03.04.2020
6183
Интервью

Лица Программы по развитию личностного потенциала

С момента начала реализации Программы по развитию личностного потенциала мы сформировали уникальную команду из 165 преподавателей управленческого и педагогического модулей программ повышения квалификации в наших 12-ти регионах-участниках. Мы предложили нашим преподавателям – тем, кто уже начал обучение управленцев и педагогов силами своей региональной команды, - ответить на несколько вопросов о том, как проходит обучение у них в регионе. Ниже вы найдете выдержки из интервью. Это не просто ответы на вопросы – это откровенный разговор о будущем российской педагогики, современной школы и наших детей – очень личный, ёмкий и эмоционально насыщенный.

Страница будет обновляться по мере получения обратной связи из других регионов.

ИРЕНА ИВЛЕВА, Калининградская область
ДАРЬЯ ПОХИЛЕНКО, город Липецк
ОЛЬГА ФЕКЛИСТОВА, Алтайский край
АЛЬБИНА КОРАБЛЁВА, Ярославская область
НАТАЛЬЯ ЕВСЕЕВА, город Калуга
ЛЮДМИЛА БЕТКЕР, ХМАО-Югра


_PAD4489PAD.jpg  
    

Ирена Ивлева

Руководитель Центра профессионального мастерства Института развития
образования Калининградской обл.


Факты и даты
В программе с 2019 года. Первое обучение прошла как преподаватель управленческого модуля по ДПП ПК «Методология и технология обучения управленческих команд созданию личностно-развивающей образовательной среды». И уже осенью принимала участие в обучении управленцев школ и детских садов Калининградской области в качестве модератора. В феврале 2020 года обучилась по ДПП ПК «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений». В марте 2020 года участвовала в организации обучения 139 педагогов в своем регионе.

quotes.png «Мы очень старались. Через трудности, но мы это сделали – провели у себя обучение. Нам помогала идея, за которую мы все ратуем, – о ценности личности и необходимости развивать ее потенциал. Хочется, чтобы она органично вошла в наши школы и головы педагогов. Если держаться этих ценностей, то можно сдвинуть чаши весов, которые сейчас в школе все-таки перевешивают в пользу академической, а не личностной составляющей».

«На большинстве курсов повышения квалификации наши педагоги не получают никакой информации о себе. Да, их предметные компетенции измеряются, да они пробуют что-то решать, тестироваться, примеряют на себя ЕГЭ, но тему личностного развития они вообще не затрагивают: в чем мои ресурсы, каков мой потенциал? А это для учителя первостепенно важно! Эту возможность и дает Программа Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала. Для меня эта самая глубокая программа, которую я видела. Она ориентирована на ценность человека, учителя. Она о том, что педагог в школе – это не тот, кто готовит высокобалльников и олимпиадников. Это тот, кто работает как уникальная личность, тот, кто показывает, что такое личностные ценности и почему они для него важны, учит этому других».

«У участников программы есть уникальная возможность – задать вопросы самим себе, раскрыть свой собственный потенциал, понять, в чем они сильны, усилить свои личностные компетенции. Очень важно, что в ходе программы педагоги получают интересный и полезный опыт, который помогает им развивать в самих себе то, что сегодня называют навыками XXI века, – умение работать в команде, сотрудничать, критически осмысливать услышанное, увиденное и прочитанное».

«Как мы это делали? Мы не просто говорили про это, мы погружали педагогов в те условия, в которых они просто не могли не искать и не развивать в себе эти качества, потому что мы хорошо знаем: если они научатся этому, то смогут передать этот опыт ученикам».

«Мы живем сложно и интенсивно, но нужно находить время для себя и уметь снимать стресс. Об этом мы говорим прямо на старте обучения. И когда мы говорим об этом, у людей загораются глаза от того, что им, оказывается, можно уставать, можно испытывать негативные эмоции и выражать их, используя приемлемые конструктивные формы. Самое большое удивление и радость вызывает то, что сам факт возможности у учителя усталости и негатива хоть кем-то признается. А когда педагоги, наконец, в ходе нашего обучения понимают, что эмоции, даже негативные, – это нормально, да, с ними нужно работать, но это нормально, - у них расправляются плечи».

