«Он ничего не хочет» — часто жалуются родители на своего ребёнка. На самом деле ещё как хочет! Или мог бы очень сильно захотеть. Просто ему нужно немного помочь воспитать внутреннюю дисциплину и силу воли. Разбираемся, как помочь ребёнку стать целеустремлённым.
1. Избегайте пресыщенности
Не стоит дарить большие подарки на каждый праздник. Планшет, смартфон или ноутбук — на день рождения, а на Новый год — что-то попроще. Свёртков под ёлкой может быть несколько, но пусть они будут недорогими: билеты в кино, набор необычных фломастеров или карандашей, яркая книга-раскладушка с вкладышами.
Важно, чтобы у ребёнка была мечта, которая не исполнится сама собой. Только если он приложит определённые усилия, чтобы воплотить её в жизнь. К примеру, подросток грезит новым гаджетом, а младшеклассник спит и видит гигантский набор лего. Попробуйте вместе с ними задуматься: что же можно и нужно сделать, чтобы мечта сбылась?
Так и появляются цели. Предложите ребёнку самому придумать план её достижения, в случае надобности помогите. Система простая: за важные дела, которые освободят время и сэкономят силы родителям, — награда в виде баллов. А покупка мечты стоит, к примеру, 500 баллов. Так ребёнок лучше поймёт цену подарков и своих усилий.
Не заиграйтесь! Перспектива назначить невысокую цену за важные повседневные дела выглядит соблазнительно, но до добра не доведёт. Учёба, регулярное посещение секций — это не то, за что ребёнок должен получать вознаграждение. А вот дополнительные, совсем не обязательные (на первый взгляд) задачи — другое дело.
2. Научите ребёнка грамотно формулировать цели
Профессор психологии МГУ, член экспертного совета Программы по развитию личностного потенциала БФ «Вклад в будущее»
Тамара Гордеева составила список из пяти простых правил, которых важно придерживаться при постановке целей, чтобы достичь их было проще и интереснее:
- Ставьте важные для себя цели. Если даже предвкушения достаточно для радости и восторга, вы на верном пути.
-
Ставьте измеримые, конкретные цели. Стать хорошим человеком — похвальное стремление, но очень абстрактная цель. Перевести через дорогу сто бабушек и взять из приюта пять собак — другое дело. Если цель большая, делите на промежуточные этапы и выполняйте их постепенно.
-
Ставьте достижимые цели. Даже если цель важная и сложная, вы должны ясно понимать, что выполнить её реально.
-
Ставьте цели на короткие промежутки времени (например, 2–3 месяца). Приоритеты не успеют поменяться, цель останется актуальной, а постоянный прогресс будет держать в тонусе.
-
Контролируйте и корректируйте долгосрочные цели. Проще всего завести специальный блокнот и отслеживать выполнение промежуточных шагов.
3. Избавьте ребёнка от ощущения беспомощности
Многим детям кажется (часто небезосновательно), что родители решают за них все. Какую книжку читать, где проводить отпуск, что купить на карманные деньги. Решают или весьма недвусмысленно намекают.
Как это исправить? Прежде всего ослабить контроль, а затем показать ребенку, что многие цели он ставит себе сам и сам же их добивается. Для этого предложите составить список его достижений за прошедший год. Он научился плавать? Стал лауреатом конкурса рисунка? Накопил на новый гаджет? Впервые получил пятерку по математике в четверти?
Попросите его оценить каждое достижение по четырем критериям:
- Как много усилий он приложил, чтобы добиться цели?
-
Как сильно хотел достичь цели?
-
Вспоминал ли он о цели каждый день?
-
Насколько был уверен, что добьется цели?
Так он увидит, что к цели можно прийти своими силами, — просто не обязательно всегда пытаться достичь её напрямую, в лоб.
4. Визуализируйте
Устройте дома вечер загадывания желаний: возьмите по ватману на каждого члена семьи, фломастеры и яркие наклейки. Скажите ребенку, что сегодня и папа, и мама, и бабушка с дедушкой будут рисовать для себя карту мечты. Покажите пример, нарисуйте свои желания и пути их достижения в виде этапов. Например, вы мечтаете поехать в Японию, сбросить пару килограмм и выучить японский.
