Источник изображения: photo by stem.T4L on Unsplash
Подборка книг, которая поможет разобраться в психологии учения и задачах современной школы.
Еще больше
материалов на тему «Учить учиться» вы найдете в нашей библиотеке. Подборка из статей, видеолекций, мультфильмов, интервью, тестов, списков полезной литературы подготовлена для вас нашим фондом в сотрудничестве с сайтом
«ПостНаука».
Список литературы: учить учиться
Совместно с сайтом «ПостНаука» мы запустили проект «Учить учиться». Специально для этого проекта психолог Екатерина Патяева собрала список литературы для более глубокого понимания темы.
Для начинающих: учимся и учим учиться
1) Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей, К. Дуэк
Кто быстрее научится учиться: ребенок, считающий себя умным, или ребенок, уверенный, что способности можно развить? Как родители и учителя воспитывают в ребенке установку на данность и установку на изменение и к чему это приводит? За что стоит, а за что не стоит хвалить ребенка? Эта книга очень важна для родителей школьников, для учителей и преподавателей.
2) Как научить детей учиться, К.В. Бардин
В книге рассказывается о причинах неудач, которые возникают в процессе обучения у детей. Автор раскрывает психологическое понятие учебной деятельности, ее структуру и возможные нарушения, разбирает конкретные случаи таких нарушений и дает практические рекомендации. Книга написана для родителей, но также будет интересна старшеклассникам, студентам педагогических вузов и начинающим педагогам.
3) От рождения до школы. Первая книга думающего родителя, Е.Ю. Патяева
Книга для родителей и тех, кто работает с детьми и родителями: психологов, педагогов, педиатров и социальных работников. Автор объясняет, как можно помочь ребенку стать умным, любознательным и интеллектуально активным.
4) Учимся читать и писать. Школьные трудности благополучных детей, Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман
Эта книга состоит из двух частей. Первая ее часть рассказывает о том, как родители могут научить ребенка читать и писать — легко и без напряжения. Во второй части книги речь идет о том, как помочь ребенку научиться учиться и поддержать его при столкновении с трудностями первых месяцев школьной жизни. Книга подойдет для родителей и учителей, которые хотят лучше понимать детей, поддерживать их на пути к новым знаниям и правильно реагировать на ошибки и неудачи.
Углубляемся в тему: книги для учителей, психологов и продвинутых родителей
1) Свобода учиться, К. Роджерс, Дж. Фрейберг
Классическая работа по психологии учения в быстро меняющемся и технически развитом мире. Основная идея: подневольное учение столь же неэффективно, как и рабский труд. А какое учение эффективно? В книге показано, как разные учителя и преподаватели в разных школах, колледжах и университетах сумели выстроить системы обучения, в которых ученики получали свободу учиться и начинали учиться намного осмысленнее и продуктивнее.
2) Как учить работать с книгой, Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая
Цель книги — помочь учителю научить школьников самостоятельно получать знания через активное чтение. Основное внимание авторы уделяют навыкам работы с учебной книгой как главным источником знаний. Здесь дается система заданий разного уровня сложности, формирующая умение глубоко понимать текст. Книга подойдет учителям, студентам педагогических вузов и родителям.
3) Психология критического мышления, Д. Халперн
Опираясь на новейшие достижения когнитивной психологии и свой уникальный педагогический опыт, Дайана Халперн разработала эффективную программу обучения навыкам критического мышления. Книга может быть использована в преподавательской и методической работе. Она окажет неоценимую помощь в самообразовании, а кроме того, является своеобразным путеводителем по современной когнитивной психологии.
4) Современная психология мотивации, под ред. Д.А. Леонтьева
Примерно половина статей этого сборника так или иначе связана с мотивацией учения. Авторы рассматривают мотивацию достижения и самодетерминацию, мотивацию потока и смысловую регуляцию мыслительной деятельности, мотивацию заданного, стихийного и самоопределяемого учения.
5) Развитие учебной самостоятельности, Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер
Какая педагогическая помощь нужна школьнику, чтобы научиться учиться самостоятельно? Как ребенку стать инициативным в постановке и решении новых задач, независимым в контроле и оценке своих учебных достижений? Книга адресована всем, кого интересует обучение и развитие детской самостоятельности и кто занят оценкой и диагностикой развивающих эффектов образования.
6) Психология мотивации достижения, Т.О. Гордеева
Автор излагает основные подходы к мотивации достижения, имеющие прямое отношение и к мотивации учения. Как зависит желание учиться от того, приписывает ли ученик свои успехи и неудачи своим способностям, старанию или внешним факторам? Книга полезна психологам и студентам-психологам, но может быть интересна и всем, кто задумывается о мотивации человека в целом и мотивации учения в частности.
7) Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева
В центре книги — дети, испытывающие трудности в учении. Авторы раскрывают общие основания работы с такими детьми с позиции нейропсихологического подхода и описывают конкретные методы и примеры преодоления разных видов трудностей обучения. Работа адресована психологам, педагогам, логопедам и дефектологам, но может быть использована и родителями, желающими понять, как предотвратить возможные школьные трудности.
8) Структура процесса учения, И.И. Ильясов
В книге представлен систематический анализ учения как особой деятельности. Описываются два макрокомпонента учения: а) состав и структура уяснения содержания учебного материала и б) состав и структура отработки и освоения знаний и действий. Анализируется сравнительная эффективность учения при разных вариантах его состава и структуры. Книга подходит для психологов и педагогов.
9) Психология общих способностей, В.Н. Дружинин
В книге излагаются теоретические основания психологии общих способностей человека: интеллекта, обучаемости, креативности. Автор анализирует наиболее известные и влиятельные модели интеллекта, а также данные новейших и классических экспериментов в области исследования общих способностей. Кроме того, книга описывает современный инструментарий психодиагностики интеллекта и креативности.
А если взглянуть шире? Вызовы будущего, или о чём спорят профессионалы
1) Освобождение от школ, И. Иллич
Классическая книга, которая переведена на многие языки. Она помогает расширить и углубить обсуждение того, как можно учить детей и взрослых учиться. Автор видит существенное различие между обучением в школе и «настоящим учением» и намечает четыре категории образовательных институтов будущего. Среди ключевых понятий книги — образовательные сети, независимые педагоги, свободные образовательные траектории каждого ученика.
2) Оптика просвещения: социокультурные перспективы, А.Г. Асмолов
Размышляя о перспективах и возможностях модернизации образования в нашей стране, автор ставит во главу угла становление личности человека, который учится. Книга о ценностях образования, необходимости решения трудных задач и о том, как важно пройти путь от «культуры полезности» к «культуре достоинства».
3) Весь мир – школа. Преобразованное образование, С. Хан
Книга основателя «Академии Хана» — одного из наиболее успешных проектов создания альтернативного образования. Салман Хан рассказывает о том, как он повернул образование лицом к детям и почему классно-урочная система — это позапрошлый век.
4) Финские уроки. История успеха реформ школьного образования в Финляндии, П. Сальберг
Финляндия внезапно начала устойчиво демонстрировать в международных исследованиях достижений учащихся исключительно высокие показатели. Это произошло потому, что учителя стали исследователями, дети ощутили радость учения, а чиновники перестали контролировать школы. Эта книга показывает, что изменить систему образования можно, но это требует времени, терпения и целеустремленности.
Еще больше
материалов на тему «Учить учиться» вы найдете в нашей библиотеке. Подборка из статей, видеолекций, мультфильмов, интервью, тестов, списков полезной литературы подготовлена для вас нашим фондом в сотрудничестве с сайтом
«ПостНаука».
автор материала
Екатерина Патяева
Назад