14.08.2024
168
Отчет

Итоги реализации Программы по развитию личностного потенциала в Пензенской области

Программа по развитию личностного потенциала реализуется в Пензенской области с 2020 года в рамках соглашения между Пензенским отделением № 8624 ПАО «Сбербанк», Благотворительным фондом «Вклад в будущее» и Министерством образования Пензенской области. Оператор Программы РЛП — Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт регионального развития Пензенской области» (ГАОУ ДПО ИРР ПО).

penza.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

География образовательных организаций
Ключевые факты
Основные итоги
Отзывы участников Программы
Полный отчет

ГЕОГРАФИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

график.png
1. Город Пенза, 19 образовательных организаций
Смотреть все организации
Свернуть
  1. ГАОУ ПО «Многопрофильная гимназия № 13»
  2. МБДОУ № 99 города Пензы «Карусель»
  3. МБДОУ детский сад № 52 г. Пензы «Полянка»
  4. МБДОУ детский сад № 59 г. Пензы
  5. МБДОУ детский сад № 70 г. Пензы «Буратино»
  6. МБДОУ детский сад № 89 г. Пензы «Солнечный лучик»
  7. МБДОУ детский сад № 10 г. Пензы «Калейдоскоп»
  8. МБДОУ детский сад № 139 г. Пензы «Берёзка»
  9. МБДОУ детский сад № 4 г. Пензы «Мозаика»
  10. МБОУ ЛСТУ № 2 г. Пензы
  11. МБОУ СОШ № 25 г. Пензы имени В. П. Квышко
  12. МБОУ СОШ № 27 г. Пензы
  13. МБОУ СОШ № 41 г. Пензы
  14. МБОУ СОШ № 43 г. Пензы
  15. МБОУ СОШ № 49 г. Пензы
  16. МБОУ СОШ № 66 г. Пензы имени Виктора Александровича Стукалова
  17. МБОУ СОШ № 35 г. Пензы
  18. МБОУ СОШ № 56 г. Пензы им. Героя России А. М. Самокутяева
  19. МБОУ СОШ с углублённым изучением информатики № 68 г. Пензы
Свернуть
2. Город Заречный, 5 образовательных организаций
Смотреть все организации
Свернуть

  1. МАДОУ «Детский сад № 11» г. Заречный
  2. МАДОУ «Детский сад № 7» г. Заречный
  3. МАОУ Гимназия № 216 «Дидакт», г. Заречный
  4. МОУ «СОШ № 222», г. Заречный
  5. МОУ «СОШ № 221», г. Заречный
Свернуть
3. Город Кузнецк, 3 образовательные организации
Смотреть все организации
Свернуть
  1. МБДОУ ДС № 38 г. Кузнецка
  2. МБОУ СОШ № 15 г. Кузнецка
  3. МБОУ СОШ № 17 г. Кузнецка им. Ю. Гагарина
Свернуть

4. Башмаковский район, 1 образовательная организация

МБОУСОШ № 2 р. п. Башмаково Башмаковского района Пензенской области

5. Белинский район, 1 образовательная организация

МОУ СОШ с. Поима Белинского района Пензенской области им. П. П. Липачёва

6. Бессоновский район, 2 образовательные организации
Смотреть все организации
Свернуть
  1. МАДОУ ДС с. Бессоновка;
  2. МБОУ СОШ № 2 с. Грабово им. Героя России С. В. Кустова.
Свернуть

7. Вадинский район, 1 образовательная организация

МБОУ ООШ с. Вадинск им. Лёвина

8. Городищенский районн, 1 образовательная организация

МБОУ СОШ № 1 р. п. Чаадаевка

9. Земетчинский район, 1 образовательная организация

МОУ СОШ с. Красная Дубрава

10. Иссинский район, 1 образовательная организация

МБДОУ детский сад р. п. Исса

11. Каменский район, 5 образовательных организаций
Смотреть все организации
Свернуть
  1. МБДОУ детский сад № 3 г. Каменки
  2. МОУ СОШ № 2 г. Каменки
  3. МОУ СОШ № 7 г. Каменки
  4. МОУ СОШ № 1 им. Н. Н. Бурденко г. Каменки
  5. МБДОУ детский сад № 1 г. Каменки Каменского района Пензенской области
Свернуть