К каждой мечте должна вести дорожка: откладывать несколько тысяч в месяц в течение года, заранее купить билеты на самолёт, спланировать поездку, найти передержку для собаки и так далее. Пусть ребенок тоже нарисует свои мечты и пути к их реализации. Наглядное представление желаний помогает упорядочить большие объемы информации и яснее увидеть цели.
5. Относитесь к неудачам проще
Как сказал изобретатель электрической лампочки Томас Эдисон: «Я не терпел поражений. Я просто нашёл 10 000 способов, которые не работают». Повторяйте эту фразу ребенку как мантру каждый раз, когда у него что-то не получается. Важно, чтобы он понял: неудача — повод посмеяться и двигаться дальше, а не впадать в уныние. Умение сделать вдох, выдох, совладать с непростыми эмоциями и не опустить руки в такой ситуации обязательно пригодится и во взрослой жизни.
Помните, что в младшем возрасте для детей характерны бурные реакции на проигрыши и поражения. Для ребенка младше пяти-шести лет совершенно нормально остро реагировать на неудачу. И натренировать его на «принятие любого результата» и «главное — не победа, а участие» просто невозможно.
6. Поддерживайте ребёнка на пути к цели
«Будешь учиться сейчас, это пригодится тебе в будущем» — такой подход уже давно не работает. Как пишет доцент Университета Кэйо Макико Накамуро в книге «Как сделать, чтобы ребенок учился с удовольствием? Японские ответы на неразрешимые вопросы», по статистике, лучшие результаты в учебе показывают те, кого поощряли за процесс — прочтение книги, а не результат — хорошую оценку в четверти. Самое главное здесь — это усилия.
Такой подход научит ребенка в будущем награждать себя за достижение промежуточных целей (взрослые ведь часто дарят сами себе подарки в честь того, что чего-то добились) и получать удовольствие от процесса.
7. Определите «цену» цели — мечты, профессии, красивой жизни
В школах Калифорнии дети занимаются по учебнику под названием «Карьерные выборы и перемены. Книга о том, как определить, кто ты такой. Чего ты хочешь и как этого добиться». Пособие не поможет ребенку выбрать «профессию на всю жизнь», зато поможет научиться раз за разом принимать осознанные решения, менять места работы не из-за проблем, а благодаря новым амбициям и желаниям.
Как? Взвешивая все «за» и «против». В книге детей учат рассматривать каждую профессию с разных сторон. К примеру, девочка хочет стать хирургом. Сколько стоит учеба? Сколько лет нужно учиться? Каков будет годовой доход? В чем будет главное удовольствие от работы (помогать людям, хорошая зарплата, адреналин), а что станет испытанием (ответственность, физическое и психическое напряжение, ненормированный график и т. п.). По тому же принципу в книге разбираются самые популярные профессии от программиста до массажиста — в итоге ребенок начинает понимать, стоит ли игра свеч.
Авторы учебника считают, что мотивирует детей не только сама суть работы (врач спасает людей), а образ жизни, который она позволяет создать: купить большой дом и автомобиль, путешествовать несколько раз в год, носить удобную и стильную одежду.
8. Чем невероятнее цель, тем лучше
Знаменитый клоун Слава Полунин, который сумел превратить такое, на первый взгляд, несерьезное дело, как «Академия дураков», в бизнес, согласен с этим тезисом. Он верит: «Браться нужно только за то, что невозможно, потому что остальное сделают другие. Большая красивая цель звездой освещает путь, вдохновляя и поддерживая в дороге. И дает повод по-настоящему гордиться собой, когда ее достигнешь. Но! В пути за невозможным всегда будь благодарен и цени каждый момент того, что уже имеешь. Только этот баланс способен удержать на плаву не только всю конструкцию достижений, но и ее создателя».
Данный материал является частью большого проекта, посвященного развитию у детей личностного потенциала и ключевых компетенций XXI века. О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как меняется мир, и показываем, какие навыки помогут ребенку гармонично жить в меняющейся реальности. Другие материалы проекта раскрывают темы развития социально-эмоционального интеллекта, финансовой и цифровой грамотности, когнитивного развития, инклюзии в школе и др. Проект подготовлен совместно с сайтом об образовании и воспитании детей Мел.
Назад