04.08.2020
114
Статья

Выжить среди фейков. Как и зачем развивать критическое мышление

Выжить среди фейков. Как и зачем развивать критическое мышление

Исследователи называют современное общество информационным. Данные и знания играют в нём главную роль и в некотором роде даже служат валютой. Поэтому критически относиться к потоку информации, который сваливается на нас каждый день, жизненно необходимо. Вместе с преподавателем логики, философии и критического мышления НИУ ВШЭ Тарасом Пащенко разбираемся, как быть рациональным и не стать занудой.

Критическое мышление — это мышление эффективное. Это наиболее рациональный способ решения различных задач. Тем не менее единого универсального определения критического мышления нет. Но чаще всего в литературе встречается определение критического мышления через две составляющие: навыки и установки.

Практические навыки, важные для критического мышления:
  • Анализ информации — человек должен уметь работать с информацией: к примеру, отличать главное от второстепенного и факты от мнений, данные — от выводов, аргументы — от тезиса. Сюда же входит умение определять степень достоверности того или иного сообщения: насколько ему вообще можно доверять.
  • Навыки рассуждения — речь идёт об использовании известной имеющейся информации для того, чтобы логически выводить из неё новую. Видеть логические ошибки в рассуждениях и избегать их.
  • Аргументация — способность представлять свою позицию и убедительно её доказывать, избегая уловок. Подбирать или создавать весомые аргументы, доводы, способные убедить собеседника, читателя или слушателя в зависимости от ситуации.
Установки ещё называют диспозициями, склонностями — это особенности того, как человек смотрит на мир: любознательность, внимание к деталям, вера в разум и в то, что большинство проблем можно решить рационально. Очень важна установка открытости к новому, готовности признавать свои возможные и реальные ошибки. Такие внутренние качества помогают мыслить действительно критически, они определяют, чем руководствуется человек, принимая решения или формируя мнение по какому-то поводу.

Гипотетически возможна такая ситуация: человек умеет логически мыслить, но не использует этот навык в силу каких-то причин. В этом случае можно говорить, что у человека не сформирована установка на использование этого навыка.

Как не дать себя обмануть?

Есть некие общие правила проверки любой информации, особенно в медиа, и уж тем более в интернете: убедиться в достоверности источника, изучить альтернативные мнения по вопросу, всегда читать дальше заголовка, который часто может быть кликбейтным (от английских слов click — «щелчок» и bait — «наживка»). Его задача состоит не в том, чтобы максимально полно донести содержание статьи или новости, а просто заставить пользователя перейти на страницу, чтобы впоследствии получить доход от рекламы.

Проще всего столкнуться с ними в пиратских онлайн-кинотеатрах (та самая реклама секретов похудения от Елены Малышевой) и соцсетях.

590.jpg
Эффектная страшилка для всех, кто опасается китайской экспансии на Дальнем Востоке. Но как всё обстоит на самом деле?

На снимках — юг Швеции, где в 2005 (!) году произошёл сильнейший ураган Гудрун. Он повредил около 75 млн кубометров древесины, которая и показана на снимках — все поваленные деревья собрали на заброшенном аэродроме. Так и получилось одно из крупнейших хранилищ пиломатериалов в мире.

Ключевая установка — прочитать то, что действительно написано, вместо того, что нам кажется или хочется увидеть. Мы можем делать выводы исходя не только из смысла написанного, но и из контекста, подачи, языка, а также из своих личных убеждений и прошлого опыта. Нередко человек может домысливать то, чего в первоначальном сообщении вообще нет. Это происходит в результате наличия у человека когнитивных искажений — систематических ошибок восприятия и мышления, которые приводят к ошибочным с точки зрения рациональности решениям.

Полностью избавиться от когнитивных искажений невозможно. Они появляются не по нашей воле, а в результате того, как устроен наш мозг, как он обрабатывает информацию. Единственный способ минимизировать их влияние на повседневную жизнь — просто помнить об их существовании и принять, что каждый из нас человек и может ошибаться.