12. Камешкирский район, 1 образовательная организация

МБОУ СОШ с. Русский Камешкир

13. Колышлейский район, 1 образовательная организация

МОУ СОШ с. Трескино

14. Кузнеций район, 1 образовательная организация

МБОУ СОШ с. Большой Труев

15. Лунинский район, 1 образовательная организация

МБОУ СОШ с. Иванырс

16. Малосердобинский район, 1 образовательная организация

МБОУ многопрофильный лицей с. Малая Сердоба

17. Мокшанский район, 3 образовательные организации
Смотреть все организации
Свернуть
  1. МБОУ СОШ № 2 имени А. Г. Малышкина р. п. Мокшан
  2. МБДОУ детский сад «Малышок» р. п. Мокшан
  3. МБОУ СОШ c. Нечаевкам
Свернуть

18. Наровчатский район, 1 образовательная организация

МБОУ СОШ с. Наровчат

19. Неверкинский район, 1 образовательная организация

МБОУ СОШ села Неверкино

20. Нижнеломовский район, 1 образовательная организация

МБОУ СОШ с. Верхний Ломов имени И. И. Привалова

21. Никольский район, 2 образовательные организации
Смотреть все организации
Свернуть
  1. МБОУ СОШ № 4 г. Никольска
  2. МБДОУ «Детский сад № 5», г. Никольск
Свернуть

22. Пачелмский район, 1 образовательная организация

МОУ СОШ № 1 р. п. Пачелма

23. Пензенский район, 5 образовательных организаций
Смотреть все организации
Свернуть
  1. МБДОУ детский сад «Лукоморье» с. Засечное
  2. МОБУ СОШ с. Ленино Пензенского района
  3. МОБУ СОШ с. Засечное
  4. МБДОУ д/с «Сурская сказка» с. Засечное
  5. МБДОУ д/с «Спутник» с. Засечное Пензенского района
Свернуть
24. Сердобский район, 2 образовательные организации
Смотреть все организации
Свернуть
  1. МДОУ детский сад комбинированного вида № 3 г. Сердобска
  2. МОУ СОШ № 4 г. Сердобска
Свернуть

25. Сосновоборский район, 1 образовательная организация

МБОУ СОШ с. Индерка

26. Спасский район, 1 образовательная организация

МБОУ СОШ № 1 г. Спасска

27. Тамалинский район, 1 образовательная организация

МБОУ ООШ с. Малая Сергиевка Тамалинского района Пензенской области

28. Шемышейский район, 1 образовательная организация

МБОУ СОШ р. п. Шемышейка

КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТЫ


15 400
детей
488
педагогов
217
управленцев ОО
41
наставник
22
члена РОСК
16
региональных
преподавателей
подготовлены
51
школа
10
детских садов
1
учреждение ДО


ОСНОВНЫЕ ИТОГИ

Формирование и развитие культурных организаций

Образовательная среда

  • Образовательная среда стала более творческой

В 2021 году творческий тип среды, в которой есть возможности для свободного развития активного ребёнка, преобладал только в 29 % образовательных организаций, в 2023 году — уже в 86 %. В среднем доля творческой среды повысилась на 15 п. п.

  • От заданных условий перешли к широким возможностям

Увеличились показатели структурированности, эмоциональности, интенсивности, доминантности, осознаваемости образовательной среды.

Культура организации

  • Развивается культура диалога и взаимодействия

В образовательных организациях реализуются инициативы детей и родителей, много внимания уделяется ученическому самоуправлению и развитию партнёрских взаимоотношений с семьями.

