С момента начала реализации Программы по развитию личностного потенциала мы сформировали уникальную команду из 165 преподавателей управленческого и педагогического модулей программ повышения квалификации в наших 12-ти регионах-участниках. Мы предложили нашим преподавателям – тем, кто уже начал обучение управленцев и педагогов силами своей региональной команды, - ответить на несколько вопросов о том, как проходит обучение у них в регионе. Ниже вы найдете выдержки из интервью. Это не просто ответы на вопросы – это откровенный разговор о будущем российской педагогики, современной школы и наших детей – очень личный, ёмкий и эмоционально насыщенный.
Страница будет обновляться по мере получения обратной связи из других регионов.
ИРЕНА ИВЛЕВА, Калининградская область
|
Ирена Ивлева
Руководитель Центра профессионального мастерства Института развития |
|
Дарья ПохиленкоТьютор Центра поддержки одаренных детей «Стратегия», город Липецк |
«Стадия сопротивления новому неизбежна. Но неизбежен и момент инсайта, когда педагог понимает, как это новое можно реально применять и что это ему дает. В какой-то момент кажется, что есть вещи, которые изменить сейчас невозможно – и это нормально. Всё это очень важные знания. Программа помогает пережить все эти ситуации, расширить свои горизонты и посмотреть на многое под другим углом. Какие-то темы даются легко и принимаются проще, какие-то темы - спорные и вызывают сопротивление. Но несмотря на это, многие педагоги, причем самых разных возрастов и статусов, принимают то, что им дается на программе, и понимают, что это может изменить то, что они делают».
«Темы, которые поднимает программа, сложные и глубокие, но мы все старались проживать их на максимуме и, видя наш пример, наше участие – командное и увлеченное – учителя понимали, что мы делаем это не для галочки. Это давало им спокойствие и помогало легче принимать информацию, осваивать новые техники».
«Как обучали мы? Мне кажется, что все прошло на «отлично», хотя мы как организаторы прекрасно видим все те точки, где нам нужно что-то изменить к следующему модулю. Первый модуль прошел в позитивной и рабочей атмосфере. Мы максимально старались создать комфорт и дать обучающимся чувство безопасности. И педагоги это чувствовали: они задавали самые разные вопросы, понимая, что их за незнание никто не осудит, никто не посчитает их «не профи». Это далось не сразу, но к концу первой мастерской – это было на второй день – мы все стали более открытыми».
«Во время обучения первого потока в первом модуле у меня были три темы: «Модель образовательных результатов», «Мастерская выбора и самоопределения», «Мастерская достижения». И я как молодой педагог столкнулась с проверкой меня на прочность и на знание того, о чем я говорю им, опытным, но я смогла с этим справиться. Было очень приятно, что те, кто видел во мне сначала только мой возраст, постепенно разглядели меня как специалиста, понимающего теории и идеи, о которых он говорит, имеющего реальный опыт реализации этих идей. В конце концов они стали постоянно обращаться с вопросами и консультациями».
«Мне хочется говорить с учителями о важности личности – их собственной, их учеников, о важности личностного потенциала, о том, как его развивать, о том, что это возможно в любом возрасте, о том, что главное принять это и начать развиваться. Мир меняется стремительно, жить и работать по старой схеме уже не выходит. Поэтому иметь возможность говорить об этом другим – профессионально, на основе больших концепций – это просто невероятное ощущение!»
|
Ольга ФеклистоваЗаместитель директора в «Лицее №8» города Новоалтайска, Алтайский край |
«Программа для наших педагогов стала большим подспорьем в понимании того, что такое эмоциональный интеллект, о котором сейчас все говорят. Что было самым удивительным для учителей – осознание того, что эмоцию можно не только уловить и идентифицировать, но что можно еще и задать ее развитие, управлять ею. Здесь, конечно, возникает много споров на тему этики, но сам факт, сама возможность – это было открытие!»
«Программа дает понимание того, что ты можешь противостоять критике педагогов, которая сейчас бурлит в социуме. Ты смотришь на себя, на свою работу и понимаешь, что ты и твои коллеги - вы вместе - делаете нужное дело. И наше развитие как профессионалов будет полезно и нам, и нашим ученикам, и в конечном счете их родителям, и всему социуму в целом».
