*Нажимая кнопку «Стать волонтером», вы переходите на сайт платформы для волонтеров
Почему и зачем появилась наша программа
Несколько лет назад в Сбербанк стали поступать заявления об исчезновении крупных сумм со счетов выпускников детских домов в разных регионах России. Банк проводил проверку по каждому обращению. Причиной таких ситуаций была неосмотрительность и доверчивость пострадавших молодых людей. Ребята становятся жертвами мошенников, которым ничего не стоит уговорить их дать доступ к банковской карте.
У воспитанников детских домов практически отсутствует личное пространство, они живут в мире, где за них все решено и определено. Они не имеют возможности самостоятельно распоряжаться личными вещами, а значит, у них не формируются навыки принятия решений и механизмы защиты личной собственности. У ребят нет понимания реальной стоимости денег, они не приоритизируют покупки, а ориентируются на сиюминутные желания.
В 2020 году Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» была разработана Волонтерская программа «Финансовая грамотность для воспитанников детских домов». Мы предлагаем волонтерам стать ведущими образовательного курса по финансовой грамотности.
Цель программы: изменение финансового поведения воспитанников детских домов посредством формирования навыков, которые позволят воспользоваться полученными знаниями в реальной жизни. Программа разработана совместно с экспертами АНО «Центр равных возможностей для детей-сирот “Вверх”» и Благотворительного фонда для приёмных детей «Шалаш». Результат программы — дети учатся разумно обращаться с деньгами, защищаться от мошенников и приобретают практические навыки для осуществления простых финансовых операций: составление списка покупок, планирование бюджета или разговор с работником банка.
Экспертиза Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования показала, что все элементы комплекта учебно-методических материалов 1-го модуля программы:
соответствуют нормативно-законодательной базе в области образования и осуществления просветительской деятельности;
согласуются с концепцией Единой рамки компетенций по финансовой грамотности.
Программа реализуется силами волонтёров — ведущими образовательного процесса. Волонтёры объединяются в команду из 3–4 человек, регистрируются на цифровой платформе, проходят обучение, получают доступ к образовательным материалам, распечатывают сценарии занятий и раздаточные материалы и по согласованию с администрацией детского дома планируют расписание занятий.
Программа рассчитана на детей от 12 лет. Всё обучение построено на игровых симуляциях и моделировании реального опыта при решении повседневных (бытовых, жизненных) задач взрослого человека в отделении банка, магазинах и других объектах инфраструктуры города. Задача программы заключается в доведении до автоматизма простых алгоритмов действий, необходимых для решения повседневных задач.
Программа состоит из 3 модулей, в каждом из которых по 3 ступени (1 ступень — 5 занятий), и поддерживается автоматизированным сервисом — Цифровой платформой волонтёров, специально разработанной для организации их деятельности: формирования команд, обучения в формате видео, скачивания сценариев занятий, фиксации результатов воспитанников.
Что получает волонтёр
Доступ к цифровой платформе;
Контент курса;
Поддержку сообщества волонтёров;
Методическую поддержку и сопровождение экспертов фонда.
Занятие по финансовой грамотности в детском доме «Радуга», Иваново
Волонтер Программы - ведущий занятия по финансовой грамотности в детском доме «Радуга», Иваново
Занятие по финансовой грамотности в детском доме «Радуга», Иваново
Занятие по финансовой грамотности в детском доме «Радуга», Иваново
Занятие по финансовой грамотности в детском доме «Радуга», Иваново
Занятие по финансовой грамотности в детском доме «Радуга», Иваново
Занятие по финансовой грамотности в детском доме «Радуга», Иваново
Занятие по финансовой грамотности в детском доме «Радуга», Иваново
Занятие по финансовой грамотности в детском доме «Радуга», Иваново
Занятие по финансовой грамотности в детском доме «Радуга», Иваново
Занятие по финансовой грамотности в детском доме «Радуга», Иваново
Занятие по финансовой грамотности в детском доме «Радуга», Иваново
Занятие по финансовой грамотности в детском доме «Радуга», Иваново
Занятие по финансовой грамотности в детском доме «Радуга», Иваново
Занятие по финансовой грамотности в детском доме «Радуга», Иваново
Занятие по финансовой грамотности в детском доме «Радуга», Иваново
Занятие по финансовой грамотности в детском доме «Радуга», Иваново
Волонтер Программы - ведущий занятия по финансовой грамотности в детском доме «Радуга», Иваново
/
К чему мы стремимся
Мы стремимся к качественным и устойчивым результатам, поэтому команда волонтёров должна быть готова:
Провести минимум 5 занятий за 6 месяцев (одна ступень).
