Экология — это комплекс взаимодействий между всеми обитателями природы и цивилизации. Это умение людей не только беречь окружающий мир, но и с уважением относиться друг к другу в обществе, где многие правила и установки регулярно пересматриваются.
Так что первый совет — научите детей адаптироваться, объясните, что наши знания о мире постоянно обновляются. Нет ничего страшного в том, что усвоенный в школе материал через несколько лет вдруг окажется устаревшим, а то и вовсе ошибочным. В конце концов, когда-то люди считали, что Земля плоская, а каких-то сто лет назад верили, что цвет кожи или пол влияют на умственные способности.
Экология — это не только про природу, но и про людей. Например, про «экологичное общение», в котором нет места «токсичности», агрессии, зато есть понимание и желание слышать собеседника. Лучше с детства объяснять ребенку, что мир — большой, в нём живут очень разные люди со своими особенностями, отличиями и спецификой. И с каждым из них нужно находить общий язык.
К сожалению, родители невольно передают ребенку свои страхи, предрассудки и фобии. Особенно это касается инклюзивных программ — еще одного тренда будущего. Инклюзивный подход, когда в одной школе учатся дети с разными способностями и особенностями, уже не редкость. Правда, не все родители относятся к нему однозначно.
«Родителям в первую очередь имеет смысл поработать над собой. Нередки случаи, когда родители не хотят, чтобы в классе учились дети с особенностями, считают, что это как-то тормозит учебный процесс, негативно на чём-то сказывается. И это печально, потому что так сами родители ставят детям шоры, а снять их потом очень сложно. Другое дело, когда ребёнок видит, как они улыбаются другому человеку в инвалидном кресле или спокойно разговаривают с мамой ребёнка с особенностями развития», — объясняет руководитель программы «Инклюзивная среда» фонда «Вклад в будущее» Инна Ширшова.
По её словам, дети сами по себе открыты миру. И общение с кем-то, кто не похож на них, только расширяет границы их восприятия и открывает множество новых возможностей. Так что здесь совет прост: не мешать.
Один из важных принципов воспитания — самому делать то, чему вы учите ребенка. Взрослым свойственно поучать детей: мол, «не сиди вечно в телефоне», «пойди лучше займись чем-нибудь полезным или погуляй». Меж тем сами родители не прочь полистать полчасика инстаграм или сесть за многосерийную драму вместо семейного отдыха в лесу или музее.
Распишите вместе с ребенком, какие активности ему по душе. Может, он давно хотел на выставку роботов? Или мечтает о спонтанном путешествии хотя бы в соседний город? Или он жаждет научиться играть на гитаре, а вы еще помните что-то из музыкальной школы?
Составьте список интересных дел, которые можно делать вместе, занесите их в календарь и выполняйте по порядкуЕсли ребёнок неохотно соглашается проводить время вместе, ориентируйтесь на его интересы. И поставьте привлекательную цель: например, в конце года вы вместе сходите в самую вкусную бургерную города и закажете всё что угодно из меню.
Сюда же отлично подойдут уроки «цифровой гигиены». Конечно, глупо отбирать у телефона гаджеты, особенно сейчас, когда большая часть жизни проходите в интернете и его окрестностях. Но можно по крайней мере обратить во благо время, проведенное в сети.
Полистайте вместе онлайн-энциклопедии, посмотрите интересный научпоп-фильм, обсудите увиденное. Если ваш ребенок тянется к творчеству, поизучайте вместе с ним образовательные ролики — например, простые уроки рисования — а потом повторите вместе результат. Можно даже устроить соревнование: кто быстрее нарисует что-нибудь на заданную тему. Кто знает, может, так вы и в себе откроете талантливого художника.
Один из главных трендов будущего, который заметен уже сегодня, — это умение общаться. Коммуникабельные люди способны решить любую проблему и договориться с кем угодно и о чем угодно. Это особенно актуально в среде, где с каждым днем становится всё больше узкоспециализированных профессий и просто невозможно знать всё и обо всём.
Как вызвать сантехника и понять, что он не обманывает с ценой ремонта? А как поговорить с автомехаником и не попасть на круглую сумму за ремонт авто, если ты физик-ядерщик или киновед и ничего не понимаешь в машинах?
На эти случаи, да и во всех остальных ситуациях, где нужно общаться с людьми, пригодятся базовые умение: не бояться спрашивать о деталях, вежливо отказать, стоять на своем. Все эти навыки нужно закладывать с детства, воспитывая в ребёнке правильную культуру общения.
Проанализируйте свои ошибки, попробуйте в следующий раз не ругать ребёнка за то, что он обменял новый самокат на сломанную приставку. Проговорите с ним, что иногда нужно вежливое отклонить предложение, а в каких-то случаях и вовсе отказаться от общения с человеком, явно втягивающим в неприятности.
