22.08.2020
13033
Article

Чек-лист: 6 признаков хорошей современной школы

В поисковиках 22 млн ответов на вопрос, что делать, если ребенок не хочет учиться. Как минимум 5000 раз в месяц родители ищут в интернете ответ на тот же самый вопрос и жалуются на «отсутствие у детей мотивации». Какой же должна быть школа, чтобы дети хотели учиться? Давайте разберемся.

86e4efb9aeb816a1a7a359ecf650f1a5.png

1. В школе учат, а не обучают

Есть два варианта работы педагога с детьми в школе. Всем нам привычен вариант «учитель учит». Узнаёте: «Новая тема, записываем, есть ли вопросы?» Вопросы бывают редко, согласитесь. О чем это говорит? И о чрезмерной дистанции, и об отчужденности ребенка от того, что происходит в классе, зачем это, почему. Ученик в этой модели — что-то вроде сопротивляющегося щенка, которого учитель тянет за собой, а родители подталкивают сзади.

Чтобы у школьников была мотивация, задача, которую ставит учитель, должна быть интересной: если она вызывает любопытство, работать над ней и увлекательнее, и проще. А любопытство возникает, когда у ребенка есть собственный вопрос. Поэтому задача учителя — предлагать такие задания, в которых у детей возникают вопросы. Не «какой тут правильный ответ?», а «что там дальше, почему так?». Такое задание может и вдохновить ребенка, и вызвать азарт — школьник уже сам будет готов отправиться на поиски решения. Это и есть второй вариант работы с детьми, когда ученик учится, а педагог его направляет и поддерживает, создает среду, в которой дети понимают, что с ними происходит в школе, а не становятся заложниками системы «урок — домашка — оценка — отметка — ВПР — ГИА».

Очень важно не путать «интересное задание» с «развлечением ради развлечения» (когда учитель в погоне за мотивацией проводит отдельный «фановый урок»). Не поможет и попытка улучшить форму (яркие картинки и имена персонажей мультиков в старой скучной задаче), не затронув содержания. К сожалению, такая подмена случается довольно часто. Речь идет именно об изменении самих заданий и роли ученика при их выполнении, его отношении к ним.

Зачем это? Почему нельзя по-старому? Ответы на эти вопросы очень простые: эта система дает ребенку возможность не просто набирать знания, а пропускать через себя, уметь их использовать, понимать, зачем они ему. Это напрямую влияет не только на итоговые результаты обучения, но и на мотивацию. Дети перестают хотеть учиться тогда, когда они не вовлечены в процесс — когда их ведут, но не когда они идут сами просто потому, что этого хотят.

Подход к учёбе через интерес и любопытство — это обучение методом открытий. Оно позволяет ребёнку понять, исследовать, узнать, а не зазубрить. В прогрессивных школах фокус сегодня смещается с учителя на ученика. Последний становится субъектом обучения: то есть не его учат, а он изучает.

И это не среда для каких-то уникальных детей, или только для младшей школы (много игры), или для старшей (много исследований). Это подход для учеников всех возрастов. Каждый ученик учится лучше, когда ему интересно. И каждый ученик становится способным и талантливым.

2. Педагоги не боятся противоречий и не дают готовых ответов

Есть программа, есть учебники. Тоже привычная схема. Почему она плохо работает? Здесь можно вернуться к первому пункту, а можно вспомнить еще о том, что дети не чувствуют связи этой программы с реальной жизнью. Плюс ей не хватает опять же того, о чем мы говорим, - момента интереса и вовлечения. В школах, где ориентируются на ученика, педагоги постоянно используют разные новые идеи, идущие от реальной жизни, разные педагогические подходы и учебные материалы. Это идеи для уроков, для чтения, для проверочного теста, для проекта — для всего, из чего складывается работа в классе.

И эти идеи могут быть противоречивы. В современных школах сегодня не избегают полярных мнений — наоборот, там их используют как учебный материал, ведь реальный мир полон противоречивых ситуаций и к ним ученики должны быть готовы. Скажем, тема преступления и наказания может обсуждаться и с младшими школьниками на примере Жана Вальжана из «Отверженных»: украл хлеб — плохо; но если украл, чтобы спасти умирающего от голода ребенка — тоже плохо? Неоднозначные исторические фигуры: Петр I, Наполеон, Ричард III — обсудить с разных сторон, дать ученику найти свою точку зрения, обосновать ее. А сколько противоречивых вопросов в области экологии: как сочетать потребности «нам нужно сейчас» и ответственность за планету завтра? Как сочетать развитие экономики, общества с природными возможностями и ограничениями?

Получается, что вместо простой передачи знаний при помощи учебника школа предлагает детям стать соавторами исследований и, опять же, создателями знания. Дети учатся критически оценивать теории, видеть, как знания из книг связаны с реальной жизнью и как они влияют на нас здесь и сейчас.

Идеи могут быть противоречивы. В современных школах сегодня не избегают полярных мнений — наоборот, там их используют как учебный материал, ведь реальный мир полон противоречивых ситуаций и к ним ученики должны быть готовы.

Здорово, если на уроке в такой школе устраиваются дебаты, диалоги, дискуссии и предлагаются другие формы коммуникации, которые позволяют обмениваться идеями — ученикам друг с другом или ученикам с учителями.

