В апреле 2020 года Институт образования НИУ «Высшая школа экономики» в составе международного консорциума и при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» на Международном московском салоне образования представили международный доклад об обновлении школьного образования «Универсальные компетенции и новая грамотность: от лозунгов к реальности».
Доклад систематизирует содержание обширных дискуссий на тему школы и «навыков 21 века», «ключевых компетенций», «новой грамотности», «гибких навыков». На основе анализа международного опыта доклад предлагает логически ясные рамки для такой модернизации содержания образования и школьной практики, которая позволит обеспечить не только высокие традиционные образовательные результаты, но и формирование универсальных компетентностей, необходимых для успеха в современной цивилизации.
Подборка материалов о школе, которую мы предлагаем вниманию учителей и родителей, подготовлена БФ «Вклад в будущее» и медиа о воспитании и образовании «Мел» на основе международного доклада «Универсальные компетенции и новая грамотность: от лозунгов к реальности» и представляет собой серию статей, затрагивающих актуальные вопросы современного образования: зачем нам что-то менять в школе, и кто это должен делать? Что такое «большие идеи» и как применять их в учебном процессе? Чему нас может научить позитивный опыт образовательных систем Китая, Кореи и Канады? Что такое проектное обучение и др.
Сегодня школа перестает быть местом, где ученики получают базовые предметные знания. Теперь она учит еще и самостоятельно думать, формулировать вопросы, общаться и работать в команде. И помощниками тут могут стать не только учителя, но также родители – и сами дети.
Вы можете читать статьи онлайн или скачать статьи для родителей и для учителей (PDF).
Сегодня главный инструмент оценивания качества образования — международное исследование PISA. Его результаты показывают, чему реально научились дети в школе, а не что они механически зазубрили. Но для того чтобы, помимо «жёстких навыков» (усвоенного материала), у детей развивались универсальные компетентности (креативного и критического мышления, взаимодействия с другими людьми и с собой), нужно менять учебные ситуации, типичные школьные задания, а также образовательные стандарты. И эти перемены — совместная ответственность родителей и учителей. В статье мы рассказываем об этом подробнее.
Школьное образование кажется нам константой. Оно таким и является, но при этом не может не меняться внутри. Почему? Хотя бы потому, что изменилось все вокруг: темп жизни, условия работы и учебы. Почему и как должна трансформироваться школа, чтобы быть адекватной окружающей среде, — давайте разберемся.
В современной школе фокус смещен с учителя на ученика, то есть не учитель учит, а ученик учится сам. Педагоги в такой школе не дают готовых ответов и не боятся противоречий. Оценка перестаёт быть карательным инструментом и становится зеркалом. В хорошей школе есть правила, одинаковые и понятные для всех. Школьники там получают не абстрактные знания, а реальный опыт, а сама учебная программа строится вокруг «больших идей». Узнать больше о том, что отличает хорошую современную школу от самой обыкновенной, можно в материале.
Китайская система образования направлена на образование «всесторонне развитого человека». В Канаде родители воспринимаются как важнейшие партнеры системы образования. С 2015 года в образовательном стандарте Кореи зафиксированы шесть универсальных компетентностей: самоорганизация, работа с информацией и знаниями, креативное мышление, эстетическая и эмоциональная компетентность, коммуникативные навыки и гражданское сознание. Пройдя по ссылке, вы узнаете, как в Китае, Корее и Канаде универсальные компетентности интегрируются в школьное образование.
Есть универсальная инструментальная грамотность, её формула — «умею, понимаю, как…». Есть специальные (предметные) грамотности. Их формула — «знаю, что…». Есть универсальные компетентности — мышления (критического и креативного), взаимодействия с другими и с собой. Наконец, есть подходы, которые объясняют, как всему этому учить детей: «большие идеи», обучение через открытия, групповая и проектная работа. И обо всем этом можно узнать здесь подробнее.
«Большие идеи» — это такой способ структурирования (упаковки) учебного контента, чтобы вместо множества разрозненных фактов ученики могли уловить целостную картину: видеть связи между явлениями, понимать логику происходящих в мире процессов, переносить имеющиеся знания из одного контекста в другой. Идею можно считать «большой», если она помогает увидеть связи между на первый взгляд не связанными друг с другом фактами и разобраться в обилии информации, которая часто кажется беспорядочной. Подробнее о том, как работать с «большими идеями» в школе, можно прочитать можно прочитать здесь.
Что такое проектное обучение? Проектное обучение — популярный формат, который активно внедряется в школах. Однако часто учителя называют «проектами» обычные рефераты на заданную тему. Давайте разберемся, что такое проектное обучение на самом деле и в чем его ценность для учителей и учеников.
Мы много говорим о том, что школьное образование не соответствует духу времени и не отвечает задачам будущего. Чего нам не хватает здесь и сейчас, как каждый может сделать первые шаги к изменению ситуации? Смотрим на важность вовлечения в процесс учителей, детей, родителей и государства. И хотя от каждого участника образовательного процесса требуются вполне определённые шаги, сделать их все сразу едва ли возможно. Изменения должны быть постепенными, с постоянным мониторингом и диалогом — и эта статья, в том числе, подготовлена для того, чтобы мы начали двигаться вперед.
Тел.: +7 (495) 669-08-08 (доб. 78915099)
E-mail: compliance@vbudushee.ru