  • Новые события, практики, образовательные решения обогатили образовательную среду

МБОУ СОШ № 2 с. Грабово им. Героя России С. В. Кустова развивает практику «Разные люди — разные события». Её цель — научить детей анализировать жизненные ситуации, определять эмоциональные состояния других людей и управлять своими эмоциями.

МБДОУ детский сад № 59 г. Пензы реализует проект «Юные журналисты». Дети сами выбирают темы репортажей, определяют, у кого взять интервью, участвуют в съёмке рубрики «Говорят дети».

В МБДОУ детском саду № 89 г. Пензы «Солнечный лучик» воспитанники участвуют в планировании и проведении событий, вместе со взрослыми пополняют «Родительскую энциклопедию», участвуют в творческих марафонах во «ВКонтакте».

Профессиональные и детско-взрослые сообщества

  • В 30 школах и детских садах созданы профессиональные обучающиеся сообщества педагогов — ПОС

В работу ПОС вовлечены 530 педагогов. В школах и детских садах развивается культура совместной командной работы, взаимодействия и сопричастности.

  • В 29 организациях сложились детско-взрослые сообщества

Педагоги, управленцы, родители, дети, местные сообщества получили возможность участвовать в управлении ОО и реализовывать инициативы.

Лидеры формирования и развития новой культуры

  • Выявлены лидеры формирования новой культуры — центры развития личностного потенциала

  1. МБДОУ детский сад № 89 г. Пензы «Солнечный лучик», заведующий: Плетминцева Валентина Викторовна;
  2. МБОУ СОШ № 66 г. Пензы имени Виктора Александровича Стукалова, директор: Авдонина Ирина Эдиксоновна;
  3. МАОУ многопрофильная гимназия № 13 г. Пензы, директор: Паньженский Евгений Владимирович;
  4. МАДОУ «Детский сад № 11», г. Заречный, заведующий: Вязова Ольга Александровна;
  5. МБДОУ ДС № 38 г. Кузнецка, заведующий: Меркурьева Нина Павловна;
  6. МБДОУ детский сад № 139 г. Пензы «Берёзка», заведующий: Куляхтина Любовь Васильевна;
  7. МБДОУ детский сад «Лукоморье» с. Засечное, заведующий: Каюкова Татьяна Александровна;
  8. МБОУ СОШ № 2 с. Грабово им. Героя России С. В. Кустова, директор: Гуськов Евгений Алексеевич;
  9. МБОУ ЛСТУ № 2 г. Пензы, директор: Попкова Татьяна Николаевна;
  10. МБОУ СОШ № 27 г. Пензы, директор: Марина Елена Владимировна;
  11. МБОУ СОШ № 56 г. Пензы им. Героя России А. М. Самокутяева, директор: Переяслова Наталья Львовна;
  12. МОБУ СОШ с. Засечное, директор: Муракаева Галия Джафяровна;
  13. МБДОУ детский сад № 4 г. Пензы «Мозайка», заведующий: Сидорова Наталья Владимировна;
  14. МБДОУ № 99 г. Пензы «Карусель», заведующий: Бубнова Елена Евгеньевна;
  15. МБДОУ д/с «Сурская сказка» с. Засечное, заведующий: Леонтьева Екатерина Михайловна;
  16. МБДОУ д/С «Спутник» с. Засечное Пензенского района, заведующий: Алюшева Алсу Джаферовна;
  17. МБДОУ детский сад № 59 г. Пензы, заведующий: Горшкова Татьяна Александровна;
  18. МБДОУ детский сад № 52 г. Пензы «Полянка», заведующий: Сидорова Татьяна Борисовна;
  19. МАДОУ ДС с. Бессоновка, заведующий: Дыма Елена Васильевна;
  20. МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 3 г. Каменки, заведующий: Шипанова Светлана Вячеславовна.

