19.06.2020
132
Презентация

УМК «Развитие личностного потенциала подростков» (8-11 классы)

УМК «Развитие личностного потенциала подростков» (8-11 классы)
Photo by Olia Nayda on Unsplash

- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ
- ПРЕЗЕНТАЦИИ
- МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Учебно-методический комплект (УМК) «Развитие личностного потенциала подростков» является продолжением занятий по УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» и охватывает период с 5 по 11 класс средней школы. Программа опирается на модель личностного потенциала профессора, доктора психологических наук Д.А. Леонтьева.

УМК дает возможность педагогам помочь подросткам 15–18 лет понять себя и окружающих, научиться заботиться о себе и поддерживать других, строить и сохранять отношения, быть в обществе, сотрудничать, формулировать и достигать цели, принимать решения и совершать осознанный выбор.

Стратегия программы выстроена с учётом возрастных особенностей и результатов исследований в области личностного развития подростка.

Главным принципом программы, который реализуется через свободу высказываний и поддерживающую позицию педагога, выступает принятие без ограничения автономии. Важным акцентом программы является рефлексия.

Программа имеет модульную структуру. Первый модуль является инвариантным и обязательным для проведения. Остальные являются вариативными и фокусируются на различных аспектах личностного потенциала.

УМК включает в себя два комплекта методических материалов для двух возрастных групп: для младших и старших подростков; и охватывает всех участников образовательного процесса: педагога, школьников и их родителей (опекунов).

‍Методическое пособие для педагога включает:

- Тематическое планирование образовательной деятельности;
- Сценарии занятий с подростками;
- Сценарий ознакомительного родительского собрания;
- Сценарий дополнительного детско-родительского мероприятия;
- Список рекомендованной литературы.
  • Модуль «Я и Ты» (линк)
    Задания и упражнения модуля направлены на формирование доброжелательной атмосферы, которая будет способствовать открытой коммуникации с целью самопознания и принятия подростками себя и других.
  • Модуль «Я и мой выбор» (линк)
    Связан с темой личностного и профессионального самоопределения, осознания участниками своих ценностей и установок для того, чтобы делать выбор. На занятиях подростки знакомятся с техниками и стратегиями выбора, учатся видеть свое влияние на происходящие с ними события, анализировать последствия своих действий и брать на себя ответственность за свой выбор. Модуль соотносится с потенциалом выбора и самоопределения в структуре личностного потенциала.
  • Модуль «Я иду к мечте» (линк)
    Соотносится с потенциалом достижения в структуре личностного потенциала. На занятиях этого модуля участники знакомятся со стратегиями целеполагания. Как сформулировать цель и двигаться к ней? Как сохранить настойчивость и оптимизм, когда сталкиваешься с трудностями? Если ситуация меняется, как быть гибким и суметь перестроиться, оставаясь при этом верным своим ценностям? Вот те вопросы, ответы на которые участники ищут в ходе занятий.
  • Модуль «Я справлюсь!» (линк)
    Соотносится с потенциалом жизнестойкости в структуре личностного потенциала. Подростки очень чувствительны к оценке, и занятия модуля позволяют им найти стратегии самосохранения в ситуациях, когда вера в себя оказывается под ударом. В результате прохождения этого модуля участники смогут узнать, как сохранить уверенность в себе и самоуважение. Они изучат техники управления собой и внешними ресурсами в стрессовой ситуации, стратегии поведения в ситуации буллинга.
  • Модуль «Я строю своё благополучие» (линк)
    Целью модуля является получение и развитие базовых специальных современных знаний и умений: финансовых, экономических, правовых и предпринимательских. Благодаря интеграции методики развития личностного потенциала в предметное содержание курс способствует не только усвоению предметного содержания, но и личностному развитию подростка.
  • Модуль «Я в цифровом мире» (линк)
    Задачи личностного развития решаются в данном модуле через область цифровой грамотности. На занятиях школьники осваивают новые инструменты и создают свой проект цифрового продукта, развивая при этом продуктовое и предпринимательское мышление.
  • Модуль «Управление собой» (линк)
    Ориентирован в большей степени на помощь подросткам в овладении инструментальными ресурсами личностного потенциала. Фокус модуля - это управление вниманием и копинг-стратегии. Подросток знакомится и осваивает разнообразные техники саморегуляции, вырабатывает собственную стратегию совладания со стрессом.
  • Модуль «Эмоциональный интеллект» (линк)
    Обогащает арсенал подростка техниками саморегуляции, направленными, в первую очередь, на управление эмоциями и поведением, а также даёт инструменты самопознания и понимания других людей.

Планируемые результаты

Здесь представлены планируемые результаты модулей в соответствии с актуальными требованиями ФГОС.

  • Модуль «Я и Ты» (линк)
  • Модуль «Я и мой выбор» (линк)
  • Модуль «Я иду к мечте» (линк)
  • Модуль «Я справлюсь!» (линк)
  • Модуль «Я строю своё благополучие» (линк)
  • Модуль «Я в цифровом мире» (линк)
  • Модуль «Управление собой» (линк)
  • Модуль «Эмоциональный интеллект» (линк)

    Скачать все файлы архивом (архив)

Инструменты оценки

Каждый модуль имеет свои инструменты оценки (диагностики), целью которых является отслеживание динамики развития в рамках конкретной темы. Оценка осуществляется с помощью следующих инструментов.

- Вопросы и задания для саморефлексии педагога и подростков;
- Вопросы для наблюдения за изменениями для педагога и родителей;
- Тесты на самодиагностику для педагога и подростков.

  • Модуль «Я и Ты» (линк)
  • Модуль «Я и мой выбор» (линк)
  • Модуль «Я иду к мечте» (линк)
  • Модуль «Я справлюсь!» (линк)
  • Модуль «Я строю своё благополучие» (линк)
  • Модуль «Я в цифровом мире» (линк)
  • Модуль «Управление собой» (линк)
  • Модуль «Эмоциональный интеллект» (линк)

    Скачать все файлы архивом (архив)

Презентации

К УМК разработаны презентации, которые педагог может использовать как на занятиях с детьми, так и на родительских встречах. В случае необходимости их можно дополнить своими слайдами.

  • Модуль «Я и Ты» (линк)
  • Модуль «Я и мой выбор» (линк)
  • Модуль «Я иду к мечте» (линк)
  • Модуль «Я справлюсь!» (линк)
  • Модуль «Я строю своё благополучие» (линк)
  • Модуль «Я в цифровом мире» (линк)
  • Модуль «Управление собой» (линк)
  • Модуль «Эмоциональный интеллект» (линк)

    Скачать все файлы архивом (архив)

Материалы для родителей

Материалы для родителей (линк) содержат описание некоторых инструментов и техник учебно-методического комплекта «Развитие личностного потенциала подростков», которые можно успешно использовать в семейном кругу; рекомендации специалистов по личностному развитию подростков, полезные советы по эффективным стратегиям взаимодействия. Эти материалы могут быть распечатаны и переданы родителям во время родительских встреч и совместных мероприятий, использованы на индивидуальных и групповых консультациях, а также могут быть выложены на цифровой ресурс школы.

Назад