В индустриальную эпоху, ключевыми навыками, определявшими успех человека, были чтение, письмо и арифметика. В XXI веке акценты смещаются в сторону других навыков: это умение взаимодействовать с окружающими и работать в команде, лидерство, творческое и критическое мышление, умение работать с изменениями и достигать результата.
Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» инициирует и поддерживает программы и проекты, которые способствуют развитию у детей универсальных
компетентностей и
новых грамотностей, актуальных для быстро меняющегося мира XXI века. Миссия нашего фонда – прилагать усилия к тому, чтобы люди уверенно чувствовали себя в современном мире и могли отвечать на вызовы XXI века. Что это за вызовы?
Во-первых, это вызов неопределенности – мир вокруг нас стремительно изменяется и трудно предугадать, что может произойти в ближайшее время. Во-вторых, это вызов сложности – больше не нужны примитивные, адаптивные решения, основанные на стереотипах. Третий вызов – это вызов разнообразия, требующий от всех вариативности во взглядах, поступках и результатах нашей деятельности, в продуктах, которые мы создаем. Не теряет своей актуальности и еще один вызов современности – повышение личной ответственности каждого из нас за происходящее вокруг.
Даже нам, взрослым, бывает очень непросто жить и работать в условиях постоянно повышающихся требований, которым должен соответствовать человек сегодня, поэтому усилия нашего фонда направлены на то, чтобы подготовить детей к самостоятельной жизни.
Значимость «навыков XXI века» заключается в том, что они позволяют лучше ориентироваться в разных дисциплинах и разбираться в потоках новой информации – в первую очередь, благодаря развитию навыков и
компетенций, позволяющих находить и использовать необходимые знания. Наша задача - создать для детей возможности, используя которые ребенок сможет получать знания, планировать свою деятельность и ставить цели, понимать себя, оценивать свои силы и определять интересы, стремиться к саморазвитию и самообучению, быть успешным и счастливым.
Финансовая грамотность
Финансовая грамотность ‒ один из важнейших навыков XXI века, поскольку от уровня финансовой культуры населения зависит уровень жизни в стране. Необходимо привить этот навык детям, обучив их принимать эффективные финансовые решения, структурировать свои доходы и расходы, планировать их, а также правильно инвестировать накопленные средства.
Социально-эмоциональное развитие
Социальный и
эмоциональный интеллект в настоящее время рассматриваются мировым образовательным сообществом как ключевые навыки XXI века и предполагают развитие у детей способностей распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные для эффективного решения практических задач. Дети должны научиться ставить перед собой жизненные цели и достигать их, управлять своим
мышлением, эмоциями, поведением и уметь взаимодействовать с другими людьми.
Цифровая грамотность
Набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернет. Развивать цифровые навыки у школьников необходимо, чтобы они могли уверенно ориентироваться в новом цифровом мире, имея необходимые знания и умения в области машинного обучения, анализа данных, технологий искусственного интеллекта и программирования, безопасности в киберпространстве.
Когнитивное развитие
Когнитивные способности – это психические процессы в человеческом организме, направленные на прием и обработку информации, решение задач и генерирование новых идей. Развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, внимание, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика критически важно для успеваемости ребенка. Хорошо развитые когнитивные способности помогают ребенку быстро и эффективно овладевать языком, понимать психическое состояние другого, концентрироваться, воспринимать и считывать информацию, делать правильные выводы. Учеба ребенку с развитыми когнитивными навыками дается без особых трудностей, но работать над когнитивными способностями ребенка нужно с младенчества.
Назад