  • Финалисты и призёры конкурсов Программы РЛП

Команда МБОУ СОШ № 56 г. Пензы им. Героя России А. М. Самокутяева разработала проект «Открытое пространство творчества и общения “Без границ”», который, по мнению экспертов Программы РЛП, вошёл в топ-8 проектов в 2020/21 учебном году (лидер команды — Н. Л. Переяслова).

МБОУ СОШ № 66 г. Пензы имени Виктора Александровича Стукалова стало призёром конкурса на апробацию пространственного решения «Кубрик» в 2022 году, МБДОУ ДС № 38 г. Кузнецка и МБОУ СОШ № 2 с. Грабово им. Героя России С. В. Кустова — в 2023-м.

  • Достигнуты успехи в конкурсах

МАДОУ «Детский сад № 11» г. Заречный — победитель регионального конкурса педагогических команд «Лидеры образования — 2023» в номинации «Дошкольные образовательные организации». Команда МБДОУ детского сада «Лукоморье» с. Засечное — финалист этого конкурса.

Команда МБОУ ЛСТУ № 2 г. Пензы достигла значимых успехов:
— стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса «Лучшие практики наставничества»;

— получила диплом III степени Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лидеры современной школы» в номинации «Лучшая управленческая команда»;
— победила в региональном конкурсе педагогических команд «Лидеры образования — 2023» в номинации «Общеобразовательные организации» и в областном конкурсе «Лучшие товары и услуги Пензенской области».

Победитель во Всероссийском смотре-конкурсе «Образцовый детский сад 2022-2023» — МБДОУ ДС № 38 г. Кузнецка.

Личностное и профессиональное развитие педагогов

Личностное развитие и профессиональная компетентность

  • Стало больше возможностей для развития педагогов

Инициативы педагогов поддерживаются, в школах и детских садах действует система горизонтального обучения. Лучшие практики развития личностного потенциала систематизируются, описываются и представляются в профессиональном сообществе.

  • Педагоги стали более компетентными в вопросах РЛП

92 % управленцев заметили, что повысилась профессиональная компетентность педагогов.

  • Изменилась профессиональная мотивация

У руководителей образовательных организаций снизилась интроецированная негативная мотивация, основанная на чувстве вины. Участники Программы РЛП стали менее критичными по отношению к себе.

Эффективные практики и обмен опытом

  • Налажен обмен опытом между ОО по созданию ЛРОС

Представители 16 образовательных организаций делились опытом создания личностно-развивающей образовательной среды на муниципальном уровне, 65 — на региональном, 15 — на межрегиональном, 10 — на федеральном.

Одно из ярких региональных событий, в котором приняли участие 14 образовательных организаций — семинар с представителями фонда «Вклад в будущее» и Лаборатории развития личностного потенциала в образовании (2023). Гости побывали на экскурсиях в МБДОУ детском саду «Лукоморье» с. Засечное, МБДОУ Лаборатории развития личностного потенциала в образовании детском саду № 89 г. Пензы «Солнечный лучик», МБОУ СОШ № 56 г. Пензы им. Героя России А. М. Самокутяева и МБОУ СОШ № 27 г. Пензы, а также на семинаре в МАОУ многопрофильной гимназии № 13 города Пензы.

  • Педагоги участвуют в событиях Программы РЛП

I Слёт ЦРЛП прошёл в Самаре 27–28 марта 2023 года и собрал более 120 человек из 19 регионов России, а также из Республики Беларусь и Киргизской Республики. Участники из Пензенской области — сотрудники МБОУ СОШ № 66 г. Пензы имени В. А. Стукалова, МБДОУ детского сада № 89 г. Пензы «Солнечный лучик» и МАОУ многопрофильной гимназии № 13 города Пензы.

На II Слёт ЦРЛП, состоявшийся 24–27 января 2024 года в Калуге, от Пензенской области приехали руководители и педагоги практически всех ЦРЛП, члены РОСК. Слёт объединил свыше 300 единомышленников из 30 регионов России, Киргизской Республики.