Регулярность формирует необходимые навыки и паттерны финансово грамотного поведения.
Не менять командный состав в течение программы.
На группу из 12 детей необходимо 3 взрослых. Постоянный состав команды способствует психологическому комфорту детей.
Стать для воспитанников «значимым взрослым».
Воспитанники детских домов нуждаются в «значимом взрослом» — человеке, к которому они могут обратиться с вопросом и который положительно оценивает их.
Цифры программы 2021
1000
обучающихся из детских домов
87
волонтерских команд
50
детских домов
47
городов
Если вы хотите принять участие в программе «Финансовая грамотность для воспитанников детских домов» в качестве волонтёра
Задача программы заключается в обучении воспитанников детских домов простым алгоритмам действий, необходимым для решения жизненных задач: составление списка покупок и следование ему, разговор с работником банка, подсчет расходов, приоритизация трат и т.п.
Программа рассчитана на детей от 10 лет. Всё обучение построено на игровых симуляциях и реальном опыте при решении повседневных задач взрослого человека в отделении банка, магазинах и других объектах инфраструктуры города. С помощь тренировки выполнение необходимых действий доводится до автоматизма. От занятия к занятию уровень сложности заданий возрастает. Детям не читают лекции и не рассказывают теорию.
С помощью образовательных и психолого-педагогических инструментов программа формирует и закрепляет финансово грамотное поведение у воспитанников детдомов.
Скрыть
Какие есть обязательные требования для участия в Программе?
Для участия в программе необходимо:
Собрать команду волонтеров и зарегистрировать ее на Платформе (создать страницу команды и пригласить туда участников).
Пройти дистанционное обучение на Платформе.
Быть готовым провести 5 занятий за год, что предполагает обязательный выезд в детский дом для проведения обучения, тщательную подготовку к каждому занятию, работу с формой для отслеживания результатов детей.
При отсутствии своей команды подать заявку на включение в уже существующую команду волонтеров. Как только в городе вашего проживания появится команда, к которой можно присоединиться, организаторы Программы обязательно вас добавят.
Скрыть
Вы берете в волонтеры всех? Или есть отбор?
На первом этапе работа ведется с готовыми командами. Каждый член команды оформляет заявку на Цифровой Платформе, тем самым соглашаясь с тем, что готов:
провести минимум 5 занятий за год;
работать в команде из 3-х волонтеров (как минимум);
пройти онлайн обучение методике преподавания финансовой грамотности воспитанникам детских домов;
выдержать психологически сложный контекст работы с воспитанниками детских домов.
Скрыть
Могу ли я стать волонтером, если у меня нет экономического образования?
Да, можете. Наличие или отсутствие экономического образования не влияет на качество работы волонтера. На занятиях «Курса по финансовой грамотности» мы говорим о деньгах, о базовых финансовых понятиях и бытовых вопросах, которые среднестатистическому взрослому кажутся простыми, но оказываются сложными для ребенка из детского дома.
На качество работы влияют:
желание работать с детьми,
готовность посвящать достаточное количество времени этой программе,
стремление развиваться, знакомиться с педагогическим инструментарием и методикой работы с детьми из детских домов.
Скрыть
Меня возьмут в волонтеры, если я из другого города?
Да, зарегистрироваться в Программе, представленной на всей территории России, могут команды из разных городов. При наличии сформированной команды можно обратиться к руководству социального учреждения (детского дома в вашем городе) с предложением о проведении обучающих занятий «Курса по финансовой грамотности для воспитанников детских домов».