«Программа учит педагога брать на себя ответственность. Да, много говорят о том, что учитель и так много за что отвечает. Но берет ли он на самом деле на себя ответственность с полным пониманием? Или он просто слушает указания и, кивая, принимает к исполнению, и думает, что кто-то возьмет на себя ответственность или сделает за него, или оно сделается само? Нет, такого не бывает, по крайней мере, с теми, кто проходит обучение по Программе – сам процесс обучения учит действовать совсем иначе: договориться и выработать общее продуктивное решение».
«Мне как тренеру было поначалу нелегко, потому что педагоги – народ осторожный, консервативный, сдержанный, особенно в эмоциях. И в первый день первого модуля, который мы проводили уже у себя в регионе, было не до конца ясно, как педагоги реагируют на то, что происходит. Как отследить обратную связь? Казалось, будто ее не было, а потом началась вечерняя рефлексия, и мы поняли, что затронули важные темы, которые никого не оставили равнодушным. Для всех преподавателей модуля это большой опыт взаимодействия в тренерской команде, проживания материалов уже с точки зрения тренера».
«На второй день (а для кого-то на третий) случилось, можно, я скажу так - чудо: педагоги начали свободно двигаться, свободно говорить, свободно высказываться, объединяться в группы, спорить, озвучивать решения… И здесь мы поняли: всё, что мы делали во время обучения, было не зря! Нам удалось «раскачать» аудиторию. Это понравилось, и многие стали задавать вопросы не только нам, но и себе – а это, на мой взгляд, самое ценное».
«Из всех тем первого модуля мне ближе всего тема развития эмоционального интеллекта. Хотя психологического образования у меня нет, но мне очень нравится все, что связано с практической психологией. Возможности распознавания эмоций у других людей, управления этими эмоциями – мне это интересно, потому что я сама очень много общаюсь с людьми, и порой возникают проблемы с реакцией на негативные эмоции, с пониманием причин поступков других людей. Почему человек так поступил? Что лежит в основе его поступка, какая эмоция? Как ее распознать? Как с ней дальше работать? На эти вопросы Программа тоже отвечает».
«Мне как заместителю директора важно продвинуть тему эмоционального интеллекта в своем педагогическом коллективе. Это тот материал, который является мостом к педагогической практике. Думаю, что эмоциональный интеллект будет темой ближайших семинаров, точнее вебинаров, потому что у нас в лицее начинается активная работа в этом направлении. Пока это эпизоды, пусть и очень яркие, но, чтобы по-настоящему прокачать все эти навыки у себя в коллективе, нужно привести все в систему. Программа по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» дает такую возможность».
|
Альбина КораблёваПроректор по проектной деятельности Института развития образования, Ярославская область |
«Ярославская область включилась в реализацию Программы в 2018 году одной из первых. Мне самой это далось достаточно легко. Многое в содержательном плане было понятным: с 2002 года сферой научных интересов стали проблемы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности (защищена кандидатская) и создания толерантной образовательной среды в профессиональных организациях (подготовлен текст докторской). Это пересекается со многими идеями Программы. К тому же в Программе широко используются кино-и видеоматериалы, здесь также накоплен немалый опыт по использованию этих средств в работе с педагогами. Включение в Программу было очень интересным и ответственным делом: я только пришла на новое место работы руководителем центра сопровождения проектов в Институт развития образования».
«Нам всем было легко включиться, потому что мы постоянно чувствовали поддержку руководства, в частности, нашего ректора Ангелины Золотаревой. В реализации Программы заинтересован Департамент образования области. Еще до вхождения в Программу регион проделал большую подготовительную работу в этом направлении. Постепенно сложилась и региональная команда, с которой легко реализовать все идеи, порой даже не до конца оформленные и сложенные. Очень помогали коллеги из фонда и Лаборатории развития личностного потенциала в образовании МГПУ; никогда не отказывает в помощи Ярославское отделение Сбербанка».
«Реализация такой программы – командный вид деятельности. Это не только периодическое проведение различных ППК, это системная и трудоемкая работа по выстраиванию отношений: между обучающимися педагогами и обучающей командой ИРО, между региональной обучающей командой и федеральной обучающей командой, между командами образовательных организаций, реализующими Программу. Сейчас у нас 30 организаций, а на следующий год будет 50. Удержание целостности в режиме согласования смыслов, содержания, технологии работы – непростая задача. Но это очень хороший опыт для всех нас».