9 методических разработок педагоги прислали на I и II Всероссийский фестиваль методических разработок «Через чтение к развитию личности» (2021 и 2022 годы).

Суммарно 31 заявку — на педагогический фестиваль «Лучшие практики развития личностного потенциала» в 2022 и 2023 годах.

1070 участников и 7 спикеров представляли регион на шести всероссийских научно-практических конференциях «Развитие личностного потенциала как ценность современного образования».

Педагоги-лидеры

  • Разработчики инновационных практик

7 педагогов стали финалистами I и II Всероссийского фестиваля «Через чтение к развитию личности». Методические разработки И. А. Каленовой (МАДОУ «Детский сад № 11» г. Заречный), Ю. В. Инюшкиной (МБОУ СОШ № 27 г. Пензы), А. С. Герасимовой (МБОУ СОШ № 56 г. Пензы им. Героя России А. М. Самокутяева) и И. Р. Разуваевой (МБДОУ детский сад № 139 г. Пензы «Берёзка») опубликованы на сайте Хрестоматии художественной литературы по развитию личностного потенциала.

14 практик отмечены экспертами и рекомендованы к публикации в сборниках по итогам I и II Всероссийского педагогического фестиваля «Лучшие практики развития личностного потенциала», их авторы:

— С. Г. Акмаева, К. С. Гаврилова, Л. В. Коротина, Н. Н. Рыбакова, Т. В. Федина, И. С. Воронкина, Е. В. Прокофьева, О. А. Пызарова, Т. А. Савушкина, И. В. Лыкова, С. А. Гордикова, Е. Н. Маракаева, Е. А. Филиппова, МБДОУ детский сад № 139 г. Пензы «Берёзка»;
— С. А. Бычкова, И. А. Каленова, Ю. В. Мукашева, О. В. Пиминова, М. В. Трушнина, В. Д. Фитье, МАДОУ «Детский сад № 11» г. Заречный;
— Е. В. Духачева, МБОУ ЛСТУ № 2 г. Пенза;
— И. А. Летавина, МБОУ СОШ № 27 г. Пензы;
— Н. В. Корженкова, О. Н. Чередова, МБДОУ детский сад № 89 г. Пензы «Солнечный лучик»;
— Е. С. Жильцова, Е. А. Жукова, Л. Р. Костромина, М. К. Цуренко, МБДОУ д/с «Спутник» с. Засечное;
— Л. А. Гордеева, Л. Ф. Огородова, Е. В. Ухаботина, МБДОУ ДС № 38 г. Кузнецка.

  • Победители конкурсов

— А. С. Степанова из МБОУ ЛСТУ № 2 г. Пензы вышла в полуфинал Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Флагманы образования» в 2023 году.
— Е. Н. Никишина, педагог МБОУ СОШ р. п. Шемышейка, стала полуфиналистом Всероссийского конкурса «Воспитать человека» в 2023 году. О. А. Тихонова из МБДОУ детского сада «Лукоморье» с. Засечное вышла в финал и заняла 3-е место в этом конкурсе.
— В. Д. Фитье, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 11» г. Заречный, победила в Международном конкурсе имени Льва Выготского (2021). Во Всероссийском конкурсе педагогических работников, владеющих технологиями работы, соответствующими требованиями ФГОС дошкольного образования, она удостоилась звания победителя в 2021 году, ееёколлега Ю. В. Мукашева — в 2023-м. К. В. Перетокина — победитель регионального этапа XI Всероссийского конкурса «Воспитатели России».