«Мы все привыкли быть на позитиве: так положено, мы же мужественные… Так что жизнестойкость, которую мы подробно разбираем, когда говорим о личностном потенциале, у учителей просто зашкаливает, но все это дается через жертвы, ощущение подневольности и безысходности. А на самом деле все то, что ты делаешь каждый день, можно делать исходя из мировосприятия, которое помогает быть довольным тем, что ты делаешь, тем результатом, которого ты достигаешь, и быть по-настоящему счастливым, а не просто приносить себя в жертву на алтарь образования. Мы учимся в ходе обучения отказываться от этой позиции жертвы в пользу понимания того, что мы сами можем что-то формировать и на что-то влиять. Ведь, если у учителя появится это конструктивное понимание, эта внутренняя сила, то он передаст это мужество, силу, стойкость, целеполагание и своим ученикам».

«Когда мы только начинали, в первый день обучения, у нас у всех возникало напряжение и какое-то сопротивление, потому что это новый большой пласт информации, новые задачи и новые обязательства. И мы, и участники обучения в регионе сначала сопротивлялись, потому что ничего из того, что у нас уже записано в обязательства, не заберут, а что-то новое дадут. Но когда мы начинаем говорить о том, что это не сверх, - это о том, что у нас внутри, педагоги начинают осознавать это и испытывают благодарность».

«Я – психолог, и для меня очень важна тема самосохранения человека на рабочем месте, поэтому для себя я делаю акцент на блоках по стрессоустойчивости, эмоциональному интеллекту и личностному потенциалу. Я ставлю для себя задачу повышения культуры психологического здоровья педагогов. Я буду очень рада, если получится не только направлять их и извне подсказывать, когда им нужно, наконец, уделить себе внимание и отдохнуть, переключиться, но когда они сами научатся чувствовать этот момент и следовать за своими потребностями».

«Мне кажется, это здорово, что каждый может найти в этой программе что-то свое – и в личностном плане, и в профессиональном. Быть универсальным солдатом, конечно, интересная задача, но это далеко не всегда продуктивно».


IMG_1782.jpg    
    

Дарья Похиленко

Тьютор Центра поддержки одаренных детей «Стратегия», город Липецк

Фаты и даты
В программе с 2019 года. Первое обучение прошла как преподаватель управленческого модуля по ДПП ПК «Методология и технология обучения управленческих команд созданию личностно-развивающей образовательной среды». И уже осенью принимала участие в обучении управленцев школ и детских садов Липецкой области в качестве модератора. В феврале 2020 года прошла ДПП ПК «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений». В марте 2020 года в качестве преподавателя и модератора участвовала в организации обучения по программе 59 педагогов в своем регионе. Готова делиться сомнениями и инсайтами.

quotes.png «Рано или поздно педагог сталкивается с необходимостью «что-то менять» и начинает задумываться о том, как это сделать. Сначала эти мысли очень неоформленные, но программа БФ Сбербанка «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала дает возможность всё это осознать и собрать воедино. В ходе обучения здесь порой освещаются вопросы, которые педагоги даже сами для себя обычно воспринимают как табу – особенно разговор о разных гранях личности, не всегда приятных, и негативных эмоциях».

«Стадия сопротивления новому неизбежна. Но неизбежен и момент инсайта, когда педагог понимает, как это новое можно реально применять и что это ему дает. В какой-то момент кажется, что есть вещи, которые изменить сейчас невозможно – и это нормально. Всё это очень важные знания. Программа помогает пережить все эти ситуации, расширить свои горизонты и посмотреть на многое под другим углом. Какие-то темы даются легко и принимаются проще, какие-то темы - спорные и вызывают сопротивление. Но несмотря на это, многие педагоги, причем самых разных возрастов и статусов, принимают то, что им дается на программе, и понимают, что это может изменить то, что они делают».

