21.01.2021
2999
Article

Как «взломать» детский сад: чего не хватает российской дошколке

киндер_1200.jpg Background vector created by vectorpocket - www.freepik.com
Детский сад часто считают просто местом «ухода и присмотра». Главное, чтобы не убился. На деле же дошкольное образование и то, что переживает и чему учится ребёнок в детсаду, — это важнейшие моменты его становления и развития. Разбираемся, чего так не хватает российской дошколке и как это можно изменить.

1. Внимания к особенностям возраста

Начать стоит с того, что период до шести-семи лет — это очень важный этап развития ребёнка. Он определяет его будущие успехи и личное счастье. «Главное в этом возрасте — как следует наиграться. Именно сюжетно-ролевая игра помогает формировать самые разные навыки. Проигрывая ситуации из реальной жизни, ребёнок учится воспринимать другого человека, вставать на его позицию, видеть альтернативную точку зрения. Взять хотя бы игру в больницу. „Я врач, а мой партнёр — пациент, у меня есть определённые правила, по которым я должен с ним общаться“. Если ребёнок вдоволь не наиграется, то в школе ему будет непросто», — объясняет Ирина Воробьёва, научный сотрудник лаборатории развития ребёнка Института системных проектов МГПУ.

Занятия в детских садах и на курсах раннего развития должны соответствовать ведущей деятельности ребёнка. В случае с дошкольниками — той самой сюжетно-ролевой игре. Ей важно посвящать достаточно времени, уметь создавать эту самую игру, давать детям свободу и стимулировать общение. Кричать «Вас много, а я одна», рассаживать детей и рассказывать им про многообразие природного мира — жестоко и бессмысленно. Для всех. И, кстати, это относится к тиражированию поговорки «Когда я ем, я глух и нем». Ведь, как и у взрослых на работе, обед в детском саду — отличная возможность пошутить, поболтать и поделиться чем-то важным.

«Свободная игра — то, чего не хватает большинству детских садов. В некоторых можно найти полчаса в первой половине дня, когда дети могут делать всё, что хотят, без конкретно обозначенных задач. Но 25–30 минут — это очень мало. Игровая деятельность тянет за собой развитие мышления, памяти, воображения», — говорит Ирина Воробьева.

2. Умения встроиться в игру

Мы часто относимся к детям как к каким-то маленьким существам, которые как будто бы существуют в мире «ниже нашего». Вертикаль системы образования и воспитания — это классика. Но и для дошколки критически важно, чтобы ребёнок как личность был центром педагогического процесса, а окружающие его взрослые обеспечивали бы ему познавательную и интересную среду, внутри которой можно решать самые разные педагогические задачи.

Погоня за успехом — это часть нашего времени, но для детей в детском саду важнее всего развитие личности, эмоциональное развитие, чем достижение определенного уровня счета, скорости чтения и прочего. С этим потом прекрасно справится школа.

Интеллектуальное развитие детей в программе дошколки должно быть напрямую связано с эмоциональным, никак не иначе

При этом важно, чтобы взрослый был рядом с детьми, умел органично встраиваться в работу с детьми. В той же игре часто важно не предложить игру, а, например, включиться в ту, которая уже активна, направить ее. Взрослый всегда может обогатить игру новыми смыслами, не разрушая сюжет. Задать открытый, наводящий вопрос, поинтересоваться ходом событий. Главная задача — активизировать детское мышление.

3. Общения за рамками группы

Мы привыкли, что в садах все ранжировано по возрасту. Одна группа — один возраст. Даже на прогулках детей разводят по разным площадкам. Так было заведено, и так остается до сих пор, хотя многочисленные исследования показывают, что детям важно и полезно быть всем вместе, малышам со старшими и наоборот.

Жизнь в разновозрастных группах полезна и для эмоционального развития детей, и для естественного саморазвития.

Разновозрастные группы сейчас крайне редко бывают в государственных детских садах, иногда практикуются в частных. Обычные возражения: «Сложно организовать», «Программы не адаптированы для разных возрастов», «Что мы будем делать с режимом дня?». На самом деле решить эти проблемы не так сложно, если опять же помнить, что детский сад — это не место исключительной реализации учебных целей. Режим — и это уже освоено — можно легко организовать для смежных групп, учебную и игровую деятельность тоже можно достаточно просто перевести в разновозрастной режим: по-разному включать детей в игру, давать задания разной сложности, давать разные мотивационные посылы для каждого возраста.

И даже не меняя привычную возрастную структуру, можно легко попробовать хотя бы в отдельных задачах и заданиях попробовать объединить детей разных возрастов: в игре на улице, при подготовке множества утренников и праздников.

4. Нелинейности обучения

В детском саду или на развивающих курсах могут прекрасно преподавать изобразительное искусство, заниматься развитием речи и другой деятельностью, но эти занятия обычно никак не связаны друг с другом. Без междисциплинарности у ребёнка не формируется целостная картина мира.

Взять хотя бы математику: её можно изучать, рассматривая картины Малевича, выискивая и сравнивая разные фигуры; учиться измерять рост и расстояние не только линейкой или рулеткой, а альтернативными способами — ложками, шагами, книгами, скакалками. Так дети учатся находить выход из любой ситуации, мыслить не в едином шаблоне.