Скрыть
Могу ли я стать волонтером, если мне нет 18?
Нет.
Скрыть
Моя команда не выезжала в детский дом и не проводила занятия. Какие могут быть последствия?
Механизм Платформы устроен таким образом: если команда волонтеров не фиксирует выезд в детский дом, и на странице команды нет активности, то через полгода страница удаляется (об этом участникам команды приходит уведомление на почту). Если волонтеры из удаленной команды готовы вновь активно включиться и на регулярной основе приезжать в детский дом проводить занятия, то они могут создать новую страницу команды.
Скрыть
Сколько стоит участие в Программе? А волонтерам платят?
Участие в Программе бесплатное. Цель Программы – подготовить детей к жизни после выпуска из детского дома, повлиять на их будущее, а значит, на наше общее будущее в лучшую сторону. Именно по этой причине все образовательные материалы, обучение, доступ к ресурсам и поддержке сообщества предоставляются безвозмездно.
Работа волонтеров не оплачивается. Важно помнить, что
волонтерство - это не только помощь
другим, но и отличное средство для личностного роста и развития полезных навыков: наставничества, работы в команде, лидерских
качеств, эмпатии, эмоционального интеллекта, осознанности и финансовой грамотности.
Скрыть
Кто организует Программу?
Благотворительный фонд «Вклад в будущее» при поддержке ПАО Сбербанк. Образовательные материалы занятий «Курса по финансовой грамотности» разработаны совместно с АНО «Центр равных возможностей для детей-сирот “Вверх”» и БФ «Шалаш».
Скрыть
Я все-таки решился стать волонтером. Что делать и кому обращаться, если у меня потом вдруг возникнут вопросы?
Ответы на часто задаваемые вопросы размещены в разделе FAQ. Задать вопрос можно в разделе «Форум» на Платформе, где найти решение помогут опытные волонтеры и эксперты Программы. Если вы не нашли ответа на ваш вопрос на Форуме, вы всегда можете обратиться к организаторам Программы, отправив свой вопрос на почту: fg@vbudushee.ru
Если вы зарегистрировались от партнерской организации, за помощью вы можете обратиться к представителям своей организации.
Скрыть
Зачем волонтеру проходить обучение?
Эксперты и методисты, разрабатывая Программу, предусмотрели решения для многих сложных ситуаций или вопросов, с которыми могут столкнуться волонтеры при проведении занятий.
В обучении несколько блоков: знакомство с контекстом жизни детей из детских домов, методика «Курса по финансовой грамотности», педагогические инструменты работы с группой.
Волонтерам важно понимать контекст, в котором живут воспитанники детских домов, знать о сложностях, с которыми они сталкиваются. Каково это жить в мире общей собственности? С чем связаны проблемы с концентрацией? Как складываются отношения с финансами во время пребывания в детском доме? Знание контекста поможет лучше понять принципы «Курса по финансовой грамотности» и найти общий язык с детьми. Знание методики позволит грамотно и эффективно вести занятия с воспитанниками детских домов. Важная часть обучения - освоение педагогических инструментов для работы с группой, которые помогают справиться даже с самыми непростыми ситуациями в волонтерской работе – переключение/удержание внимание, работа с агрессией, конфликтами и буллингом.
Скрыть
Как именно отбираются детские дома для участия в Программе?
В Программе участвуют:
подшефные детские дома Сбербанка;
детские дома от партнерских НКО, от которых пришел запрос на участие в Программе (Фонд связывает представителя волонтерской команды с руководством НКО);
детские дома, которые подключились к программе по инициативе команды волонтеров. В этом случае команда волонтеров, заинтересованных в сотрудничестве с конкретным детским домом, самостоятельно связывается с руководством социального учреждения. Описание «Программы развития финансовой грамотности для воспитанников детских домов» для предоставления руководству социального учреждения можно получить, направив свой запрос на почту: fg@vbudushee.ru.
