На протяжении последних ста пятидесяти лет суть школьного образования заключалась в том, что учитель делился с учеником знаниями, а потом оценивал, как эти знания были усвоены. В современной школе эта классическая схема меняется и обогащается: ученики не просто получают базовые предметные знания, но учатся думать самостоятельно, формулировать вопросы, разбираясь в незнакомых ситуациях, общаться и действовать вместе. Эту практику уже освоили и применяют школы в Корее, Китае, Канаде, Англии и других странах. Разбираемся, что именно они делают, и записываем самые интересные идеи.
Система образования Кореи основана на идеале «образованного человека» (Hongik Ingan) — «содействующего общему благу человечества». В 2015 году в Корее при участии семей и местных сообществ был разработан новый образовательный стандарт. В нем зафиксированы шесть универсальных компетентностей: самоорганизация, работа с информацией и знаниями, креативное мышление, эстетическая и эмоциональная компетентность, коммуникативные навыки, гражданское сознание. Универсальные компетентности в корейской школе интегрированы во все учебные предметы. Они увязаны с важными навыками по каждому изучаемому предмету и естественным образом усиливают друг друга в рамках учебного процесса.
В области «новой грамотности» поддерживаются десять междисциплинарных тем (охрана здоровья, карьера, финансы, устойчивое развитие и др.). Они интегрированы как в сугубо предметное обучение, так и в творческую экспериментальную деятельность. Большое значение имеет новый вид грамотности, связанный с физической культурой и спортом. Занимаясь физической активностью и осознавая ее значение, корейские школьники учатся управлять собой, решать задачи, работать в команде и выражать мысли и чувства через язык тела.
Первые шесть лет обучения (в начальной школе) корейским школьникам не выставляют отметок и не проводят стандартного тестирования. При этом учителя постоянно оценивают успеваемость и прогресс каждого ученика — не только степень понимания пройденного материала, но и поведение в коллективе, и увлечения. Все это подробно фиксируется в единой для всех корейских школ интранет-сети. Основное внимание уделяется не результатам промежуточных проверочных работ, а накопленным результатам развития учеников. Вместо однозначных троек или пятерок в конце каждого семестра они получают в электронный дневник запись примерно такого содержания:
«В качестве старосты класса Х в течение весеннего семестра старался решать проблемы класса путем проведения классных собраний.
Клубная деятельность: Хор — 48 часов. Улучшилась способность воспроизводить звуки при диафрагмальном дыхании. Х смог наслаждаться пением и красотой гармонии, выучил партию баритона.
Волонтерская деятельность. Х один раз в месяц работал в организации, помогающей людям. Благодаря уходу за другими людьми Х постигал ценности демократической гражданственности и учился взаимодействовать с соседями.
Корейский язык. Сначала Х написал плохо структурированное эссе, но после консультации смог написать эссе о путешествиях в виде серии заметок со вступлением, основной частью и выводами, а также ссылками на примеры из учебников.
Естественно-научные дисциплины. Х понимает, что такое влажность, и, иллюстрируя, как высокая и низкая влажность влияют на нашу повседневную жизнь, может привести больше двух примеров, находя информацию в интернете и обсуждая свой личный опыт с друзьями».
Такая обратная связь дает гораздо более полное представление о том, чем интересуется ребенок, что у него в учебе получается легко, а над чем стоит поработать. И самое главное — сам ученик не просто видит оценку за пройденный материал, а понимает, что и когда он сделал не так и что ему нужно делать, чтобы в будущем находить более удачные решения.
В середине 1990-х годов Королевская комиссия Канады (назначенная министерством группа из пятерых ученых и экспертов в области образования) провела 1366 встреч с родителями и педагогами в 27 городах страны, чтобы выяснить, какие проблемы есть в школьном образовании. По итогам этих встреч комиссия подготовила доклад, который прямо повлиял на изменения, происходившие в системе образования Канады последние 25 лет, и лег в основу школьной реформы провинции Онтарио. Сейчас Онтарио — один из наиболее успешных примеров трансформации школьного образования с акцентом на универсальных компетентностях.
Канада — единственная из развитых стран, которая не имеет общенациональной образовательной политики. Государство ежегодно выделяет гранты для вовлечения родителей в образовательный процесс.
Во многом благодаря постоянному взаимодействию министерств с родителями, педагогами и представителями бизнеса канадская система образования считается одной из лучших в мире. При этом Канада — единственная из развитых стран, которая не имеет общенациональной образовательной политики. Государство ежегодно выделяет гранты для вовлечения родителей в образовательный процесс. Они выдаются через школьные советы родителей и окружные родительские комитеты на проекты по решению важных вопросов для местного школьного сообщества. Например, на проведение семейных образовательных мероприятий для родителей с детьми, показывающих, как лучше развивать навыки решения задач, критическое мышление и другие компетентности XXI века. С 2005 года по этой программе профинансировано более 19,5 тысячи проектов, благодаря чему родители оказались успешно вовлечены в дела школы.
Педагогические методы в канадской школе (включая и начальную!) ориентированы на собственную исследовательскую активность ребенка (увидеть интересную задачу, вопрос, тему, попытаться разобраться самостоятельно и вместе с учителем и одноклассниками) и создание возможностей для совместного творческого решения задач. «Исследовательский дух» пронизывает все ступени обучения, начиная от детского сада и вплоть до этапа размышлений о профессиональной карьере.