Как быть рациональным и не разругаться с окружающими?

Представьте ситуацию: вы твёрдо решили, что будете мыслить исключительно критически, сомневаться во всём, читать разные исследования по теме и только после этого делать собственные выводы. И вот вы узнаёте, что есть каждый день на обед суп совершенно не обязательно (потому что обед как совокупность первого, второго и третьего блюд — это социальный конструкт, не обладающий какой-то особенной полезностью с точки зрения диетологии). Но ваша бабушка уверена, что суп — это основа здорового питания, без которого проблемы с пищеварением неизбежны. Как быть?

Прежде всего подумайте: угрожают ли бабушкины убеждения в необходимости супа здоровью кого-либо из членов семьи? Может ли бабушка прислушаться к вашим аргументам? Не приведёт ли попытка переубедить бабушку к бессмысленным конфликтам?
Только разобравшись, что будет оптимальным, наиболее эффективным решением в конкретной ситуации, стоит действовать
Не принимая во внимание обстоятельства и контекст, некоторые радикальные адепты критического мышления рискуют оказаться в интеллектуальном одиночестве, поскольку люди верят в довольно странные, иррациональные вещи: теории заговора, лечебную силу гомеопатии, возможность выигрыша в казино и многие другие. Но если ходить и указывать каждому человеку, что он во многом заблуждается и мыслит нелогично, будет сложно сохранить хорошие отношения с окружающими.
Древнегреческий философ Сократ посвятил свою жизнь тому, чтобы проверить гипотезу о том, что он — самый мудрый человек из ныне живущих. Он общался с самыми разными людьми, в том числе действительно выдающимися, и вскоре убедился, что они действительно частенько заблуждаются. Сократ был настолько активен в своём исследовании, что история закончилась судом и смертным приговором для философа — никто не любит, когда его выставляют дураком. Но обратите внимание: Сократ является центральной фигурой для всей европейской культуры, признается великим мыслителем, а его судей и обвинителей никто и не вспомнит.
Гибкость — такая же важная составляющая эффективного критического мышления, которая позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. А добродетель умеренности (не только в вопросах рациональности, но и в самых разных аспектах жизни) ему в этом только поможет.

Кажется, что и терпимость к утверждениям, не совпадающим с вашими взглядами (даже рациональными и научными), тоже очень важна. Представьте, что вы верите во что-то, что вам кажется совершенно логичным. Скажем, в пользу вакцинации или количество планет в Солнечной системе. А кому-то вокруг вас отчего-то кажется, что всё устроено иначе. Вы как человек знающий и критически мыслящий указываете на их ошибки. Но в какой-то момент научное знание развивается, совершает новый виток, и внезапно оказывается, что ваши убеждения такие же неверные, как и убеждения этих людей. Но при этом из-за того, что вы всех подряд убеждали в их неправоте, люди могут относиться к вам уже не так доброжелательно, как раньше. А вам надо с ними жить, работать, взаимодействовать.

Вернёмся к бабушке — адепту веры в суп как основу здорового питания. В конечном счёте переубеждать её надо только в том случае, если ее вера может серьезно повредить кому-то, причинить страдания. В противном случае, возможно, лучше дать бабушке верить в то, что ей кажется важным, и не заставлять ее лишний раз переживать.

Больше о критическом мышлении для детей можно узнать из книги «Железная логика на все случаи жизни» Тараса Пащенко и Никиты Непряхина. Она заинтересует ребёнка яркими примерами и наглядными иллюстрациями.


Данный материал является частью большого проекта, посвященного развитию у детей личностного потенциала и ключевых компетенций XXI века. О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как меняется мир, и показываем, какие навыки помогут ребенку гармонично жить в меняющейся реальности. Другие материалы проекта раскрывают темы развития социально-эмоционального интеллекта, финансовой и цифровой грамотности, когнитивного развития, инклюзии в школе и др.

автор материала
Кирилл Матюпатенко
Назад