Скрыть
Можно ли заранее познакомиться с руководством и детьми из того детского дома, где я буду работать?
Да, конечно. Коммуникация с руководством детского дома - это ответственность волонтерской команды и/или куратора волонтерских команд партнерских организаций, от которых вы пришли. Организаторы Программы не выходят на прямую коммуникацию с детскими домами. Программа является ресурсным центром, где:
волонтеры могут пройти обучение;
можно получить сценарии занятий, написанные на доступном для детей языке, с учетом контекста их жизни и психологии;
можно познакомиться с апробированной методикой «Курса по финансовой грамотности для воспитанников детских домов»;
предоставляется удобная форма для фиксирования и отслеживания результатов обучения;
организована площадка для обмена опытом волонтеров.
Скрыть
Как подготовиться к занятиям?
Самый эффективный способ подготовиться к занятиям - собраться очно с участниками команды и вживую проиграть сценарий занятия.
Перед занятием необходимо:
распечатать раздаточные материалы на всех участников;
прочитать сценарий;
поделиться на роли (кто будет ведущим, кто будет помогать фиксировать результаты, кто будет выполнять задания);
отрепетировать проведение занятия;
узнать о технических возможностях учреждения, в котором планируется провести занятие;
удостовериться в готовности презентаций и всех волонтеров вашей команды, технической готовности (презентации, компьютеры и т.д.).
Скрыть
Сколько занятий необходимо провести? Могу ли я провести только одно занятие с целью проверить свои силы?
Одно из основных условий участия в Программе - это готовность волонтеров провести занятия хотя бы одной ступени (5 занятий за год).
Если вы пока не готовы взять на себя роль ведущего занятия, вы всегда можете поменяться ролями внутри команды, взяв на себя проведение игр или фиксирование результатов.
Ваше участие в Программе принесет в разы больше пользы, если будет регулярным. В мире волонтеров хорошим тоном является последовательная работа с одними и теми же подопечными.
Скрыть
Почему команда волонтеров должна состоять из 3-х человек?
Уже имеющийся у нас опыт проведения занятий показывает, что для равномерного распределения внимания на 12 детей необходимо 3 взрослых, у каждого из которых своя роль. Один волонтер является ведущим. Двое наблюдают, фиксируют результаты, помогают вовлекать, решают конфликты; а при делении на группы в играх - становятся игротехниками или модераторами группы.
Скрыть
Я могу поменять команду волонтеров?
Нет, и для этого есть важная причина - со сменой команды меняется и группа учеников, для которых проводятся занятия, что нарушает принципы методики Программы. Постоянство и предсказуемость взрослых снижает стресс детей, а значит, им легче учиться. Если вы вступили в Программу, пожалуйста, проведите занятия хотя бы одной ступени (5 занятий за год).
Скрыть
Откуда брать материалы для занятий? Где печатать раздатку?
Материалы для занятий доступны на Платформе - они размещены на странице занятия во вкладке «Подготовка», там же размещены ролики-видеоинструкции к занятиям. Материалы команда печатает самостоятельно. Условия для печати: цветная печать и соответствие уже заданным параметрам для печати.
Скрыть
Я боюсь, что буду испытывать жалость к детям. Что делать?
Жалость – чувство естественное, но не всегда конструктивное. Этот тот самый «плохой парень» («плохой парень» - убеждения, не позволяющие нам здраво смотреть на вещи), который может парализовать. Жалость нужно трансформировать в активные действия, направленные на улучшение качества жизни ребят. Ваше решение стать волонтером и помочь детям подготовиться ко взрослой жизни вне детского дома – и есть то самое активное действие. За этим, казалось бы, маленьким шагом стоит ваш большой вклад в благополучное будущее каждого выпускника детского дома.
Но что делать, если вы чувствуете жалость?
Признать свои чувства. Проговорить вслух или про себя: «Да, я испытываю жалость, это нормально». Подумать: «А почему я испытываю жалость?»
Выдохнуть, успокоиться. Например, может помочь дыхательная практика - подсчитать количество вдохов-выдохов за минуту, покачаться на ступнях, почувствовать устойчивость.