«Обучение педагогов прошло у нас достаточно успешно. Об этом говорят результаты внедрения ими Программы в педагогическую практику. Педагоги и воспитатели восприняли идею занятий, направленных на социально-эмоциональное развитие ребенка, с энтузиазмом, тут же приступили к проработке всех переданных пособий и с нетерпением ждут новых. Но они на самом деле пошли еще дальше, самостоятельно разрабатывая занятия и внедряя свои идеи, вдохновленные курсом СЭР».
«Наиболее близкой для педагогов оказалась тема эмоционального интеллекта, а вот с темами создания профессиональных обучающихся сообществ и Соглашения было чуть посложнее в силу специфики их практической применяемости».
«Лично для себя одной из приоритетных тем считаю создание личностно-развивающей образовательной среды, так как много лет занимаюсь изучением проблемы формирования толерантной образовательной среды. Близка и тема эмоционального интеллекта: она безгранична по своему содержанию и созвучна моим родительским установкам в воспитании собственного ребенка».
«Тем, кто только присоединяется к Программе, я бы посоветовала быть открытыми всему новому – знаниям, смыслам, идеям, общению с прекрасным коллективом федеральной обучающей команды, командой Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Быть готовыми к работе командой, работе с командами, изменениям и внесению изменений в уже написанные и утвержденные дорожную карту, план, программу; к тренинговой работе при проведении ППК, сопровождению участников на протяжении нескольких лет. Но самое главное – быть готовыми принять все смыслы и содержание самой Программы, увидеть необходимость ее реализации в своем регионе и образовательной организации».
|
Наталья ЕвсееваПедагог-психолог Центра психологического сопровождения образовательной деятельности Калужского государственного института развития образования |
«У каждого участника Программы свои точки роста и, следовательно, своя уникальная траектория движения по пути развития личностного потенциала. И движение это не заканчивается в момент окончания обучения, а, как это часто бывает, только начинается. Программа дает некий импульс, позволяющий активизировать внутренние резервы личностного развития».
«Калужская область одной из первых включилась в Программу. Это было ответственно и в то же время влекло за собой определенные сложности. Программа сильно изменилась со времени обучения первых команд, и нам как организаторам пришлось учиться заново, самим постигать новые смыслы, идеи, заложенные в Программе, вместе с командами проживать этот новый опыт».
«Количество участников Программы в Калужской области постоянно растет, и поддержка нужна не только тем, кто недавно вступил на этот путь, но и тем, кто уже работает в этом направлении. Для нас особенно важна помощь коллег из Фонда и специалистов Лаборатории развития личностного потенциала в образовании МГПУ».
«Наибольший отклик у педагогов, на мой взгляд, находит тема развития эмоционального интеллекта. Поначалу с осторожностью, но затем все более активно они включаются в работу, выполняют упражнения, обсуждают, спорят, примеряют на себя ситуации из кейсов. Тема интересна им как в личном, так и в профессиональном аспектах. Сначала они проживают этот опыт сами, а уже затем задумываются над тем, что и как смогут передать детям. Но есть и педагоги, для которых тема эмоционального интеллекта сложна, и кому-то ближе, например, формирование уроков, направленных на развитие 4К».
«”Моя тема” в Программе – развитие личностного потенциала. Она интересна и сложна одновременно. Я бы даже сказала, что интересна тем, что сложна. Она затрагивает глубокие экзистенциальные вопросы, на которые нет однозначных ответов. Я не могу сказать, что мне все ясно и понятно в этой теме. Каждый раз она открывает все новые и новые грани, в каждой новой аудитории она воспринимается по-своему. И я нахожу для себя все новые точки роста».