Начиная с 2001 года Китай провел несколько реформ в области содержания образования, сместив общий акцент с передачи знаний на развитие творческих и практических способностей учеников. Универсальные компетентности в китайской системе школьного образования предполагают укрепление чувства социальной ответственности, инновационности и развитие практических навыков учащихся. Чтобы дети развивались правильно, необходимо проявлять уважение к ним как к независимым личностям. Нужно помочь им развивать физические и психологические качества, умение учиться и, обучаясь, выполнять социальные задачи.
В начальной школе № 3 китайского города Чжунгуаньцунь оценивание учеников происходит по трем параметрам:
способность освоения (приобретения и применения) базовых знаний;
междисциплинарные способности — навыки, исследования, навыки коммуникации и сотрудничества;
способность выходить за рамки академических предметов — взгляды на жизнь, мир, ценности; способность узнавать новое; позитивное поведение и хороший характер.
По вторникам в школе №3 выделяется время для проектного обучения, которое включает такие неожиданные модули, как изучение школьной мебели, сбор и вынос мусора или дизайн автомобиля. Проектное обучение разрушает барьеры между предметами, поскольку объединяет навыки и знания, полученные в ходе изучения нескольких дисциплин. Выполняя конкретные проекты, дети учатся решать практические задачи, приобретают фундаментальные знания и навыки, развивают навыки коммуникации и другие полезные качества.
В одной из средних школ города Циндао в рамках курса «Ролевые игры» проводится учебная конференция по модели конференции ООН. Школьники выступают в роли дипломатов, что позволяет им использовать свои знания и умения для обсуждения и решения актуальных международных проблем. В рамках этого курса в аналогичном формате предлагается попробовать себя и в других сферах: в работе экономической ассоциации, в судебном процессе, в конкурсе журналистов.
В Англии правительство активно поддерживает появление в сфере образования новых некоммерческих школ. Прежде всего это так называемые «спонсорские» академии и свободные школы — государственные школы, которые получают финансирование напрямую от правительства (Департамента образования) и не зависят от местных органов власти. В отличие от традиционных школ, они не обязаны следовать национальной учебной программе.
«Школа 21» сама управляет собственным бюджетом и имеет больше возможностей для экспериментов, чем другие школы, финансируемые государством.
«Спонсорскими» академиями в Англии называют, как правило, слабые школы, получившие статус академии и с ним — расширенную автономию, чтобы добиться лучших результатов. Управляются они «спонсором», контролирующим управляющий совет школы. Это может быть предприятие, сообщество, университет или другая школа. Свободные школы финансируются правительством, а также не подчиняются местным органам управления и не имеют права применять к ученикам процедуры академического отбора.
Яркий пример позитивного опыта создания свободной школы — «Школа 21», расположенная в одном из неблагополучных районов Лондона. Это неселективная бесплатная школа для детей 4–18 лет, которая была создана при поддержке родителей, но финансируется государством и не контролируется местными органами власти. Как свободная школа, она сама управляет собственным бюджетом и имеет больше возможностей для экспериментов, чем другие школы, финансируемые государством.
Под руководством директора Питера Хаймана «Школа 21» создала сообщество учителей, которые работают, основываясь на едином понимании и общих целях. Эти цели ясно изложены, ответственность за их достижение несут все. Основной элемент учебной программы — хорошо структурированное проектное обучение и мышление, основанное на творческом подходе («дизайн-мышление»).
Учебная программа «Школы 21» основана на «балансе головы, рук и сердца». Она обеспечивает учащихся широкими когнитивными навыками, необходимыми для академического успеха (голова), ценностями и установками, необходимыми для благополучия (сердце), навыками решения задач, практическими и креативными навыками (руки), которые необходимы для предпринимательства.
Еще один пример — учебная программа, разработанная мэрией Лондона. Ее суть в том, что все лондонские школы могут использовать в качестве образовательного ресурса сам город с его многочисленными культурными, научными и историческими памятниками и событиями.
Материалы программы были разработаны в партнерстве с учеными и специалистами в области образования, чтобы помочь школам привлечь детей к исследованию городского пространства и обучению в динамичном контексте. В основе этих ресурсов лежат три общих принципа:
Открывай: увлекательные планы уроков и ресурсы для обучения, вдохновленные Лондоном.
Исследуй: возможность перенести обучение из класса в городскую среду.
Соединяй: итоговый проект, чтобы учащиеся смогли собрать полученные результаты воедино и получить от обучения удовольствие.
Использование этих материалов для проведения уроков поддерживает формирование универсальных компетентностей (мышления, сотрудничества) на основе реальных жизненных задач и проблем. Это делает процесс обучения релевантным опыту ученика, стимулирует учебную мотивацию и способствует развитию навыков активной самостоятельности.
Данный материал является частью проекта о будущем современного образования, подготовленного БФ Сбербанка «Вклад в будущее» и медиа о воспитании образовании «Мел». О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как сегодня меняется школа: теперь она учит еще и самостоятельно думать, формулировать вопросы, общаться и работать в команде. И помощниками тут могут стать не только учителя, но также родители — и сами дети. В других материалах проекта вы найдете ответы на вопросы: зачем нам что-то менять в школе и кто это должен делать? Что такое «большие идеи» и как применять их в учебном процессе? Чему нас может научить позитивный опыт образовательных систем Китая, Кореи и Канады? Что такое проектное обучение и др.
Тел.: +7 (495) 669-08-08 (доб. 78915099)
E-mail: compliance@vbudushee.ru