«Темы, которые поднимает программа, сложные и глубокие, но мы все старались проживать их на максимуме и, видя наш пример, наше участие – командное и увлеченное – учителя понимали, что мы делаем это не для галочки. Это давало им спокойствие и помогало легче принимать информацию, осваивать новые техники».

«Как обучали мы? Мне кажется, что все прошло на «отлично», хотя мы как организаторы прекрасно видим все те точки, где нам нужно что-то изменить к следующему модулю. Первый модуль прошел в позитивной и рабочей атмосфере. Мы максимально старались создать комфорт и дать обучающимся чувство безопасности. И педагоги это чувствовали: они задавали самые разные вопросы, понимая, что их за незнание никто не осудит, никто не посчитает их «не профи». Это далось не сразу, но к концу первой мастерской – это было на второй день – мы все стали более открытыми».

«Во время обучения первого потока в первом модуле у меня были три темы: «Модель образовательных результатов», «Мастерская выбора и самоопределения», «Мастерская достижения». И я как молодой педагог столкнулась с проверкой меня на прочность и на знание того, о чем я говорю им, опытным, но я смогла с этим справиться. Было очень приятно, что те, кто видел во мне сначала только мой возраст, постепенно разглядели меня как специалиста, понимающего теории и идеи, о которых он говорит, имеющего реальный опыт реализации этих идей. В конце концов они стали постоянно обращаться с вопросами и консультациями».

«Мне хочется говорить с учителями о важности личности – их собственной, их учеников, о важности личностного потенциала, о том, как его развивать, о том, что это возможно в любом возрасте, о том, что главное принять это и начать развиваться. Мир меняется стремительно, жить и работать по старой схеме уже не выходит. Поэтому иметь возможность говорить об этом другим – профессионально, на основе больших концепций – это просто невероятное ощущение!»


Феклистова.jpg    
    

Ольга Феклистова

Заместитель директора в «Лицее №8» города Новоалтайска, Алтайский край


Факты и даты
В программе с февраля 2020 года. Прошла обучение как преподаватель педагогического модуля по ДПП ПК «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений». И уже в марте 2020 года принимала участие в обучении учителей и психологов школ и детских садов в своем регионе в качестве тренера и модератора. Готова рассказать о темах, которые стали близки, и рисках обучения тех, кто учит.

quotes.png «Программа по развитию личностного потенциала БФ Сбербанка «Вклад в будущее» дает педагогу массу возможностей. Одна из них – выход за привычные рамки: внутренние психологические, профессиональные. Педагог, который прошел такое обучение, начинает по-другому понимать себя, по-другому отвечать на вопросы «Кто я?», «Что я могу и умею?», «Каков мой личностный потенциал?». С помощью различных техник и инструментов, которые предлагаются ему Программой, он получает возможность повысить свой потенциал. И, конечно, очень важным является мощное развитие навыка командной работы».

«Программа для наших педагогов стала большим подспорьем в понимании того, что такое эмоциональный интеллект, о котором сейчас все говорят. Что было самым удивительным для учителей – осознание того, что эмоцию можно не только уловить и идентифицировать, но что можно еще и задать ее развитие, управлять ею. Здесь, конечно, возникает много споров на тему этики, но сам факт, сама возможность – это было открытие!»

«Программа дает понимание того, что ты можешь противостоять критике педагогов, которая сейчас бурлит в социуме. Ты смотришь на себя, на свою работу и понимаешь, что ты и твои коллеги - вы вместе - делаете нужное дело. И наше развитие как профессионалов будет полезно и нам, и нашим ученикам, и в конечном счете их родителям, и всему социуму в целом».

«Программа учит педагога брать на себя ответственность. Да, много говорят о том, что учитель и так много за что отвечает. Но берет ли он на самом деле на себя ответственность с полным пониманием? Или он просто слушает указания и, кивая, принимает к исполнению, и думает, что кто-то возьмет на себя ответственность или сделает за него, или оно сделается само? Нет, такого не бывает, по крайней мере, с теми, кто проходит обучение по Программе – сам процесс обучения учит действовать совсем иначе: договориться и выработать общее продуктивное решение».