  • Авторы публикаций

— О. В. Таланина, педагог МБОУ СОШ № 49 г. Пензы, опубликовала статью «Формирование готовности младших школьников к реализации личностного потенциала в процессе учебной деятельности» (в соавторстве с В. В. Сохрановым-Преображенским) в журнале «Педагогическое образование и наука» (№ 3, 2022).
— В региональном научно-методическом и информационном журнале «Просвещение: проблемы и перспективы. Специальный выпуск» (ноябрь 2023 года) один из разделов был посвящён личностному потенциалу. В разделе опубликованы статьи членов РОСК, а также управленцев и педагогов — участников Программы РЛП.
— Педагоги г. Заречного публикуют свои разработки в сборниках серии «Педагогический калейдоскоп», которые издаёт МБУ «Информационно-методический центр системы образования города Заречного».

Изменения в содержании и организации образовательной организации

Обновление образовательной деятельности

  • Проводятся занятия по УМК Программы РЛП

УМК «Социально-эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста» и «Развитие личностного потенциала подростков» реализуется в 20 школах во внеурочной деятельности, в 15 — на занятиях педагога-психолога. В большинстве детских садов работа с УМК «Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» включена в непосредственную образовательную деятельность.

  • Педагоги используют ресурсы Программы РЛП

В 96 % школ и детских садов регулярно используют ресурсы Программы РЛП. Наиболее популярны учебно-методический ресурс «Школа возможностей», коллекция мультфильмов «Смотрим вместе», Хрестоматия художественной литературы по развитию личностного потенциала.

  • Появились новые события и практики, направленные на РЛП

Педагоги МБДОУ детский сад «Лукоморье» с. Засечное используют событийный подход к организации образовательной деятельности, который даёт возможность учитывать интересы и потребности детей. В начале недели на утреннем круге обсуждается и задаётся тема, а затем происходит подготовка и проведение самого события.

В группах МБДОУ детского сада № 89 г. Пензы «Солнечный лучик» проводится «Детский совет», чтобы дети могли поделиться друг с другом новостями, обсудить планы на день, предложить интересные идеи или решить возникшие проблемы; для развития навыков коммуникации, кооперации, критического и креативного мышления используется приём «Фо Бокс Синектикс».

Педагоги МАДОУ «Детский сад № 11» г. Заречный делают акцент на развитии у детей навыков доброжелательного взаимодействия, управления эмоциями. В группах созданы социально-эмоциональные центры, «Уголки уединения» с применением технологий «Куб настроения» и «Дерево эмоций». Состоялась тематическая неделя «Я — человек», посвящённая эмоциям.

В МБДОУ детском саду № 139 г. Пензы «Берёзка» проводится «Час самоуправления», когда дети берут на себя ответственность и выступают в роли сотрудников. Подобный опыт есть и у коллектива МАДОУ «Детский сад № 7» г. Заречный, в котором организуется «День дублёра».

Позитивные эффекты в развитии детей

  • Педагоги замечают изменения в социально-эмоциональном развитии детей

Позитивные изменения в социально-эмоциональном развитии детей зафиксированы в 94 % ОО.

  • Решаются задачи воспитания и социализации детей

48 управленческих команд (96 % опрошенных) отметили, что Программа РЛП помогает в решении задач воспитания и социализации детей.

  • Вырос уровень критического мышления у детей

На 3 п. п. увеличился процент четвероклассников с продвинутым уровнем критического мышления.

Преобразование пространственно-предметной среды

Комфортное, дружелюбное, развивающее пространство

  • Появились новые пространственные решения

В школах и детских садах созданы зоны для творчества, игр и общения, центры детских инициатив и другие пространства. Во многих школах и детских садах появились «Открытая стена», «Квадрат настроения». Дети, родители и педагоги — активные участники всех пространственных изменений.

В МБОУ СОШ № 27 г. Пензы работает «Почта доверия» — специальный ящик, в который можно опустить письмо о любых своих мыслях, чувствах или переживаниях. Было важно создать безопасное место, чтобы дети могли рассказывать обо всём, что их беспокоит.

