Мы часто и много говорим о том, как изменить школу, чтобы выпускники не просто успешно сдавали ЕГЭ, владея определенным набором знаний, но и могли потом применять в жизни то, чему они научились в школе. Но как это сделать на практике? И какое отношение к этому имеет новая грамотность и универсальные компетентности? Давайте разберемся по пунктам.
Да, мы привыкли воспринимать слово «грамотность» линейно. Но даже в самом простом понимании грамотности изначально были чтение, письмо и счёт, так называемые 3R (Reading, wRiting, aRithmetic). Эта грамотность остается базовой и сейчас, никто не выбрасывает её за борт образования, потому что она лежит в основе процесса обучения. Это так называемая универсальная инструментальная грамотность — она не привязана к конкретному контексту. В современном мире мы пользуемся ею не только на бумаге, но и в цифровой среде (так вырастает цифровая грамотность).
Такая грамотность — это то, что позволяет ребенку и взрослому учиться в мире, в котором опыт, информация передаются словами и их символическим изображением (буквами, цифрами, рисунками).
Второй тип грамотностей — это специальные (предметные) современные грамотности. К их числу относятся, например, финансовая грамотность, культурная, гражданская и так далее. Они опираются на первый тип грамотности, который мы даём детям. Этот набор пополняется со временем — в зависимости от того, как меняется наш мир и знания о каких сферах жизни в нем становятся важны для каждого человека. И именно поэтому комбинация двух типов грамотности позволяет нам уже в школе давать детям больше возможностей для восприятия мира, активного с ним взаимодействия и участия в самом процессе образования.
И если мы посмотрим на слово «грамотность» даже под традиционным углом, мы увидим, что тут нет никакого противоречия. Неграмотность всегда была барьером для движения вперёд или просто действия.
Это способность человека действовать определенным образом в определенной ситуации — в том числе даже неосознанно. Формально компетентность — это сочетание знаний, навыков и деятельностных установок, которыми владеет ребенок (и взрослый человек, конечно, тоже), для совершения различных действий — в учебе, в жизни, в работе. При этом знания включают в себя «большие идеи», относящиеся к какому-либо вопросу (понимание принципов, позволяющих воспринимать этот вопрос, вырабатывать к нему отношение), навыки — способность действовать, используя эти знания в той или иной реальной ситуации, а установки — это принципы, которые определяют реакцию человека на других людей, идеи, ситуации. То есть это тренируемая способность решать разнообразные задачи в самых разных ситуациях.
Компетентности формируются постепенно, тут нет единой линии, жестко ограниченной временем и оценочными планками. Но при этом они необходимы человеку для личного развития, самореализации, участия в жизни своего общества. Универсальные компетентности делятся на три вида (хотя чаще всего работают, переплетаясь, все вместе одновременно):
компетентность мышления — навыки критического и креативного мышления, способность находить, придумывать и выбирать решение;
компетентность взаимодействия с другими людьми — навыки сотрудничества, способность договариваться, адаптироваться к людям, лидерские качества;
компетентность взаимодействия с собой — самоконтроль, саморегуляция и рефлексия.
Да, обязательно, причем это естественная часть основного учебного процесса. Давайте попробуем подумать, как за последнее время менялась концепция образовательного процесса. Раньше в центре был учитель, который доносил знания до учеников. Сейчас мы приняли ценность ученика (или стараемся принять) — его интереса и опыта, позицию первооткрывателя. То есть в конце концов результатом образования становится не грамотно донесённое знание, а активный и заинтересованный ребенок, который умеет эти знания добывать, использовать их, рефлексировать, работать вне рамок «туннельного подхода», который не зазубрил не очень понятные или нужные ему факты, а разобрался в них и научился их применять там, где они могут быть полезны.
Результатом образования становится активный и заинтересованный ребенок, который умеет «добывать» знания, использовать их и рефлексировать.
Зачем это нужно? Мир изменился — мы часто говорим эту фразу, но это так, и вряд ли можно сказать иначе. Если сегодня дать ребенку минимальный фиксированный набор предметных знаний (но не научить самостоятельно чему-то учиться в дальнейшем, не научить воспринимать и оценивать новую информацию), это серьезно ограничит будущие возможности ребенка, его гибкость по отношению к миру, лишит выбора своего пути. Наш мир быстро и не всегда предсказуемо меняется, будущее слишком неопределённо, чтобы можно было наверняка предугадать, какие именно знания будут востребованы, тогда как способность учиться самостоятельно, выявлять важную информацию и отсеивать лишнее поможет вовремя адаптироваться к новым условиям.
Увы, нет. Проведённый в 2018 году опрос показал — чем моложе учитель, тем вероятнее он ориентирован на классическую передачу знания и тем реже его типичный урок включает практики развития современных навыков. Интересно, что именно учителя старшей возрастной группы стремятся раскрыть личностный потенциал детей, научить их думать и анализировать.
Но при этом среди всех универсальных компетентностей только навыки критического мышления кажутся педагогам задачей школы. Например, лишь 25 % опрошенных педагогов видят в числе своих задач развитие у детей навыков общения и совместной работы, меньше 3 % готовы работать с установкой уважительного отношения к окружающим. Меньше половины учителей готовы принять позицию, что школа должна учить ребенка применять знания в реальной жизни. Но именно школа должна работать с учениками над развитием этих навыков, потому что думать о них на рабочем месте уже слишком поздно.