«Мне как тренеру было поначалу нелегко, потому что педагоги – народ осторожный, консервативный, сдержанный, особенно в эмоциях. И в первый день первого модуля, который мы проводили уже у себя в регионе, было не до конца ясно, как педагоги реагируют на то, что происходит. Как отследить обратную связь? Казалось, будто ее не было, а потом началась вечерняя рефлексия, и мы поняли, что затронули важные темы, которые никого не оставили равнодушным. Для всех преподавателей модуля это большой опыт взаимодействия в тренерской команде, проживания материалов уже с точки зрения тренера».

«На второй день (а для кого-то на третий) случилось, можно, я скажу так - чудо: педагоги начали свободно двигаться, свободно говорить, свободно высказываться, объединяться в группы, спорить, озвучивать решения… И здесь мы поняли: всё, что мы делали во время обучения, было не зря! Нам удалось «раскачать» аудиторию. Это понравилось, и многие стали задавать вопросы не только нам, но и себе – а это, на мой взгляд, самое ценное».

«Из всех тем первого модуля мне ближе всего тема развития эмоционального интеллекта. Хотя психологического образования у меня нет, но мне очень нравится все, что связано с практической психологией. Возможности распознавания эмоций у других людей, управления этими эмоциями – мне это интересно, потому что я сама очень много общаюсь с людьми, и порой возникают проблемы с реакцией на негативные эмоции, с пониманием причин поступков других людей. Почему человек так поступил? Что лежит в основе его поступка, какая эмоция? Как ее распознать? Как с ней дальше работать? На эти вопросы Программа тоже отвечает».

«Мне как заместителю директора важно продвинуть тему эмоционального интеллекта в своем педагогическом коллективе. Это тот материал, который является мостом к педагогической практике. Думаю, что эмоциональный интеллект будет темой ближайших семинаров, точнее вебинаров, потому что у нас в лицее начинается активная работа в этом направлении. Пока это эпизоды, пусть и очень яркие, но, чтобы по-настоящему прокачать все эти навыки у себя в коллективе, нужно привести все в систему. Программа по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» дает такую возможность».


IMG_4771.jpg  
    

Альбина Кораблёва

Проректор по проектной деятельности Института развития образования, Ярославская область


Факты и даты
В программе с 2018 года. Зимой 2018-го обучалась вместе с 79 управленцами школ и детских садов Ярославской области по программе повышения квалификации «Управление личностно-развивающей образовательной средой», а уже в марте 2019-го открывала в регионе ППК «Социально-эмоциональное и когнитивное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС» для 113 участников и выступила одним из тренеров по теме эмоционального интеллекта. В сентябре 2019 года прошла обучение по ППК «Методология и технология обучения управленческих команд образовательных организаций созданию личностно-развивающей образовательной среды». В ноябре 2019 года выступила организатором и спикером ППК «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» для 79 участников. В феврале 2020 года принимала участие в обучении управленческих команд Нижегородской области по ППК «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» в качестве модератора. На данный момент готовит запуск обучения 223 педагогов своего региона по ППК «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений». Готова рассказать о том, к чему надо быть готовыми, включаясь в Программу, и почему иногда это просто судьба.

quotes.png «Программа Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» – своеобразный навигатор педагогов в мире всевозможных инструментов развития личностного потенциала. Она позволяет иначе воспринять взаимодействие с учениками, общение с коллегами, родителями учеников, дает стимул к профессиональному развитию в сфере эмоционального интеллекта. Это то, что позволяет научиться работать ответственно и нестандартно, даже если вы находитесь, что называется, на передовой – в ситуации тотальной неопределенности и высокой мобильности».

