Недавнее исследование Медицинской школы Гарварда показало, что среди учеников первого класса чаще всего СДВГ диагностируют у самых младших. Дело в том, что вполне здоровым детям, какими бы способными они ни казались своим родителям, сложно и скучно сидеть за партой в таком возрасте. Кроме того, зачастую сами педагоги начинают относиться к ним как к отстающим, уделяют все меньше внимания — с какой стороны ни посмотри, сплошной вред для ребенка и его будущего. Так что первый разумный совет — не торопиться. В конце концов, наибольших успехов в жизни достигают не те, кто раньше ушел из детского сада.
Залог успеха — это грамотно подойти к его развитию. В конце концов, даже самые оптимистичные исследования свидетельствуют, что наследственность определяет интеллект не больше чем на 80%.
Хвастаться перед другими родителями тем, насколько рано и бегло ребёнок научился читать, уже традиция. Исследователи считают, что весьма опасную иллюзию прогресса создают многие «продвинутые» методики обучения чтению, включая карточки, кубики и прочие методы визуализации: дети действительно начинают с их помощью читать раньше и с большим удовольствием, однако, как показывает исследование, проведенное еще в 1975 году в Университете Мичигана, читают медленнее и запоминают меньше, чем те, кого учили по старинке, по так называемой фонетической системе — той самой, которой в большинстве случаев до сих пор пользуются российские школьные учителя.
Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок поражал окружающих не возрастом, в котором он научился читать, а полученными в результате чтения знаниями, придется приложить усилия, сидя вместе с ним за книжкой.
Метод кнута и пряника безнадёжно устарел тогда, когда себя окончательно дискредитировал кнут. Но и позиции пряника далеко не так незыблемы, как может показаться: в детских садах, на подготовительных курсах и в начальной школе полно наградных стикеров-звездочек, таблиц достижений и прочих средств реального и виртуального поощрения.
В последние годы всё больше уважаемых специалистов предостерегают родителей, которые чересчур увлекаются всевозможными системами вознаграждений. Основная суть опасений ясна и понятна: если ребенок получает бонус за всякое усилие, он не чувствует, что оно необходимо лично ему. В итоге он не видит причин стараться, если не получит награду немедленно.
В качестве аргумента скептики ссылаются на классическое исследование, проведенное в 1971 году Эдвардом Деси из Университета Рочестера. Деси набрал две группы студентов и предлагал им решать ребусы. В первый день никому не платили, и все решали головоломки с удовольствием. Во второй платили уже только одной группе, и, когда на третий день им перестали давать деньги, их мотивация упала.
Директор Родительского центра и Клиники детского поведения Йельского университета Алан Каздин тем не менее считает, что систематическое вознаграждение формирует у ребенка так называемое повторяемое поведение — то есть, говоря по-простому, привычку. С одной стороны, у него закладывается связь между заправленной кроватью и полученной радостью от вознаграждения, а с другой — через какое-то время незаправленная кровать начнет раздражать его самого.
К тому же, как верно замечает профессор Вирджиния Шиллер из того же Йельского университета, исследования о том, что люди лучше выполняют неоплачиваемые действия, касались исключительно занятий интересных, вроде решения головоломок. Таким образом, если вы не хотите назначать ценник за каждый постиранный носок, придется придумать способ сделать стирку интересной для ребенка. Но гораздо важнее, чтобы выполнение задачи давало ребёнку повод гордиться собой: достижения лучше любой оплаты.
Вопрос, который волнует едва ли не каждого родителя, — насколько сложно ребенку должно быть учиться, насколько конкурентной должна быть его среда? Ответ учёных расстроит в первую очередь самого ребенка. Если верить знаменитому психологу Льюису Термену, написавшему «Генетические исследования гениальности» и одному из пионеров тестирования интеллекта, легко быть не должно ни в коем случае. Начиная с 1921 года он следил за сотнями самых талантливых школьников и пришел к выводу, что главной опасностью на пути развития их потенциала оказываются скука и несоответствие уровня задач уровню их интеллекта.