После подумать: «А как я могу помочь? Какое конкретное действие (пусть маленький шаг) я могу совершить, чтобы улучшить будущее этого ребенка?» Нет ничего плохого в том, что вы испытываете жалость, но брать ее с собой в дорогу не нужно.
Перейти к практике.
Вы молодец! Вы побороли этого «плохого парня».
Скрыть
Дарят ли детям подарки в конце программы?
Мы придерживаемся принципа: «Дарим возможности, а не подарки». Традиционная практика дарения подарков детям давно признана неэффективной. Воспитанникам и выпускникам детских домов нужна совсем другая поддержка: наставничество, образование, профессиональная и социальная адаптация, помощь в освоении навыков, требуемых во взрослой, самостоятельной жизни. Цель нашей программы – помочь детям до автоматизма отработать алгоритмы простых действий, которые помогут им в реальной жизни правильно обращаться с деньгами, копить на мечту, планировать личные расходы, совершать покупки на нужную сумму, разбираться в вопросах, связанных с кредитами, не попадаться на удочку мошенника. Мы верим, что благодаря занятиям дети после выпуска из детского дома смогут успешно адаптироваться ко взрослой жизни.
Скрыть
Куда жаловаться, если дети себя плохо ведут?
Для начала необходимо определиться, что для вас значит «плохо себя ведут». Шумят? Не понимают инструкций? Не соблюдают правила? Или обзываются, срывают занятие?
Важно отрефлексировать с командой: «что идет не так?». Если дети срывают занятие, почему у них это получается? Какие потребности детей могут быть не закрыты, если дети шумят? Может быть в комнате душно? Если дети не понимают инструкций, может быть, это связано с их психологическими особенностями?
Если у вас возникли сложности с поведением детей на занятии, вы можете обратиться за помощью на форуме или посмотреть материалы по теме.
Если не получается справиться своими силами, командой волонтеров, обратитесь к руководству социального учреждения. Главное, помните - будьте корректны, контролируйте свои эмоции и относитесь к детям уважительно.
Скрыть
В моей группе травят одного ребенка, что делать?
Если вы столкнулись с проблемой травли, обязательно поставьте в известность руководство социального учреждения. Травля – болезнь группы, а значит, работать с проблемой должен человек, который хорошо знаком с членами группы, руководит ею, может задавать правила игры. Только, точно ли это травля, а не конфликт?
У травли есть три составляющие:
насилие в той или иной форме,
систематичность, постоянство, направленность на одного и того же человека,
групповое действие или действие при поддержке группы.
Если у кого-то из ребят нет друзей, его не любят и неохотно принимают в игру, но насилия в адрес ребенка нет, это не травля - это непопулярность. Если сегодня дети поругались или подрались, а теперь они вместе играют и взаимодействуют на равных, это не травля, это - конфликт. Если один ребенок кого-то задирает, но другие его не поддерживают, это не травля, а агрессивное поведение одного ребенка.
С каждым из этих случаев можно и нужно работать. Как научиться? Для этого можно изучить образовательные материалы в разделе «Обучение» на Платформе или спросить совета у опытных волонтеров в разделе «Форум».
Скрыть
Может ли команда начать обучение со второй или третьей ступени?
Да, может. Перед началом занятий необходимо провести диагностику для определения уровня знаний детей. Если по результатам диагностики вы видите, что ребенок может освоить программу сразу 2 или 3 ступени, то, конечно, можно начинать сразу с нее.
Стоит помнить, что каждому волонтеру необходимо пройти обучение по теоретическому блоку (знакомство с контекстом, методикой, педагогическими инструментами), независимо от того, с какой ступени команда начинает проведение занятий. Регулярно обновляйте знания. Здорово, если у вас получается пересматривать ролики с педагогическими инструментами через каждые 2-3 занятия.
Скрыть
Не нашли ответа на свой вопрос?
Воспользуйтесь формой обратной связи, чтобы задать вопрос.