«Ярославская область включилась в реализацию Программы в 2018 году одной из первых. Мне самой это далось достаточно легко. Многое в содержательном плане было понятным: с 2002 года сферой научных интересов стали проблемы подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности (защищена кандидатская) и создания толерантной образовательной среды в профессиональных организациях (подготовлен текст докторской). Это пересекается со многими идеями Программы. К тому же в Программе широко используются кино-и видеоматериалы, здесь также накоплен немалый опыт по использованию этих средств в работе с педагогами. Включение в Программу было очень интересным и ответственным делом: я только пришла на новое место работы руководителем центра сопровождения проектов в Институт развития образования».

«Нам всем было легко включиться, потому что мы постоянно чувствовали поддержку руководства, в частности, нашего ректора Ангелины Золотаревой. В реализации Программы заинтересован Департамент образования области. Еще до вхождения в Программу регион проделал большую подготовительную работу в этом направлении. Постепенно сложилась и региональная команда, с которой легко реализовать все идеи, порой даже не до конца оформленные и сложенные. Очень помогали коллеги из фонда и Лаборатории развития личностного потенциала в образовании МГПУ; никогда не отказывает в помощи Ярославское отделение Сбербанка».

«Реализация такой программы – командный вид деятельности. Это не только периодическое проведение различных ППК, это системная и трудоемкая работа по выстраиванию отношений: между обучающимися педагогами и обучающей командой ИРО, между региональной обучающей командой и федеральной обучающей командой, между командами образовательных организаций, реализующими Программу. Сейчас у нас 30 организаций, а на следующий год будет 50. Удержание целостности в режиме согласования смыслов, содержания, технологии работы – непростая задача. Но это очень хороший опыт для всех нас».

«Обучение педагогов прошло у нас достаточно успешно. Об этом говорят результаты внедрения ими Программы в педагогическую практику. Педагоги и воспитатели восприняли идею занятий, направленных на социально-эмоциональное развитие ребенка, с энтузиазмом, тут же приступили к проработке всех переданных пособий и с нетерпением ждут новых. Но они на самом деле пошли еще дальше, самостоятельно разрабатывая занятия и внедряя свои идеи, вдохновленные курсом СЭР».

«Наиболее близкой для педагогов оказалась тема эмоционального интеллекта, а вот с темами создания профессиональных обучающихся сообществ и Соглашения было чуть посложнее в силу специфики их практической применяемости».

«Лично для себя одной из приоритетных тем считаю создание личностно-развивающей образовательной среды, так как много лет занимаюсь изучением проблемы формирования толерантной образовательной среды. Близка и тема эмоционального интеллекта: она безгранична по своему содержанию и созвучна моим родительским установкам в воспитании собственного ребенка».

«Тем, кто только присоединяется к Программе, я бы посоветовала быть открытыми всему новому – знаниям, смыслам, идеям, общению с прекрасным коллективом федеральной обучающей команды, командой Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Быть готовыми к работе командой, работе с командами, изменениям и внесению изменений в уже написанные и утвержденные дорожную карту, план, программу; к тренинговой работе при проведении ППК, сопровождению участников на протяжении нескольких лет. Но самое главное – быть готовыми принять все смыслы и содержание самой Программы, увидеть необходимость ее реализации в своем регионе и образовательной организации».


IMG_2696.jpg  
    

Наталья Евсеева

Педагог-психолог Центра психологического сопровождения образовательной деятельности Калужского государственного института развития образования


Факты и даты
Первое знакомство с Программой по развитию личностного потенциала состоялось в конце 2018 года, когда обучались управленческие команды и команда преподавателей Калужского государственного института развития образования. В течение 2019 года вместе с педагогическими командами образовательных организаций региона принимала участие в обучении, организованном Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» в Калуге. В ноябре 2019 года вместе с управленческими командами Липецкой области прошла обучение по ППК «Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды». В январе 2020 года в качестве преподавателя участвовала в организации обучения 24 управленческих команд образовательных организаций Калужской области. В феврале 2020 года прошла обучение по ДПП ПК «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений».

quotes.png «Эта программа Благотворительного фонда Сбербанка “Вклад в будущее”, на мой взгляд, ценна тем, что каждый педагог может найти в ней что-то для себя. Для кого-то – это новые инструменты в преподавании, новые формы, технологии работы. Для других – новый взгляд на общение с детьми, коллегами, родителями. Для третьих – какие-то личные инсайты, открытия во взаимоотношениях с самим собой».