Считается, что, если отдать ребенка в сильный класс, он начнет ориентироваться на лидеров, стремиться к их результатам, учиться лучше и так далее. Увы, это тоже не всегда работает. Да, такое может получиться с ребенком, у которого, например, результаты близки к средним в классе или выше, а вот с тем, кто пока не дотягивает до этого уровня, может быть обратный эффект. Дети перестают верить в себя, успеваемость только падает, снижается мотивация.
Мы привыкли, что пятёрка за контрольную — это повод для гордости, а тройка — для того, чтобы отыскать пробелы в знаниях и ликвидировать их. Отчасти это так, но Льюис Термен считает совсем иначе:
«Высокая оценка за проверочную работу, тест или экзамен говорит лишь о том, что человек способен справиться с конкретными заданиями в конкретный момент времени. А низкая оценка не говорит вообще ни о чём. Факторов, которые могут негативно сказаться на результате теста, предостаточно — от слабой стрессоустойчивости (контрольные редко помогают расслабиться) до всевозможных индивидуальных особенностей вроде основного типа восприятия (визуал, аудиал, кинестетик)».
Профессор Термен и его коллеги пришли к неожиданному выводу: дети, которые с раннего возраста стабильно получают высокие оценки, могут вскоре столкнуться с недостатком мотивации. Это явление исследователи назвали «фиксированным образом мышления». Очень важно дать детям понять, что превосходных результатов в учёбе и работе можно добиться благодаря усердной и скрупулёзной работе.
Не надо придавать этим цифрам излишнее значение. Первоначально коэффициент интеллекта изобрели и использовали, чтобы тестировать огромные группы людей, например призывников в армии. Насколько умён ваш ребенок, вы сможете понять и из постоянного общения.
Не забывайте, что уже упомянутый Льюис Термен, отбирая с помощью теста IQ кандидатов для своего исследования, упустил двух нобелевских лауреатов по физике: будущий изобретатель транзистора Уильям Шокли и автор пузырьковой камеры Луис Альварес показали результаты ниже нужного уровня.
Например, научить составлять интеллект-карты (mind maps) — наглядные диаграммы связей между объектами и явлениями, похожие на паутину. Они помогают лучше запомнить любой материал.
Плюс это тот самый случай, когда популярный тренд действительно научно обоснован. Нобелевский лауреат по физиологии и медицине Роджер Сперри в своем исследовании выяснил, что чем чаще взаимодействуют друг с другом зоны мозга, тем эффективнее работает наш мыслительный процесс. Приучая ребенка рисовать интеллект-карту вокруг всякого интересного понятия, вы не просто научите его систематизировать информацию, но поможете мозгу работать более эффективно.
А ещё, чтобы поддержать ребёнка и помочь ему эффективнее учиться, для начала просто понаблюдайте за ним:
- То, как он выполняет домашнее или любое другое задание, может рассказать об особенностях внимания: на сколько его хватает, как быстро оно переключается, как скоро ребёнок начинает отвлекаться.
- Подробно разобрав несколько сделанных домашних заданий, можно понять, какие типичные ошибки допускает ребёнок, и вместе поработать над ними.
- Важно регулярно общаться и обсуждать уроки, домашние задания, проверочные работы и вообще материал, который преподают в школе. Что нравится, а что — нет? Почему? Что даётся проще? А что сложнее?
- Если что-то увлекает ребёнка надолго и он с удовольствием часами смотрит тематические видео, вполне вероятно, что у него к этому есть склонность. Задумайтесь!
Данный материал является частью большого проекта, посвященного развитию у детей личностного потенциала и ключевых компетенций XXI века. О чем проект? Мы рассказываем о ребенке и его развитии как о личности, а не объекте образовательного процесса. Мы объясняем, как меняется мир, и показываем, какие навыки помогут ребенку гармонично жить в меняющейся реальности. Другие материалы проекта раскрывают темы развития социально-эмоционального интеллекта, финансовой и цифровой грамотности, когнитивного развития, инклюзии в школе и др. Проект подготовлен совместно с сайтом об образовании и воспитании детей Мел.
НазадТел.: +7 (495) 669-08-08 (доб. 78915099)
E-mail: compliance@vbudushee.ru