Нет, речь идет о новом взгляде на существующую систему, о более глубоком подходе. Всем уже очевидно, что просто пересмотр набора школьных предметов не работает: добавить один предмет, убрать другой — такой вариант не срабатывает. Так возникает лишь перегрузка учебной программы; к тому же очень часто то, чему мы начинаем учить детей в начальной школе, к 11-му классу уже устаревает. Именно поэтому стоит менять не столько перечень предметов и основных тем, сколько подход к их изучению и методы, которыми это делается.
Акцент должен быть на понимании принципов, взаимосвязей и закономерностей, а не запоминании отдельных фактов. Важнее понять, почему возникают социальные конфликты, чем запомнить последовательность и даты сражений.
Важнее понять, почему возникают социальные конфликты, чем запомнить последовательность и даты сражений
Конечно, новый подход должен быть отражен и в итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ), иначе учителя будут разрываться между подготовкой к экзаменам и добросовестным глубоким обучением, рассчитанным на долгосрочную перспективу. Просто ГИА тоже получает новые смыслы: проверяет не множество заученных фактов и формул, а понимание принципов, способность узнавать их и переносить из одного контекста в другой, способность убедительно и аргументированно выражать свои мысли и т. д. Тем самым проблема «натаскивания» школьников на ЕГЭ снимется сама собой: к новому экзамену нельзя натаскать, надо научить ребенка мыслить, рассуждать.
Главное — принять то, что вы не «гоните» учебный материал по установленной программе, а стараетесь поддержать ученика в его собственном обучении. Очень важно, чтобы задачи, которые вы ставите перед детьми, были им близки, связаны с их жизнью здесь и сейчас. Важно предлагать задания, которые требуют собственного творческого вклада ученика. Чтобы у ребенка возникало желание двигаться вперед, выбирать себе то, что ему интереснее и ближе. Важно: это не значит, что ребенок предоставлен самому себе (и может выбрать путь полегче и пропустить что-то действительно важное). Это значит, что учитель задает общее русло, внутри которого ученик прокладывает наиболее подходящую для него траекторию — но, двигаясь по своей траектории, ученик постигает все те принципы и «большие идеи», которые объективно важны для данного предмета и межпредметной плоскости.
Большую роль играет оценивание: не оценка (сухая цифра), а живой содержательный отклик учителя, «зеркало», показывающее, что в работе получилось здорово, а что могло бы быть лучше. Оценивание должно не пугать (страх плохой оценки), а вдохновлять на новые задачи. Важен словесный комментарий (устный или письменный), поясняющий удачные и неудачные стороны ученической работы («Убедительно описаны переживания персонажа», «Мне понравился выбор слов для описания…», «Задачу про яблоки ты решал правильно, но не учёл…» и т. п.) или оценивающий усилия ученика («Молодец!», «Очень хорошо!», «Знаю, тебе было сложно, но ты справился!» и т. п.). Огромную роль такой отклик приобретает в условиях дистанционного обучения, когда живой контакт между учителем и учениками поддерживать труднее.
Если же говорить о конкретных педагогических методах, то их три, и работают они все вместе (это не выбор одного из трех на свой вкус):
Как подходить к предмету. Глубокое постижение ключевых понятий: это сборка мозаичных фактов в «большие идеи» — то, что остаётся в голове ученика, когда из памяти стираются детали. Большие идеи могут охватывать сразу несколько предметов, они помогают увидеть связи и разобраться с россыпью фактов. Пример большой идеи: «Изучение иностранных языков помогает лучше понять родной язык»; «Особенности строения живого организма отражают среду, в которой он обитает, и то, какой образ жизни ведет».
Как работает ученик. Обучение через открытия: американский психолог и педагог Джером Брунер (в каком-то смысле он был последователем советского психолога Льва Выготского) говорил, что можно «достичь мощного эффекта, если мы позволим учащемуся самому разобраться, самому стать открывателем». И действительно, основная задача учителя в этом подходе состоит в том, чтобы вдохновлять и мотивировать ученика на самостоятельный поиск решения. Безусловно, лучше всего для этого подойдут открытые задачи — имеющие более одного решения или не имеющие однозначного решения.
Узнать подробности по каждому из вопросов можно в исследовании НИУ ВШЭ и благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» «Универсальные компетенции и новая грамотность: от лозунгов к реальности».
Данный материал является частью проекта о будущем современного образования, подготовленного БФ Сбербанка «Вклад в будущее» и медиа о воспитании образовании «Мел». О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как сегодня меняется школа: теперь она учит еще и самостоятельно думать, формулировать вопросы, общаться и работать в команде. И помощниками тут могут стать не только учителя, но также родители — и сами дети. В других материалах проекта вы найдете ответы на вопросы: зачем нам что-то менять в школе и кто это должен делать? Что такое «большие идеи» и как применять их в учебном процессе? Чему нас может научить позитивный опыт образовательных систем Китая, Кореи и Канады? Что такое проектное обучение и др.
Тел.: +7 (495) 669-08-08 (доб. 78915099)
E-mail: compliance@vbudushee.ru