«У каждого участника Программы свои точки роста и, следовательно, своя уникальная траектория движения по пути развития личностного потенциала. И движение это не заканчивается в момент окончания обучения, а, как это часто бывает, только начинается. Программа дает некий импульс, позволяющий активизировать внутренние резервы личностного развития».

«Калужская область одной из первых включилась в Программу. Это было ответственно и в то же время влекло за собой определенные сложности. Программа сильно изменилась со времени обучения первых команд, и нам как организаторам пришлось учиться заново, самим постигать новые смыслы, идеи, заложенные в Программе, вместе с командами проживать этот новый опыт».

«Количество участников Программы в Калужской области постоянно растет, и поддержка нужна не только тем, кто недавно вступил на этот путь, но и тем, кто уже работает в этом направлении. Для нас особенно важна помощь коллег из Фонда и специалистов Лаборатории развития личностного потенциала в образовании МГПУ».

«Наибольший отклик у педагогов, на мой взгляд, находит тема развития эмоционального интеллекта. Поначалу с осторожностью, но затем все более активно они включаются в работу, выполняют упражнения, обсуждают, спорят, примеряют на себя ситуации из кейсов. Тема интересна им как в личном, так и в профессиональном аспектах. Сначала они проживают этот опыт сами, а уже затем задумываются над тем, что и как смогут передать детям. Но есть и педагоги, для которых тема эмоционального интеллекта сложна, и кому-то ближе, например, формирование уроков, направленных на развитие 4К».

«”Моя тема” в Программе – развитие личностного потенциала. Она интересна и сложна одновременно. Я бы даже сказала, что интересна тем, что сложна. Она затрагивает глубокие экзистенциальные вопросы, на которые нет однозначных ответов. Я не могу сказать, что мне все ясно и понятно в этой теме. Каждый раз она открывает все новые и новые грани, в каждой новой аудитории она воспринимается по-своему. И я нахожу для себя все новые точки роста».

«В ряде образовательных организаций нашего региона, которые уже получили методические материалы и рабочие тетради, проводятся занятия с детьми. В детских садах идея занятий по развитию социально-эмоционального интеллекта была принята педагогами с энтузиазмом; эти занятия органично вписались в общую программу работы образовательной организации; они на самом деле нравятся детям и педагогам. Также проводятся занятия в начальных классах трех школ, но в разной форме. Часть педагогов проводит занятия в рамках отдельного курса внеурочной деятельности, другие включают отдельные задания в предметное содержание уроков. Большинство педагогов творчески подходит к преподаванию и видит эффективность проводимой работы».

IMG_4856.jpg
    

Людмила Беткер

Доцент Институтаразвития образования ХМАО – Югры, кафедра педагогики, психологии и управления образованием


Факты и даты
В Программе БФ «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала - с сентября 2019 года. Первое обучение прошла как преподаватель управленческого модуля по ДПП ПК «Методология и технология обучения управленческих команд созданию личностно-развивающей образовательной среды». В ноябре 2019 года принимала участие в обучении управленцев школ и детских садов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в качестве модератора. В феврале 2020 года прошла обучение по ДПП ПК «Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений: методология и технология обучения педагогических команд». В мае 2020 года в качестве преподавателя и модератора участвовала в организации обучения 123 педагогов по программе в своем регионе.

quotes.png «Мне кажется, эта программа повышения квалификации и, в частности, педагогический модуль дают возможность учителям почувствовать свою сопричастность тем изменениям, которые сейчас происходят в образовании; дают возможность сместить фокус с того, что на строгом педагогическом языке называют “достижение планируемых результатов”, в сторону раскрытия внутренней активности, личности ребенка».