Сама по себе фигура учителя здесь очень важна, потому что хорошая школа начинается с творческого учебного процесса и творческого учителя, готового меняться, учиться, действовать гибко. Равно как важны и все, кто работает в школе: все они создают учебную среду для учеников, в которой те приобретают определенный опыт.

2_cut.png

3. Оценивание как обратная связь

Какие отметки чаще всего дети получают в школе? Их, по сути, четыре (колы уже почти вышли из употребления). Но что вы понимаете по этим оценкам? Например, пятерка. Действительно ваш ребенок понял предмет — или просто зазубрил, чтобы потом забыть? А что сам ребенок понимает по своей отметке? Что он условно успешен или, наоборот, наказан.

Суть оценивания в школе должна быть совсем иной. Это должна быть обратная связь, причем та, которая поддерживает ребенка — эмоционально и содержательно. Это зеркало, которое позволяет ему самому увидеть свои слабые и сильные места, помогает самому поставить себе цели. Учитель же комментариями может помочь понять ситуацию и выработать дальнейший план действий. Оценивание как контроль и кнут, которое до сих пор работает в большинстве школ, увы, никак не стимулирует кого-то учиться, а не просто повышать общий балл во имя школы и ее результатов.


3.png

4. Правила, созданные вместе и одинаковые для всех

Известный американский педагог Линда Клайэт-Уеймэн, которая успешно вывела одну из худших школ штата Филадельфия из списка «самых плохих школ», говорит, что в школе многое (включая изменение школы к лучшему) начинается с правил. Они должны быть общими для всех и разработаны всеми вместе.

«Общими» — ключевое здесь слово. Любой из вас вспомнит набор щелкающих фраз, которые не вызывают ничего, кроме чувства несправедливости: «Звонок звенит для учителя», «Здесь решаю я» и так далее.

В школе многое начинается с правил. Они должны быть общими для всех и разработаны всеми вместе.

Если мы перестанем смотреть на школу как на систему подчинения, мы поймем, что ей нужны совсем другие установки. Иначе будет очень трудно совместить систему правил с тем самым изменением отношения к ученику, верой в открытия и желание учиться. Образовательная среда — это и система понятных и прозрачных правил, которые все участники считают для себя важными. 

4_cut.png

5. Школа дает практический опыт

Еще один очень важный пункт, который напрямую влияет на заинтересованность и мотивацию ребенка. Абстрактные знания нужны и хороши, но не менее важно умение использовать их в жизни, применять на практике.

Как это может быть реализовано в школе? Например, через работу в группах, проекты, но не те, где заранее запрограммирован результат, а в которых есть свобода действия и эксперимента. Учителя же не должны постоянно и жестко сопровождать детей — идеально, когда педагог направляет детей, задает им вопросы, постепенно передаёт ответственность за проект в их руки. Кроме того, групповая работа развивает критическое мышление, ведь в группе могут оказаться дети с разным мнением по одному вопросу, а это позволяет видеть сразу несколько решений задачи, выбирать оптимальное. В группах же дети и сами дают друг другу обратную связь, учатся общаться, работать вместе, выдвигать гипотезы, работать над ними вместе.

На приобретение практического опыта могут быть ориентированы и обычные задачи. Скажем, задача по математике в начальной школе: «Вам нужно купить билет Москва — Манчестер, прямого рейса нет. Пересадку можно сделать в Амстердаме, Франкфурте или Париже. Изучите расписание рейсов и найдите самые короткие варианты. Учтите, что на пересадку нужно не менее 1 часа, чтобы не опоздать на свой рейс».

6. Программа строится вокруг «больших идей»

Обычно система обучения в школе строится вокруг запоминания фактов — какие темы и термины ученики прошли, какие тесты выполнили. «Большие идеи», в свою очередь, не требуют досконального знания фактов, да это и невозможно: без регулярного использования факты из памяти стираются, а вот идеи остаются.

Это те принципы, которые лежат в основе какой-либо темы и связывают разные детали воедино. «Большие идеи» объединяют даже целые школьные дисциплины (например, историю и обществознание, обществознание и географию и пр.). Они, в отличие от точных дат и цифр, останутся с ребёнком на всю жизнь и будут помогать ему понимать и изучать мир самостоятельно. Например, полезно будет понимать, что географическое расположение природных ресурсов может влиять на отношения между народами, границы стран, становиться причиной конфликтов. Или что запятые в предложении отражают содержательные взаимосвязи между членами предложения, а для этого нужно понимать устройство словосочетаний.

Узнать больше о том, какой может и должна быть современная школа, которая верит в каждого ученика и готова дать ему все для развития, можно в исследовании НИУ ВШЭ и благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» «Универсальные компетенции и новая грамотность: от лозунгов к реальности».


Данный материал является частью проекта о будущем современного образования, подготовленного БФ Сбербанка «Вклад в будущее» и медиа о воспитании образовании «Мел». О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как сегодня меняется школа: теперь она учит еще и самостоятельно думать, формулировать вопросы, общаться и работать в команде. И помощниками тут могут стать не только учителя, но также родители — и сами дети. В других материалах проекта вы найдете ответы на вопросы: зачем нам что-то менять в школе и кто это должен делать? Что такое «большие идеи» и как применять их в учебном процессе? Чему нас может научить позитивный опыт образовательных систем Китая, Кореи и Канады? Что такое проектное обучение и др.

Назад