Развивайте в ребёнке способность говорить честно и открыто, уважать пространство других людей и смело высказывать и свое мнение, и свои идеи, не прячась за мантру «а вдруг я скажу какую-то глупость, лучше промолчу». Не ругайте за ошибки, лучше вместе разберите проблемные ситуации и придумайте, как их избежать в будущем.
От экологии общения вернемся к «классической» экологии: сортировке мусора, грамотной утилизации сложной техники (от батареек до телевизоров), использованию многоразовой посуды и так далее.
Сегодня делать всё это не так уж и сложно: во многих магазинах есть пункты приема технических отходов или одежды, где-то продают товары только в экологичных упаковках, где-то предлагают сдать старую мебель, которая пойдет на производство новой.
Превратите процесс помощи природе в веселую игру. Например, посадите вместе дерево или поучаствуйте в городском субботнике. Подумайте, как снизить сверхпотребление, отнесите старые игрушки на переработку, пересядьте летом на велосипеды всей семьёй.
Кроме того, можно смотреть документальные фильмы о природе и о том, как устроена экология и что люди придумывают, чтобы помочь природе. В конце концов, кто знает — может, тот или иной фильм натолкнет вашего ребёнка на интересную мысль и через двадцать лет именно он придумает искусственное мясо, ради которого не нужно будет разводить миллионы коров? Или абсолютно экологичный автомобиль? Или совершенно безвредный самолет?
Самый простой способ снижать нагрузку на окружающую среду — контролировать собственное потребление. Делать это можно множеством способов: покупать более качественную одежду вместо дешёвой «одноразовой»; не менять мобильный телефон, просто потому что вышел новый; пользоваться многоразовыми упаковками вместо одноразовых и так далее.
Экономия — это еще и отличный способ научиться жить впрок. Ребёнку пригодятся азы финансовой грамотности, чтобы во взрослом возрасте не тратить всю зарплату на бессмысленные кредиты и спонтанные покупки.
Руководитель программы фонда «Финансовая грамотность» Екатерина Трушина отмечает, что экономия — это не только про деньги, но и про образ мышления.
«У нас сейчас, особенно у старшего поколения, есть еще вот эта боязнь дефицита. Не так давно не было ничего, а тут вдруг появилось всё: появились деньги, появился выбор. И это уже практически психология — если есть деньги, надо срочно их куда-то потратить, потому что завтра может не быть уже ни этих товаров, ни денег. И вот к этому надо подходить осознанно, важно воспитать в себе рациональное потребление.
Если у человека появляются «лишние» деньги и чешутся руки их куда-нибудь потратить, с этим желанием надо бороться и эти деньги убирать подальшеЛучше всего их инвестировать, вкладывать в ценные бумаги, акции, положить на депозит», — считает Е. Трушина.
Чтобы научиться спокойному отношению к деньгам, попробуйте такой метод: вместе с ребенком составьте список того, в чем вы можете сэкономить, заодно помогая окружающей среде. А потом обсудите, что можно купить на вырученные деньги. Например, экологичные велосипеды для поездок в парк всей семьей.
Обратите внимание на последние тренды в этой сфере. Например, на магазины zero waste, где продают товары без упаковки (там и цены ниже, и нет одноразового пластика), на места для сбора старой одежды, из которой потом сошьют новую.
Еще один тренд будущего — это shared economy, то есть принцип аренды того, что раньше было принято только покупать. Каршеринговые автомобили, съемное жилье, иногда даже еда — всё это сюда.
Здесь родителям придется прежде всего поработать над собой. Мы с детства привыкли к тому, что у «состоявшегося» человека обязательно должны быть своя машина и квартира. Но так ли это? Возможно, в современном мобильном мире ребенку будет проще снимать жилье, не обременяя себя ипотекой: вдруг завтра захочется переехать в другой город или другую страну?
То же и с машиной: в мегаполисе дешевле передвигаться на такси или пользоваться краткосрочной арендой, чем владеть собственным автомобилем, для которого еще нужно искать парковку, регулярно обслуживать и платить за бензин.
В «экономике совместного пользования» нет ничего плохого: просто чаще напоминайте себе, что само по себе владение какой-либо вещью, даже квартирой и машиной, не определяет уровень счастья человека. Лучше уж вкладывать деньги в себя. А заодно и планете лучше.
Данный материал является частью большого проекта, посвященного развитию у детей личностного потенциала и ключевых компетенций XXI века. О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как меняется мир, и показываем, какие навыки помогут ребенку гармонично жить в меняющейся реальности. Другие материалы проекта раскрывают темы развития социально-эмоционального интеллекта, финансовой и цифровой грамотности, когнитивного развития, инклюзии в школе и др. Проект подготовлен совместно с сайтом об образовании и воспитании детей Мел.
НазадТел.: +7 (495) 669-08-08 (доб. 78915099)
E-mail: compliance@vbudushee.ru