Трансформация образования: от лозунгов к реальности

На ММСО-2020 состоялась презентация международного доклада «Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности».

Снимок.JPG

Результаты работы над докладом представили главный эксперт НИУ ВШЭ Мария Добрякова, исполнительный директор БФ «Вклад в будущее» Пётр Положевец, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. Модерировал работу секции директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косорецкий.

Работа над докладом велась в течение двух лет авторским коллективом из 20 человек из 9 стран. В рамках исследования проведено 2 опроса среди учителей из 85 регионов РФ и родителей из Москвы и Московской области. Состоялось более 70 мероприятий и обсуждений на разных площадках с аудиторией от 10 до 5000 человек, в том числе на площадках ОЭСР и UNESCO.

«Конечно, этот доклад не появился бы без стремления президента, председателя правления Сбербанка Германа Грефа помочь модернизации образования. Мы благодарим его и Совет благотворительного фонда «Вклад в будущее» за смелое решение о запуске этого двухлетнего проекта, постоянное внимание и поддержку», - отметила Мария Добрякова в начале своего выступления.

БФ Вклад в будущее» с 2015 года ведет разработки с участием ведущих российских и зарубежных специалистов, учитывающие главные направления развития школьного образования в мире: персонализацию с использованием цифровых технологий; приоритет развития универсальных компетентностей (мышление, взаимодействие с другими, управление собой); обновление содержания образования с учетом быстрых технологических и культурных изменений. Разработки фонда отвечают целям, поставленным в Указе Президента от 7.05.2018 г. в части развития образования.

В частности, в 2017 году совместно с BCG при поддержке Сбербанка был подготовлен доклад «Развитие рынка труда в РФ-2025: ОТ КАДРОВ К ТАЛАНТАМ». На форуме GELP в Москве был представлен доклад «Образование для “сложного человека” в сложном мире XXI века». Однако требовалось более фундаментальное теоретическое и практическое исследование того, что поможет «сложному человеку» в современном мире жить и решать насущные задачи легко, и как это развивать.

Такое исследование должно было основываться на глобальном опыте сферы образования; изучении и систематизации практик стран, которые сегодня являются признанными лидерами в школьном образовании. Фонд обратился к лидерам образовательных исследований страны – Институту образования НИУ ВШЭ и МГПУ. Были выработаны критерии и отобраны страны-лидеры для участия в проекте. Из представителей ведущих университетов[1] США, Канады, Китая, Великобритании, Финляндии, Кореи, Польши был создан международный консорциум, результатом работы которого стал доклад «Универсальные компетентности и новая грамотность». За лидерство и координацию работы над докладом, а также за анализ опыта России и формулирование предложений для системы российского школьного образования в консорциуме отвечают ИО НИУ ВШЭ и МГПУ. В реализации проекта также приняли активное участие российские и международные эксперты, международные организации – ОЭСР и Всемирный Банк.

В результате работы появился международный доклад, состоящий из 14 глав.

«Главы, посвященные отдельным странам, имеют приблизительно одинаковую структуру, - рассказал на презентации Исак Фрумин, - в них говорится о том, как происходит переход к программам с акцентом на навыки XXI века и новую грамотность; какова роль различных заинтересованных сторон в этом процессе. Много внимания уделено практике: как меняются образовательные стандарты, методики преподавания, квалификация учителей, учебники и учебные материалы, система оценки».

«Есть глава о тенденциях развития образования. Есть глава – принципиальное достижение всей работы – та самая “модель компетентностей” - рамка УКНГ, которая стала матрицей и навигатором во всем многообразии компетентностей и видов грамотности. В приложении представлен вариант детализированной “карты универсальных компетентностей”, демонстрирующий разворачивание каждой из компетентностей по этапам решения задач и уровням сложности», - рассказала Мария Добрякова.

На основе анализа более 180 наборов компетентностей авторы доклада сделали следующий вывод: универсальные компетентности могут быть представлены как три блока навыков: компетентность познания (мышление; использование навыков мышления для решения интеллектуальных задач); компетентность взаимодействия с другими; компетентность управления собой («взаимодействе с самим собой»).

В настоящее время завершается работа над двумя продуктами на базе доклада – дайджестом доклада с рекомендациями для учителей и для родителей.


[1] Пекинский университет, Университет Торонто, Университетский колледж Лондона, Университет Хельсинки, Сеульский национальный университет, Бостонский колледж, Варшавский институт доказательной политики.

Назад