«В ряде образовательных организаций нашего региона, которые уже получили методические материалы и рабочие тетради, проводятся занятия с детьми. В детских садах идея занятий по развитию социально-эмоционального интеллекта была принята педагогами с энтузиазмом; эти занятия органично вписались в общую программу работы образовательной организации; они на самом деле нравятся детям и педагогам. Также проводятся занятия в начальных классах трех школ, но в разной форме. Часть педагогов проводит занятия в рамках отдельного курса внеурочной деятельности, другие включают отдельные задания в предметное содержание уроков. Большинство педагогов творчески подходит к преподаванию и видит эффективность проводимой работы».
|
Людмила БеткерДоцент Институтаразвития образования ХМАО – Югры, кафедра педагогики, психологии и управления образованием |
«С помощью Программы мы, педагоги, можем иначе взглянуть на то, что мы делаем, правильно выбрать вектор, направление деятельности, и тогда наши дети получат не только новые знания, навыки, компетенции, которые, конечно, понадобятся им в “новом” будущем, но и смогут раскрыть себя как личности. Казалось бы, ничего нового: мы не первые, кто много говорит о том, что школа должна раскрывать личность. Но всё ли мы делаем? И делаем ли мы это настолько, насколько можем? Как построить диалог, раскрыть уникальность другого человека, создать для него пространство, где бы он мог находить ответы в себе? Вот это то, что дает педагогу Программа».
«Программа помогает участникам находить внутренние балансиры в ситуации столкновения с новой реальностью. Это поиск новых возможностей - возможностей с пониманием относиться к тем, кто иначе воспринимает, реагирует на ситуацию, не конфликтовать, а обмениваться опытом; интересоваться смыслами, которые каждый вкладывает в свою деятельность. Ее появление послужило мощным толчком в создании нового профессионального сообщества педагогов».
«Обучение педагогов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре прошло при огромной поддержке фонда “Вклад в будущее” и МГПУ. Это обучение стало ответом на вызовы неопределенности, в которых оказалась система образования в нашей стране. Работая в команде сначала как модератор, а затем в роли ведущего, я поняла всю важность и значимость перефокусировки внимания в подготовке педагогов с плоскости формирования предметных компетенций в плоскость достижения личностных результатов. Это может позволить учителю уже сейчас стать лидером изменений, вселить в учеников веру в свои возможности, веру в возможность быть успешными не только в обучении, но и в решении личностных вопросов. Педагоги отмечают своевременность и важность Программы, ее легкую встраиваемость в реальную практику, востребованность применения новых инструментов “работы” с личностью».
«Наиболее близкой для педагогов, на мой взгляд, стала тема развития эмоционального интеллекта как мощного инструмента раскрытия личностного потенциала, позволяющего соединить рациональное и эмоциональное, ум и сердце воедино. Понимание другого человека – ключ к успеху. В этой теме педагоги нашли для себя много возможностей для улучшения отношений с родителями, детьми, в том числе своими».
«Как и в любом другом обучении, у нас, конечно, возникали трудности. Обучение взрослых – это всегда пересмотр, ревизия своего опыта, оценка, сравнение с тем, что уже известно, преодоление страха перед новым, неизвестным, внутренним контролем. Поэтому процесс обучения для кого-то может быть болезненным. И готовность у всех разная. Кто-то присматривался, у кого-то возникало сопротивление новому, а кто-то постоянно находился в общем потоке, и мера присутствия каждого ощущалась нами, особенно в рамках модерирования – мощного инструмента прокачки педагогов. Перед ведущими и модераторами стояла важная задача – постоянно быть в контакте с аудиторией, помогать устранять внутренние препятствия и барьеры на пути достижения личной эффективности».
«Все темы программы тесно связаны, и каждая представляет для меня свою ценность и вызывает интерес. Я увидела практическую значимость темы по созданию в образовательных организациях среды для социально-эмоционального развития, развития эмоционального интеллекта, развития способности адекватного восприятия и понимания эмоций у себя и других людей. Это те элементы практической психологии, которые могут легко встроиться в деятельность педагога, прошедшего курсы повышения квалификации. И эту работу нужно проводить не точечно, эпизодически, а в системе – на уроках, в рамках курсов внеурочной деятельности, вовлекая родителей».
«Программа по развитию личностного потенциала, участие в ней позволили мне понять, осознать и прочувствовать необходимость и важность личностного компонента в работе педагога. Благодаря ей работа педагога становится более гуманной, человечной. А это то, что необходимо для образования. Участвуя в этой программе, я чувствовала гордость за то, что работаю в системе образования, и радость от того, что в такое непростое время мы смогли осознать его особую ценность».Тел.: +7 (495) 669-08-08 (доб. 78915099)
E-mail: compliance@vbudushee.ru