«С помощью Программы мы, педагоги, можем иначе взглянуть на то, что мы делаем, правильно выбрать вектор, направление деятельности, и тогда наши дети получат не только новые знания, навыки, компетенции, которые, конечно, понадобятся им в “новом” будущем, но и смогут раскрыть себя как личности. Казалось бы, ничего нового: мы не первые, кто много говорит о том, что школа должна раскрывать личность. Но всё ли мы делаем? И делаем ли мы это настолько, насколько можем? Как построить диалог, раскрыть уникальность другого человека, создать для него пространство, где бы он мог находить ответы в себе? Вот это то, что дает педагогу Программа».

«Программа помогает участникам находить внутренние балансиры в ситуации столкновения с новой реальностью. Это поиск новых возможностей - возможностей с пониманием относиться к тем, кто иначе воспринимает, реагирует на ситуацию, не конфликтовать, а обмениваться опытом; интересоваться смыслами, которые каждый вкладывает в свою деятельность. Ее появление послужило мощным толчком в создании нового профессионального сообщества педагогов».

«Обучение педагогов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре прошло при огромной поддержке фонда “Вклад в будущее” и МГПУ. Это обучение стало ответом на вызовы неопределенности, в которых оказалась система образования в нашей стране. Работая в команде сначала как модератор, а затем в роли ведущего, я поняла всю важность и значимость перефокусировки внимания в подготовке педагогов с плоскости формирования предметных компетенций в плоскость достижения личностных результатов. Это может позволить учителю уже сейчас стать лидером изменений, вселить в учеников веру в свои возможности, веру в возможность быть успешными не только в обучении, но и в решении личностных вопросов. Педагоги отмечают своевременность и важность Программы, ее легкую встраиваемость в реальную практику, востребованность применения новых инструментов “работы” с личностью».

«Наиболее близкой для педагогов, на мой взгляд, стала тема развития эмоционального интеллекта как мощного инструмента раскрытия личностного потенциала, позволяющего соединить рациональное и эмоциональное, ум и сердце воедино. Понимание другого человека – ключ к успеху. В этой теме педагоги нашли для себя много возможностей для улучшения отношений с родителями, детьми, в том числе своими».

«Как и в любом другом обучении, у нас, конечно, возникали трудности. Обучение взрослых – это всегда пересмотр, ревизия своего опыта, оценка, сравнение с тем, что уже известно, преодоление страха перед новым, неизвестным, внутренним контролем. Поэтому процесс обучения для кого-то может быть болезненным. И готовность у всех разная. Кто-то присматривался, у кого-то возникало сопротивление новому, а кто-то постоянно находился в общем потоке, и мера присутствия каждого ощущалась нами, особенно в рамках модерирования – мощного инструмента прокачки педагогов. Перед ведущими и модераторами стояла важная задача – постоянно быть в контакте с аудиторией, помогать устранять внутренние препятствия и барьеры на пути достижения личной эффективности».

«Все темы программы тесно связаны, и каждая представляет для меня свою ценность и вызывает интерес. Я увидела практическую значимость темы по созданию в образовательных организациях среды для социально-эмоционального развития, развития эмоционального интеллекта, развития способности адекватного восприятия и понимания эмоций у себя и других людей. Это те элементы практической психологии, которые могут легко встроиться в деятельность педагога, прошедшего курсы повышения квалификации. И эту работу нужно проводить не точечно, эпизодически, а в системе – на уроках, в рамках курсов внеурочной деятельности, вовлекая родителей».

«Программа по развитию личностного потенциала, участие в ней позволили мне понять, осознать и прочувствовать необходимость и важность личностного компонента в работе педагога. Благодаря ей работа педагога становится более гуманной, человечной. А это то, что необходимо для образования. Участвуя в этой программе, я чувствовала гордость за то, что работаю в системе образования, и радость от того, что в такое непростое время мы смогли осознать его особую ценность».

222.jpgБудущие преподаватели педагогического модуля программы повышения квалификации

Назад