён личностному потенциалу. В разделе опубликованы статьи членов РОСК, а также управленцев и педагогов — участников Программы РЛП.
— Педагоги г. Заречного публикуют свои разработки в сборниках серии «Педагогический калейдоскоп», которые издаёт МБУ «Информационно-методический центр системы образования города Заречного».
УМК «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» и «Развитие личностного потенциала подростков» реализуется в 20 школах во внеурочной деятельности, в 15 — на занятиях педагога-психолога. В большинстве детских садов работа с УМК «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» включена в непосредственную образовательную деятельность.
В 96 % школ и детских садов регулярно используют ресурсы Программы РЛП. Наиболее популярны учебно-методический ресурс «Школа возможностей», коллекция мультфильмов «Смотрим вместе», Хрестоматия художественной литературы по развитию личностного потенциала.
Педагоги МБДОУ детский сад «Лукоморье» с. Засечное используют событийный подход к организации образовательной деятельности, который даёт возможность учитывать интересы и потребности детей. В начале недели на утреннем круге обсуждается и задаётся тема, а затем происходит подготовка и проведение самого события.
В группах МБДОУ детского сада № 89 г. Пензы «Солнечный лучик» проводится «Детский совет», чтобы дети могли поделиться друг с другом новостями, обсудить планы на день, предложить интересные идеи или решить возникшие проблемы; для развития навыков коммуникации, кооперации, критического и креативного мышления используется приём «Фо Бокс Синектикс».
Педагоги МАДОУ «Детский сад № 11» г. Заречный делают акцент на развитии у детей навыков доброжелательного взаимодействия, управления эмоциями. В группах созданы социально-эмоциональные центры, «Уголки уединения» с применением технологий «Куб настроения» и «Дерево эмоций». Состоялась тематическая неделя «Я — человек», посвящённая эмоциям.
В МБДОУ детском саду № 139 г. Пензы «Берёзка» проводится «Час самоуправления», когда дети берут на себя ответственность и выступают в роли сотрудников. Подобный опыт есть и у коллектива МАДОУ «Детский сад № 7» г. Заречный, в котором организуется «День дублёра».
Позитивные изменения в социально-эмоциональном развитии детей зафиксированы в 94 % ОО.
48 управленческих команд (96 % опрошенных) отметили, что Программа РЛП помогает в решении задач воспитания и социализации детей.
На 3 п. п. увеличился процент четвероклассников с продвинутым уровнем критического мышления.
В школах и детских садах созданы зоны для творчества, игр и общения, центры детских инициатив и другие пространства. Во многих школах и детских садах появились «Открытая стена», «Квадрат настроения». Дети, родители и педагоги — активные участники всех пространственных изменений.
В МБОУ СОШ № 27 г. Пензы работает «Почта доверия» — специальный ящик, в который можно опустить письмо о любых своих мыслях, чувствах или переживаниях. Было важно создать безопасное место, чтобы дети могли рассказывать обо всём, что их беспокоит.
Команда МБДОУ детский сад «Лукоморье» с. Засечное создала площадку «Город детства». Здесь хозяева — дети. Пространство подстраивается под их любой игровой замысел, также оно открыто и для родителей, которые вместе с детьми могут конструировать, рисовать, моделировать или просто общаться в новой обстановке.
В детском саду также есть мастерская «Воображариум», включающая «Тайную комнату», зону творчества, мудборды, мягкую зону, уголок для чтения. Открытых пространств в детском саду становится всё больше.
Пространственно-предметная среда МБДОУ детского сада № 89 г. Пензы «Солнечный лучик» способствует развитию самостоятельности и инициативности детей. Используются «Термометр настроения», «Открытая стена» , разнообразные зоны для самовыражения и со-участия.
В МАДОУ «Детский сад № 7» г. Заречный появились центры активности «Хочу всё знать», «Творческая мастерская», «Страна музыки». Дети сами придумывают, как преобразовать среду детского сада.
В МАДОУ «Детский сад № 11» г. Заречный есть место, оформленное разноцветными ленточками, где дошкольники вместе с родителями размещают фотографии. Темы фотовыставок выбираются по итогам голосования или с учётом пожеланий детей.
МБДОУ детский сад № 139 г. Пензы «Берёзка» организовывает совместную работу с родителями в «Семейной мастерской». Например, в конкурсе «Придумай и изготовь эмблему своей группы» родители вместе с детьми придумывали и изготавливали из различных материалов эмблему группы и устанавливали её на участках для прогулки.
Тел.: +7 (495) 669-08-08 (доб. 78915099)
E-mail: compliance@vbudushee.ru