Команда МБДОУ детский сад «Лукоморье» с. Засечное создала площадку «Город детства». Здесь хозяева — дети. Пространство подстраивается под их любой игровой замысел, также оно открыто и для родителей, которые вместе с детьми могут конструировать, рисовать, моделировать или просто общаться в новой обстановке.

В детском саду также есть мастерская «Воображариум», включающая «Тайную комнату», зону творчества, мудборды, мягкую зону, уголок для чтения. Открытых пространств в детском саду становится всё больше.

Пространственно-предметная среда МБДОУ детского сада № 89 г. Пензы «Солнечный лучик» способствует развитию самостоятельности и инициативности детей. Используются «Термометр настроения», «Открытая стена» , разнообразные зоны для самовыражения и со-участия.

  • Дети и взрослые — соавторы преобразований

В МАДОУ «Детский сад № 7» г. Заречный появились центры активности «Хочу всё знать», «Творческая мастерская», «Страна музыки». Дети сами придумывают, как преобразовать среду детского сада.

В МАДОУ «Детский сад № 11» г. Заречный есть место, оформленное разноцветными ленточками, где дошкольники вместе с родителями размещают фотографии. Темы фотовыставок выбираются по итогам голосования или с учётом пожеланий детей.

МБДОУ детский сад № 139 г. Пензы «Берёзка» организовывает совместную работу с родителями в «Семейной мастерской». Например, в конкурсе «Придумай и изготовь эмблему своей группы» родители вместе с детьми придумывали и изготавливали из различных материалов эмблему группы и устанавливали её на участках для прогулки.

ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ

Алексей Павлович Комаров Министр образования Пензенской области

«Три года назад Пензенская область начала своё сотрудничество с Благотворительным фондом «Вклад в будущее» по реализации Программы по развитию личностного потенциала. Данный проект послужил фактором динамичного развития образовательных организаций, эффективного использования их ресурсов и потенциала для создания атмосферы сотрудничества, выстраивания гармоничных отношений между всеми участниками образовательного процесса; дал старт созданию нового педагогического сообщества, открытого к инновационным практикам в новых, современных условиях».

Лилия Валерьевна Чащина Проректор по воспитательной работе и профилактике ГАОУ ДПО ИРР ПО

«Программа по развитию личностного потенциала обращает внимание не только на личность ребёнка, но и на личность педагога, потому что именно он является мотиватором и вдохновителем развития личностного потенциала детей. Данная программа способствует росту профессиональной компетентности педагога, даёт ему эффективные методы, технологии, инструменты взаимодействия с детьми и родителями; способствует созданию детско-родительских сообществ, а также — улучшению климата в коллективе класса и школы в целом».

Надежда Юрьевна Павлухина Куратор Программы РЛП в Пензенской области, методист центра профилактической работы ГАОУ ДПО ИРР ПО

«Программа по развитию личностного потенциала помогла обучить педагогические и управленческие команды образовательных организаций, что объединило администрацию, педагогов, родителей и обучающихся, создала личностно-развивающую среду в школах и детских садах, способствовала развитию социально-эмоционального, когнитивного и личностного потенциала детей. Программа по развитию личностного потенциала стала для педагогов школой профессионального роста и развития».

Геннадий Николаевич Белорыбкин Ректор ГАОУ ДПО ИРР ПО

«С 2020 года Пензенская область реализует Программу по развитию личностного потенциала. В центре её внимания — создание благоприятной предметно-пространственной среды, способствующей развитию возможностей ребёнка с учётом его психоэмоционального состояния. Участниками Программы РЛП стали 65 образовательных организаций Пензенской области; 12 из них получили статус “Центр развития личностного потенциала”, что говорит о результативности Программы и высокой заинтересованности педагогов в масштабировании опыта построения личностно-развивающей среды в образовательной организации».

Л. А. Гордеева Заведующий МБДОУ ДС № 38 города Кузнецка

«Участие в Программе РЛП позволило нашему коллективу стать командой единомышленников, увлечённых общей идеей для создания пространства детской самореализации».

