Мы много говорим о том, что школьное образование не соответствует духу времени и не отвечает задачам будущего. Чего нам не хватает здесь и сейчас, как каждый может попробовать сделать первые шаги к изменению ситуации? Смотрим на важность вовлечения в процесс учителей, детей, родителей и государства.
Учитель по-прежнему остаётся главной фигурой в школе, и от его решений зависит многое. Например, применяет ли он один подход ко всем ученикам или работает индивидуально с каждым. Дело в том, что потоковый подход и общие для всех требования были необходимы, когда образование стало массовым. Но в современном мире его минусы очевидны: кто-то из школьников опережает сверстников, другие отстают, им необходимо вернуться и изучить материал повторно. Индивидуальное же отношение позволяет абсолютно всем ученикам получить необходимую базу знаний по предмету (своего рода фундамент), а дальше действовать из потребностей: кому-то — углубленно изучать физику или английский, кому-то — усвоить азы истории и литературы.
То же и с потоковым подходом к знаниям: если урок за уроком повторять один и тот же материал из учебника, пытаться «донести», «разжевать» знания, эффект получится обратный. Заинтересованным в предмете ученикам это покажется скучным, а тем, кто и до этого не особо включался в процесс, пересказ параграфа вряд ли поможет увлечься знанием, увидеть потенциал для поиска и изучения нового. Другое дело, если учитель использует целый арсенал приёмов — преподавание через «большие идеи» (те знания, которые надолго остаются с ребенком), проектное обучение (дети работают в группах или индивидуально над задачей, которая интересна ребенку; учитель не контролирует, а помогает), обучение через открытия (ребёнок сам приходит к ответам, делает обобщения с помощью добытой информации).
Только так и развиваются необходимые в современном мире компетентности — навыки критического и креативного мышления, взаимодействия с людьми и с собой. При этом лучшие результаты достигаются, когда задача развития компетентностей вплетена в предметное обучение. Вовсе не обязательно преподавать их отдельно — важно объединять знания на уровне «больших идей», создавать ситуации, в которых обучение происходит благодаря самостоятельным усилиям и совместной проектной работе школьников.
Мы начали с того, что учитель — главная фигура в школе, но в центре образовательного процесса должен быть ученик. Именно ученик может и должен спрашивать, сомневаться, интересоваться и спорить. Именно его потребности определяют темп и скорость обучения. И именно он в этой системе учится (а не его учат). Логика развития современных учебных практик связана с переходом от «парадигмы преподавания» к «парадигме самостоятельных учебных усилий» (ученик — субъект, а не объект обучения). Да и развитие компетентностей невозможно в первом, «преподавательском», подходе, тогда как позиция «самостоятельного ученика» благоприятна.
Часто любое сомнение, которое школьник высказывает на уроке, критикуется учителем, если задача ребёнка для него — слушать и запоминать. На деле же сомневаться не только можно, но и нужно. Более того, атмосфера на уроке должна этому способствовать — важно поощрять инициативы и полярность мнений, организовывать разные формы коммуникации в классе: диалоги, дебаты, дискуссии. Словом, создавать мотивирующую среду и амбициозные задачи для каждого ученика.
Родители и учителя часто спорят, кто именно отвечает за развитие универсальных компетентностей. Более 80% учителей считают, что роль школы — передать хорошие предметные знания, а «мягкие» навыки — это ответственность семьи и самого ребенка. Но правда в том, что, объединив усилия, можно достичь большего. Взрослые — в школе и дома — поддерживают любознательность и самостоятельную активность ученика: в постижении наук, в решении бытовых задач и в ответственном отношении к миру вокруг.
Взрослые — в школе и дома — поддерживают любознательность и самостоятельную активность ученика: в постижении наук, в решении бытовых задач и в ответственном отношении к миру вокруг.
Например, оценка из карательного инструмента в руках учителя может превратиться в зеркало: она будет показывать ребёнку его сильные и слабые стороны, пробелы в знаниях, которые требуется восполнить, и в аспектах метапредметных и личностных компетенций, которым стоит уделить особое внимание. Но всей этой рефлексии не случится, если родитель будет из раза в раз настойчиво спрашивать: «Почему не пять?»
Или школьные правила: если дети и родители включены в их создание с самого начала, и им, и детям, и учителям будет комфортнее жить и учиться. Потому что правила создавались совместно, с ними все были согласны, они одинаковы и понятны для всех. Для этого необходимо регулярное общение: совместно вырабатывать «образ будущего» для своих детей и договариваться об ответственности каждого — и не только в рамках родительских собраний.
Но вообразить себе перемены невозможно без встречных шагов государства. Пока у учителей нет возможности профессионально развиваться, пока нет методической поддержки учителей, пока не налажено общение со всеми заинтересованными сторонами, включая учеников, родителей, местные сообщества и государство, пока результаты обучения определяются через объем изученного материала, а не через готовность выпускников школы справляться с решением реальных задач и пока среди результатов учёбы нет универсальных компетентностей, пока образовательные программы и стандарты написаны непонятным родителям языком, говорить о серьезных переменах в образовании рано.
Интересно, что сейчас в России федеральные государственные образовательные стандарты не содержат четкого, ясного и последовательного перечня предметных или универсальных компетентностей, как это сделано в других странах (например, в Финляндии, Канаде, Австралии, Сингапуре, Корее, Китае).
И самый насущный вопрос — итоговая аттестация (ЕГЭ и ГИА) — должен быть пересмотрен с учетом изложенных принципов. Только тогда школа сможет не разрываться меж двух огней: готовить к успешной сдаче экзаменов либо давать глубокие знания и современные компетентности. Две задачи наконец-то можно будет соединить в одну.
Но несмотря на то, что от каждого участника процесса требуются вполне определённые шаги, сделать их все сразу едва ли возможно. Изменения должны быть постепенными, с постоянным мониторингом и диалогом — и эта статья в том числе подготовлена для того, чтобы диалог запустить.
Узнать больше о том, какие шаги потребуются от всех участников образовательного процесса, чтобы изменить школу, можно в исследовании НИУ ВШЭ и благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» «Универсальные компетенции и новая грамотность: от лозунгов к реальности».
Данный материал является частью проекта о будущем современного образования, подготовленного БФ Сбербанка «Вклад в будущее» и медиа о воспитании образовании «Мел». О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как сегодня меняется школа: теперь она учит еще и самостоятельно думать, формулировать вопросы, общаться и работать в команде. И помощниками тут могут стать не только учителя, но также родители — и сами дети. В других материалах проекта вы найдете ответы на вопросы: зачем нам что-то менять в школе и кто это должен делать? Что такое «большие идеи» и как применять их в учебном процессе? Чему нас может научить позитивный опыт образовательных систем Китая, Кореи и Канады? Что такое проектное обучение и др.
Тел.: +7 (495) 669-08-08 (доб. 78915099)
E-mail: compliance@vbudushee.ru