Неверно разделять когнитивное, социально-эмоциональное и творческое развитие

Всё это складывается в личностный потенциал, который и нужно помогать развивать. И, пожалуй, самый верный способ раскрыть его — приучить ребёнка задавать вопросы и искать решение задач, у которых нет единственно верного ответа.

5. Уважения. Да, именно так

Хотя ребёнку важно оставаться ребёнком, это не значит, что взрослые не должны относиться к нему с уважением. Это не так сложно, как может показаться.

Педагог всегда должен находиться на одном уровне со своими подопечными, в одном кругу. Смотреть глаза в глаза, а не сверху. Делаем коллажи — он клеит вместе со всеми. Спрашивает детей, где они живут, — рассказывает и о себе.

Детям хочется чувствовать причастность взрослых к их жизни, знать об их переживаниях и эмоциях. Но этого, к сожалению, пока нет

Мы точно должны научиться уважать своих детей, и тогда они будут уважать нас и вспоминать своих воспитателей с большой любовью, потому что это самое важное — дать ребёнку почувствовать, что он имеет право на мнение, на высказывание. А не говорить с ним языком аксиом и догм.

Взрослые привыкли всё контролировать, знать ответы на вопросы, которые задаёт ребёнок. Почему желтеют листья? Откуда и куда дует ветер? Почему я бегу быстрее, чем Петя? Этого очень боятся многие воспитатели и педагоги, потому как не могут сразу дать готовый ответ. А зря — это совсем не страшно.

Взрослые вообще редко спрашивают детей о чём-то, они больше любят сами рассказывать. Взять хотя бы изобразительное искусство. Покажем, например, детям картину Пиросмани «Лев с саблей». Один говорит: «Лев — защитник». Другой говорит: «Ты что? Ты знаешь, что он очень злой. Это агрессивное животное». Совершенно разные точки зрения, при этом обе имеют право на жизнь. Важно, чтобы взрослый понял: не бывает неправильных ответов.

6. Умения озадачить, а не «озаданить»

Вместо чётких заданий с правильными ответами дошкольникам лучше давать исследовательские задачи. Их задача в том, чтобы дети самостоятельно искали ответ на поставленный вопрос, изобретали разные пути решения задачи. Вопрос, кстати, они могут задавать сами.

Вот пример того, как это выглядит: педагог приносит на занятие ворох влажных листьев и просит трёхлетних детей прикрепить их на доску. Доска магнитная, рядом лежат магниты. Кто-то увидел, что есть какое-то приспособление, которое вроде как может помочь, — берёт и крепит лист на магнит. Другой просто лепит сырой лист к доске. Дальше обсуждает с детьми: каких цветов бывают листья? Почему осенью они меняют цвет? У какого дерева какой лист? Никаких закрытых вопросов, никакого назидательного тона. Они просто пробуют, проверяют свои предположения, сами задают вопросы и приходят к осознанию того, как устроена такая, казалось бы, простая вещь, как листва.

Тем временем часть листьев высохла, и те, которые не прикрепили магнитами, упали с доски. Дети пытаются вернуть их на место — уже не получается. Опытным путём, через рассуждения они понимают, что помогла им влага. Намочат листья и снова прикрепят на доску. А кто-то поймёт, что некое приспособление может удержать и сухой лист, — магнит. И использует его. Вот так трёхлетки могут справиться с конкретным проектом.

7. Классного пространства

Детский сад — это не только дети, педагоги и родители. Это ещё и пространство, в котором дети находятся с утра до вечера каждый будний день. Просто задумайтесь об этом. Очень часто детский сад выглядит протокольно — да, там маленькие стульчики и столы, но всё остальное сделано только для взрослых. Протокольные выставки детских достижений на шкафчиках — там, где дети их не видят.

В игровых половина игрушек убрана или просто находится вне доступа ребёнка, а книги и вовсе убраны подальше

На деле среда в детском саду — это часть образования. Да, даже те самые выставки поделок. Ребёнок должен свободно выбирать игрушки, материалы, у него должна быть возможность персонализировать пространство (и это не наклейка с крокодилом на шкафчике и кровати, теперь ты — крокодил).

Но даже в старых садах можно приложить усилия и сделать среду той самой персонализированной и развивающей, о которой мы говорим. Можно опустить картины на выставке на уровень глаз ребёнка, попробовать иначе организовать пространство в спальне и игровой, использовать трансформируемую мебель (да, в том числе в спальнях), научиться трансформировать привычное пространство, сделать стены, мебель пространством для творчества (именно творчества, а не подражания и не выполнения всеми и разом задания воспитателя).


Данный материал является частью большого проекта, посвященного развитию у детей личностного потенциала и ключевых компетенций XXI века. О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как меняется мир, и показываем, какие навыки помогут ребенку гармонично жить в меняющейся реальности. Другие материалы проекта раскрывают темы развития социально-эмоционального интеллекта, финансовой и цифровой грамотности, когнитивного развития, инклюзии в школе и др. Проект подготовлен совместно с сайтом об образовании и воспитании детей Мел.

автор материала
Кирилл Матюпатенко
Назад