О. А. Тихонова Воспитатель МБДОУ детский сад «Лукоморье» села Засечное

«Сначала было страшно и непонятно. Мой опыт работы в должности воспитателя — 13 лет. За это время у меня сложились определённые традиции, привычки, стереотипы. Участие в Программе РЛП дало мне возможность посмотреть на свою деятельность с другого ракурса. Сейчас я открываю работу воспитателя заново. Мне это безумно нравится! Благодаря управленческим решениям и поддержке руководства моя группа преобразилась в абсолютно новое образовательное пространство, непохожее на стандартную группу. Получив новый опыт и знания, я приняла участие во Всероссийском конкурсе “Воспитать человека” и заняла 3-е место в номинации “Воспитание в образовательном пространстве”».

И. В. Ульянова Воспитатель МБДОУ ДС № 38 города Кузнецка

«Программа дала нам возможность понять, что мы способны сделать что-то большее. Используя новые технологии, мы с детьми научились лучше понимать наши эмоции, определять их причины и принимать меры для разрешения проблемных ситуаций».

Наталья Викторовна Корженкова Учитель-логопед МБДОУ детского сада № 89 г. Пензы «Солнечный лучик», Пензенская область

«…Иногда вовремя сделанный шаг меняет походку всей жизни. Участие в Программе по развитию личностного потенциала, безусловно, изменило нашу походку. Она стала твёрже, увереннее и осмысленнее. Но самое главное и ценное, как мне кажется, — изменились мы сами. Мы получили импульс для собственного развития, каждый на своём уровне. Дети — позитивный социальный опыт, возможность быть самостоятельными, активными, инициативными. Педагоги — возможность использования новых эффективных инструментов, новые векторы и горизонты личностного и профессионального роста. Родители — возможность общения и включение в жизнь ребёнка и детского сада, новые смыслы и ресурсы для повышения родительской компетентности. А детский сад — перспективу стать открытой творческой территорией. Наша дорога только начинается, но мы уверены, что эта дорога в новую жизнь!»

А. В. Власова Мама ученика МБОУ СОШ№ 27 города Пензы

Классный руководитель Ирина Владимировна проводила с нашими детьми классные часы, посвящённые эмоциональному развитию. Вместе с сыном мы делали коллажи по прочитанной книге из списка, который был нам предоставлен. Дома мы вместе читаем книгу, обсуждаем основную мысль произведения, размышляем о положительных и отрицательных поступках героев. Это полезно для детей. Особенно сейчас, когда происходит становление их характера, их внутреннего мира. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, они понимают, что в жизни бывают разные ситуации и разные люди. Благодаря программе мой сын научился ставить перед собой цели и искать пути для их достижения. Бывают и сложности в понимании каких-либо произведений, но мы вместе разбираем поступки и действия героев, и это в дальнейшем помогает при анализе уже его поступков. Надеемся, что Программа будет продолжаться».

Алиса Т. Ученица 10-го класса МБОУ СОШ № 1 р. посёлка Чаадаевка

«Мне очень нравится участвовать в мероприятиях Программы. Я вижу свои сильные и слабые стороны, я знаю, какие качества нужно развивать и куда расти».

Маша Б. Ученица МБОУ СОШ № 27 города Пензы

«После уроков мы с одноклассниками любим играть в игры “Палитры эмоций”. Мне большего всего нравится игра “Как-то раз”, потому что в игре мы много фантазируем, придумываем истории. Один игрок берёт карточку с какой-то эмоцией и выбирает, про кого он будет рассказывать. Мы придумываем любых героев. Мы стараемся, чтобы истории не повторялись. Ведь очень много бывает случаев, когда человеку радостно или грустно, или когда он сердится. Я думаю, что когда мы играем в эту игру, мы учимся понимать, почему у людей бывают разные эмоции. А ещё мы придумываем, как помочь человеку, если ему стало грустно, или он злится».

Назад
Темы