22.08.2020
1412
Статья

От «меня учат» к «я изучаю»: как и почему меняется школьное образование

От «меня учат» к «я изучаю»: как и почему меняется школьное образование

Школьное образование кажется нам константой. Оно таким и является, но при этом оно не может не меняться внутри. Почему? Хотя бы потому, что изменилось все вокруг: темп жизни, условия работы, условия учебы. Почему и как должна трансформироваться школа, чтобы быть адекватной окружающей среде, — давайте разберемся.

Глобальные изменения

В середине XX века в развитых странах образование стало массовым: все дети обязательно учатся в школе на протяжении 8–11 лет, постигая стандартное для всех предметное содержание. Такая модель хорошо готовила к жизни с заранее известными траекториями жизни: перечень профессий и требования к работникам были относительно понятны. Человек ориентировался, как правило, на стабильную карьеру в какой-либо области и стандартное понимание успешности.

1.png

Но общество постепенно менялось. С одной стороны, на рынке труда более востребованными становились специальности, требующие не рутинного труда — так возрос спрос на профессии, в которых человек принимает сложные решения, совершает нетиповые действия. С появлением компьютеров, интернета, обилия и доступности информации профессии стали меняться так стремительно, что люди не успевали к ним привыкнуть и часто не могли даже просто применить уже имеющиеся у них знания и навыки. От нас стала требоваться гибкость, а ее у нас не было.

Четвертая промышленная революция

В 2010 году впервые в истории человечества количество подключенных к интернету смартфонов, планшетов и компьютеров почти в два раза превысило количество живущих на Земле людей (12,5 млрд устройств на 6,8 млрд человек). Через год, в 2011 году, в Германии впервые заговорили о «Четвертой промышленной революции», обозначив новый виток, на который вышли отношения людей и машин. Признаки четвертой промышленной революции — искусственный интеллект, интернет вещей, беспилотный транспорт, 3D-печать, нанотехнологии, биотехнологии и квантовые компьютеры. Все это уже вошло в нашу жизнь и с каждым годом оказывает на нее все большее влияние. Даже если вы не чувствуете этого прямо сейчас в своей жизни. Но просто подумайте: как часто вы покупаете что-то онлайн? Оставляете где-то свои данные? Пользуетесь электронными сервисами?

Школа должна не только давать твердые знания. Она должна учить, как применять их для решения сложных и неоднозначных задач, как объединяться для этого в сильные коллективы и действовать вместе.

2.png

Мир стал меняться быстрее, чем мы могли себе представить. И вместе с этим выросла неопределенность. А все это вместе стало требовать совсем иного от школы. Теперь школа — это ступень, на которой закладываются такие навыки, как умение реагировать на среду, гибко адаптироваться, принимать новые вызовы. Но классическая предметно-оценочная школа не могла — в силу своих установок — подстроиться под эти требования.

В конце концов стало очевидно, что к жизни в меняющемся мире поздно готовить на рабочем месте — основы современных компетентностей должны закладываться еще в школе. Школа должна не только давать твердые знания. Она должна учить, как применять их для решения сложных и неоднозначных задач, как объединяться для этого в сильные коллективы и действовать вместе, как приспосабливаться к новым условиям жизни (и — главное — научиться ими управлять). Такие навыки, дополняющие знания, стали называть по-разному: навыки XXI века, компетенции, или компетентности, XXI века.

Равноправие и самостоятельность

Рассмотрим основные отличия современной школы от традиционной. Первое изменение — это разница в подходе. В современной школе учитель не передает знания детям, стоя у доски с указкой, а побуждает их делать собственные открытия, «пропускать знания через себя».

Сильно меняются и принципы «работы с материалом»: вместо запоминания фактов, которыми заполняются воображаемые «полочки» в памяти, дети изучают факты для понимания принципов и выстраивания взаимосвязей, чтобы увидеть всю картину в целом, а не ее отдельные фрагменты. Целью уроков становится не просто «пройти материал», а достичь такого уровня понимания предмета, который позволит применять полученные знания в разных ситуациях.

Учителя и ученики в современной школе — равноправные собеседники, причем ученики задают больше вопросов, чем учителя. И удачно поставленный вопрос ценится не меньше, чем правильный ответ.

И удачно поставленный вопрос ценится не меньше, чем правильный ответ. Учитель помогает детям формировать навыки и привычки, которые связаны с пробуждением любопытства, умением выбирать приоритеты и гибко переключаться между ними, пробовать разные способы достижения цели, участвовать в совместной работе с другими учениками и мотивирует их осмысливать эти привычки — обдумывать, какой способ действия уже однажды оказался успешен (например, при планировании работы), какие в прошлом опыте можно припомнить промахи и «грабли». Задания, учебные ситуации, которые предлагает учитель, всегда, где это уместно, помогают ученикам увидеть связь между школьным знанием и реальной жизнью.

3.png

В чем практическая польза этого метода

Учебная программа, построенная вокруг «больших идей» — важнейших понятий, которые ученики осмысляют в разных ситуациях и с разных позиций, — не создает у ребенка ощущения перегруженности: ему не нужно помнить огромное количество разрозненных фактов, которые надо подставить в тестовые задания. Ученик, который понял принципы, лежащие в основе предметных знаний, может сам достраивать детали, двигаясь от целого к частному.

Даже если впоследствии дети забудут множество частных деталей и фактов, «большие идеи» останутся с ними на всю жизнь, потому что они помогают понимать мир: позволяют лучше понимать связи между явлениями, логику процессов, прогнозировать последствия действий.

4.png

С ребенком же остается и интерес к учебе, умение учиться — а это поможет на протяжении всей жизни находить подходы к сложным, нестандартным ситуациям, использовать возникающие возможности и адаптироваться к новым обстоятельствам.

В школе, в которой наряду с глубокими знаниями уделяется внимание развитию «универсальных компетентностей» учеников, где вместо стандартных тестов ученики выполняют собственные проекты, где учитель не начальник и судья, а коллега и мотиватор, гораздо интереснее учиться. А это главное условие для того, чтобы знания и умения, полученные в школе, остались с учеником надолго.


Данный материал является частью проекта о будущем современного образования, подготовленного БФ Сбербанка «Вклад в будущее» и медиа о воспитании  образовании «Мел». О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как сегодня меняется школа: теперь она учит еще и самостоятельно думать, формулировать вопросы, общаться и работать в команде. И помощниками тут могут стать не только учителя, но также родители – и сами дети. В других материалах проекта вы найдете ответы на вопросы: зачем нам что-то менять в школе и кто это должен делать? Что такое «большие идеи» и как применять их в учебном процессе? Чему нас может научить позитивный опыт образовательных систем Китая, Кореи и Канады? Что такое проектное обучение и др.

Назад